Ансамбли сооружений шлюзов № 14 и № 15 Волго-Донского канала. - с.3 |
24.07.2012 09:51 | ||||||
Страница 3 из 4 Здание управления верхней головы шлюза № 14 представляет собой монументальную арку высотой 30 м. Такое архитектурное решение было вызвано желанием задекорировать ремонтно-аварийный затвор, постоянно находящийся в подвешенном состоянии между двумя зданиями верхней головы шлюза. Арка перекрыта фронтоном с аттиком, который завершен четырьмя чугунными скульптурными композициями. Внутри арки расположены помещения: механизмов, электрохозяйства, пульта управления и служебные. Со стороны камеры шлюза к арке примыкают двухэтажные здания механизмов рабочих ворот с одноэтажными пристройками насосных и помещения судопропускников. Архитектурные детали наружной отделки судоходных сооружений, как и всех других сооружений Волго-Дона, сделаны из сборного железобетона. В непосредственной близости от арки шлюза № 14 на полукруглой набережной в честь соединения пяти морей построен монумент в виде ступенчатого постамента, в который вкомпонованы скульптурные изображения носовых частей корабля. На постаменте установлена большая, отлитая из чугуна, скульптурная композиция, выполненная скульптором С. Н. Волковым. На оголовке восточной дамбы, ограждающей аванпорт, так же как и на подходе с низовья Дона, построены маяки по типу маяка, сооруженного у волжского входа в канал. Сооружения шлюза № 15 завершают архитектурный ансамбль не только Цимлянского гидроузла, но и всего Волго-Донского комплекса со стороны Дона. Здания управления нижней головы этого шлюза представляют собой две башни высотой 30 м, которые увенчаны 8-метровыми скульптурами донских казаков на конях (скульптор Г. И. Мотовилов). Башни архитектурно решены как постаменты под конные статуи.
Двухэтажные здания управления верхней головы шлюза № 15 построены с небольшим отклонением от принятой для шлюзов типовой схемы. На торцовых фасадах со стороны верхнего бьефа установлены на кронштейнах двухколонные портики, обрамляющие прямоугольные оконные проемы. Мосты через судоходный канал между шлюзами № 14 и 15 являются важной органической частью общей композиции судоходных сооружений. Каменные устои их отвечают архитектурной композиции всех сооружений гидроузла. Легкие арочные металлические фермы пролетного строения не препятствуют осмотру судоходных сооружений.
|