Домовая Церковь во имя Донской иконы Божией Матери в ст.Старочеркасской Печать
08.02.2011 13:16

В 1756 - 1761 годах Ефремовы построили в своем подворье домовую Донскую церковь во имя Донской божьей матери.

 

По преданию, за образец ее взята церковь, находящаяся на Ближних пещерах Киево-Печерской лавры, где Данила Ефремов был ктитором (старостой). Действительно, сравнивая ее, например, с трехкупольной Воздвиженской церковью (1700), которая является центром композиции ансамбля Ближних пещер, можно найти отдаленные, но все же важные черты прототипа. Налицо использование приемов украинских мастеров: сочетание вертикальных прямоугольных и граненых форм, гармония прямолинейных и криволинейных очертаний, слияние барочных и классических элементов декора.

Однокупольная Донская церковь была трехъярусной, что в окружении невысоких куреней придавало ей внушительную монументальность. Два нижних кубических объема служили основанием для восьмерика, перекрытого своеобразным лотковым куполом, увенчанным красивой главкой на вытянутом барабане. Углы ярусов украшались тройными колоннами дорического ордера, а стены - оригинальными разорванными треугольными и лучковыми сандриками оконных наличников. Целостность барочной и классицистической декорации в органичном единстве с крупно-масштабностью форм сообщала мягкость и лиричность монументальной композиции.

Впоследствии церковь несколько раз перестраивалась. К ней был пристроен придел Николая Чудотворца (1817), колокольня соединена с храмом, и появился еще один придел - Даниила Столпника (1843). Фасад западного портала, ставший главным, был обработан мощным четырех-колонным портиком. С востока к храму вплотную приставлена пятигранная апсида, за которой находилось родовое кладбище Ефремовых.

Памятник незаурядной архитектуры, Донская церковь входила в число высотных зданий, определяющих панораму Черкасска. Понятно, что Ефремовым под силу было заказать проект храма известному архитектору и более вероятным может быть участие в его создании учеников «школы Растрелли и Ринальди».

Донскую церковь хочется сравнить и с Петропавловской, так как нетрудно обнаружить сходство в плане и группировке архитектурных объемов церквей и колоколен. Оно сказывается в композиционном построении хорошо знакомого уже нам «восьмерика на четверике» и в рисунке восьмигранных башен, переходящих к купольному завершению. Продолжая сравнение, необходимо отметить, что в декоре Донской церкви барочные тенденции выразились гораздо отчетливее, чем в Петропавловской, где они почти незаметны. Хотя по времени строительства все, казалось бы, должно быть наоборот, так как классицизм именно в 60-е годы XVIII столетия выходит на передовые позиции в русской архитектуре. Объясняется это тем, что процесс перехода барокко в классицизм в провинции происходил медленнее и не так решительно, как в столичной архитектуре. На Дону это сдерживалось еще и постоянством выбора традиционных типов храма. Вполне можно допустить, что в своих заказах Ефремовы прибегали к какому-то определенному кругу архитекторов. По крайней мере стилистическая общность храмов, возведенных в период атаманского правления Ефремовых (1738 - 1772), наводит на такие размышления. А это три из четырех сохранившихся до наших дней церквей - Преображенская (1740), Петропавловская (1751) и Донская (1761).

Не поскупились Ефремовы и на внутреннее убранство храма: роспись на стенах, четырехярусный иконостас с 40 иконами, четыре из которых, греческой живописи, упоминаются в книге описания Российских замечательных церквей. Привлекали внимание молящихся и другие иконы: Успения Пресвятой Богородицы, Донской Божией Матери (храмового праздника), Одигитрии и другие, а также Плащаница (1865 г.). Имелся также складной образ во имя Одигитрии Божией Матери, который брали с собой в военные походы атаманы Ефремовы. Многие иконы и Плащаница были украшены жемчугом и драгоценными камнями, царские врата и паникадило были из серебра, крест и сосуды были золотыми, украшенными алмазами и яхонтами и т.п. Всего же в церкси было более 24 пудов серебра, более 6 фунтов золота, 533 бриллианта, 409 алмазов и т.д.

После революции храм был сильно разрушен - от Донской церкви остались только двусветный четверик основания и трапезная. Всё внутренне убранство уничтожено или расхищено.

Работы по восстановлению храма начались ещё в конце 1970-х годов, однако завершить основные работы удалось только в 2006г.

 

За алтарем сохранилось родовое кладбище Ефремовых. Здесь похоронена и знаменитая красавица-атаманша Меланья Карповна, чье имя казаки связывают с поговоркой: «Наготовлено, как на Меланьину свадьбу».