Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Малом Мишкине. Печать
01.08.2013 00:00
Родовая усыпальница Платовых.

Недалеко от Новочеркас­ска в Малом Мишкине находилось родовое поместье Платовых.

Бывая в Москве, войсковые старшины знакомились с жизнью русской знати. Многие донские старшины хотели бы устроиться «по-московски». Но в Черкасске для этого не было условий. Однако выход нашелся. Войсковая знать стала возводить загородные усадьбы. Их называли дачами, мызами. Уже в середине XVIII века у подножия Аксайской возвышенности раскинулись загородные усадьбы донских старшин Кирсанова, Грекова, Туроверова и других. Здесь они проводили теплое время года, а на зиму возвращались в Черкасск.

В живописной местности, которая называлась Мишкино, за­ложил усадьбу войсковой старшина Иван Федорович Платов. Не­далеко находился хутор Мишкин.

В этих названиях увековечено имя атамана Мишки Черкашенина. Он прославился во второй половине 16 века героической борьбой с крымскими татарами.

После смерти Ивана Федоровича Платова Мишкинский заго­родный дом перешел к его сыну Матвею Ивановичу Платову, атаману войска Донского.

По его инициативе в 1805 году началось строительство но­вого главного города донских казаков - Новочеркасска. В нем Матвей Иванович взял три участка под строительство собствен­ных домов. А пока с семьей поселился в Мишкинском загород­ном доме.

Вскоре Матвей Иванович покинул Дон. Под командованием атамана казаки участвовали в войнах с наполеоновской Франци­ей, в русско-турецкой войне 1806-1812 годов.

Атаман возвратился на Дон осенью 1816 года. Новочеркасск строился очень медленно. Даже на атаманских участках лишь возвели фундаменты. Местом жительства атамана и его семьи, как и прежде, оставался Мишкинский загородный дом.

Последние месяцы 1817 года Матвей Иванович Платов из-за плохого самочувствия почти не покидал Мишкинский загородный дом. В конце декабря 1817 года он все-таки выехал в свое имение Еланчик под Таганрогом, где 2 января 1818 года скончался.

Гроб с телом атамана доставили в Мишкинский загородный дом. Январь стоял морозный и снежный. В глубоких сугробах от самого дома до строящегося каменного Вознесенского собора расчистили дорогу. По ней 10 января 1818 года боевые соратники атамана пронесли гроб с его телом к родовому платовскому скле­пу, где погребли его с подобающими почестями. В 30-х годах XIX века установили памятник-надгробие М.И. Платову работы скульптора И.П. Мартоса.

Иван Матвеевич после смерти отца стал владельцем Мишкинской дачи. Осенью 1825 года ее посетил император Александр I.

Позже на Мишкинской даче поселилась внучка атамана Марфа Ива­новна, вышедшая замуж за князя Дмитрия Григорьевича Голи­цына. Теперь дачу стали называть Голицыно или Голицынская дача. Вероятно, постройки, которые были при М.И. Платове, к тому времени не сохранились.

В январе 1849 года княгиня Марфа Ивановна Голицына обра­тилась с прошением к Архиепископу Донскому и Новочеркас­скому Иоанну. Она сообщала, что проживает в усадьбе близ Мишкинского хутора и принадлежит, как и жители хутора, к приходу Вознесенского собора в Новочеркасске. До него более семи верст. Это очень затрудняет посещение храма. В связи с этим княгиня просила разрешить ей на ее земле и на собствен­ные средства построить новую церковь.

Разрешение было дано. Церковь строилась по проекту и под руководством архитектора И.О. Вальпредо. Строительство про­должалось 10 лет, с 1855 по 1865 год. Освящена церковь была во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В том же году священник Иоанн Ястребов и пономарь Василий Попов произвели опись церкви. В описи сказано: «Рождество-Богородицкая церковь каменная, с мраморным в алтаре до половины полом и окрашенным от престола до Горняго места под мрамор; оштукатурена внутри, снаружи же покрыта масляной желтой и белой по углам краской, покрыта железом, окрашенным зеленой краской. Под церковью подвал...
...Кругом церк­ви деревянная, ок­рашенная в желтый цвет решетчатая ограда и каменная караульня».

Сохранилось и описание местно­сти, на которой возвели церковь: «...состоит из ров­ной возвышенно­сти, простираю­щейся от востока к западу на 28, а от севера к югу на 54 сажени, от реки  до возвышенности 22 сажени, и возвышенность сия никогда не поднимается во­дой в разливы. Место сие окружено: с одной стороны рекой, с другой - возвышенной плоскостью, с двух остальных сторон господским садом».

Планировочная структура здания представлена продольно-осевым планом, с симметрично расположенными по оси восток-запад алтарём, храмом, трапезной и колокольней.

Ядро храма, к которому примыкает алтарь, имеет приближённый к квадрату план. Прямоугольные алтарь и трапезную в данном случае можно связать со стремлением создать единый компактный и художественно нейтральный постамент для высотных элементов храма и колокольни, наделённых выразительным силуэтом.

Четверик ядра храма был увенчан пятиглавием. Простой и лаконичный объём церкви, завершённый шлемовидными главами и дугообразными кокошниками у основания барабанов, шатёр с небольшой луковичной главкой на колокольне дополнены на северном, южном и западном фасадах тамбурами и входом в подвал. Колокольня состояла из двух четвериковых ярусов.

Архитектурно - художественный облик церкви Рождества-Богородицы формировал кирпичный декор: парные рустованные лопатки четверика ядра храма, одинарные колокольни и аспиды, прямоугольные ниши барабанов и дугообразные кокошники у их основания, профилированные архивольты строенных и сдвоенных полуциркулярных оконных проёмов, карниз с сухариками, Входные двухстворчатые двери были обиты железом и окрашивались в зелёный цвет, металлические решётки на окнах - в коричневый. Главки церкви и колокольни были покрыты листовым железом и окрашивались "медянкой" в зелёный цвет.

Основной элемент оформления фасадов церкви - рустовка, которая позволила придать фасадам видимость значительности, не обращаясь к сложному декору и затейливым изломам фасадной поверхности, характерным для распространявшейся повсеместно эклектики.

В подвале церкви был устроен склеп. Граф Иван Матвеевич Платов решил перенести в него останки своих родителей и дру­гих членов семейства, которые были захоронены в Новочеркасске в семейном склепе возле строящегося каменного Вознесенского собора. В январе 1868 года он обратился к Войсковому Наказно­му атаману генерал-лейтенанту М.И. Черткову с просьбой хода­тайствовать перед Архиепископом Донским и Новочеркасским Платоном о перезахоронении.

Одновременно И.М. Платов сообщал, что жертвует Донскому архиерейскому дому Мишкинскую дачу и церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

Разрешение на перезахоронение было получено. Но Иван Матвеевич медлил выполнять задуманное. В 1874 году он умер и был похоронен в склепе церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

С тех пор, как граф Иван Матвеевич Платов пожертвовал Мишкинскую дачу Донскому архиерейскому дому, ее стали на­зывать Архиерейской дачей.

Тем временем шла подготовка к переносу останков М.И. Пла­това и членов его семьи в усыпальницу церкви Рождества Пре­святой Богородицы на Архиерейской даче. Оно состоялось в ап­реле 1875 года. Сюда же был доставлен и памятник-надгробие атаману М.И. Платову с места его первого захоронения возле строящегося каменного собора в Новочеркасске.

Останки М.И. Платова находились в усыпальнице церкви Рож­дества Пресвятой Богородицы до 1911 года, когда в связи со сто­летием Отечественной войны 1812 года они вновь были перенесе­ны в Новочеркасск, но уже в усыпальницу Вознесенского собора.

В советское время в Мишкино в центре бывшей Платовской усадьбы находится двухэтажный корпус психиатрической боль­ницы. Здание было построено в 1966 году на месте разрушенной в военное время домовой церкви Архиерейского загородного дома специально для психиатрической больницы.

К концу 20в. сохранились лишь руины церкви Рождества Пресвятой   Богородицы   с  разрушенной  усыпальницей  рода Платовых. В начале 1970-х годов руково­дство Мишкинского сельсовета решило их снести. Но краеведы за­били тревогу, и разрушение бы­ло остановлено. Решением Аксайского райиспол­кома № 71 от 21 февраля 1873 года церковь была взя­та на государст­венную охрану как памятник архитектуры и истории местного значения.

Однако многие десятилетия на деле никакой охраны памятника не осуществ­лялось. Церковь продолжали разрушать. 

К вопросу о восстановлении храма по инициативе казаков вернулись лишь в начале 2000-х гг.

 

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в х. Малый Мишкин был заново восстановлен из руин в 2008 году.

28 июня 2009 года в нем состоялось первое богослужение.

К сожалению, проведенные работы по воссозданию храма-памятника нельзя признать полностью успешными. Вызывает вопросы восстановление внутренней отделки храма. Но, главное, перед и входе восстановительных работ не было произведено исследование некрополя храма и родовая усыпальница Платовых, которая находилась в его подвале. Сам подвал был просто залит бетоном. В результате было утрачено мемориальное значение храма – главное, чем был ценен этот памятник.