top.mail.ru Театр им.М.Горького

Вернуть памятник

Я поддерживаю требование отобрать памятник культурно-исторического наследия «Дом Максимова» у его недобросовестных владельцев, не выполнивших подписанных охранных обязательств.




Ваш комментарий


Голосования

Как Вы оцениваете работу заботу Ростовских властей по сохранению культурно-исторического наследия Ростова-на-Дону?
 

Рассказы о памятниках

Пантеон Славы в с. Крым

Установлен в память об односельчанах, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. 

Официально

Призвать к ответу

Атаманский дворец в Старочеркасской окончательно остаётся музеем.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в Краснодаре вынес решение по делу, которое длится долгие месяцы....

Глава Елизаветинского сельского поселения незаконно присвоил земли объекта общенационального достояния

По данным областной прокуратуры, превысив свои полномочия, глава Елизаветинского сельского поселения личн...

Новочеркасскую мэрию обязали убрать асфальт с площади у Вознесенского собора

Ростовский областной суд обязал администрацию Новочеркасска воссоздать историческую брусчатку на площади...
Баннер
Баннер

Символы Дона

... и антисимволы

  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
Театр им.М.Горького PDF Печать E-mail

 
Здание драматического театра им. М. Горького построено в 1932-35 гг. по проекту академика архитектуры А.В. Щуко и профессора В.Г. Гельфрейха, при участии московских архитекторов И.Е. Рогожина и Я.Б. Сегала. 

Здание драматического театра им. М. Горького построено в 1932-1935 г.г. по проекту академика архитектуры В.А.Щуко в соавторстве с профессором архитектуры В.Г. Гельфрейхом, при участии московских архиктектров И.Е.Рожина и Я.Б.Сегала. Проект, разработанный в 1930 – 1932 г.г. вошел в отечественные и зарубежные издания по истории архитектуры, а в музеях городов Осаке и Лондоне представлен в виде макетов, как образец самого грандиозного многофункционального театрального здания в стиле конструктивизм.

Строительству театра предшествовал Всесоюзный открытый кон­курс, на котором были представлены 25 проектов, 6 из них получи­ли премии.

Первой премией был отмечен проект под девизом "Красный мак", выполненный московскими архитекторами Г.Б. и М.Г. Бархиными при участии Б.Г. Бархина. Вместе с тем к строитель­ству был принят проект, разработанный московскими архитектора­ми В.А. Щуко и В.Г. Гельфрейхом, присланный после окончания срока конкурса, но привлекший внимание властей города остротой и оригинальностью композиции, компактным функциональным ре­шением плана здания. Образ театра был представлен своеобраз­ным памятником первой индустриальной пятилетке и уподоблен гигантскому трактору. При этом была решена задача объединения театра с концертным залом в единый блок. Центральную зрелищ­ную часть (большой и малый залы, вестибюль, фойе) театра архи­текторы закомноновали в форму кубического объема. "В основу приема замысла проекта, - как писали авторы, - легло размещение малого зала в передней части здания над фойе главного зала и устройство входов как в большой, так и в малый зал с площади Революции, т.е. с главного фасада".

 Архитектурный образ театра, подобно трактору-гиганту, возвышающийся над степными просторами Задонья, стал визитной карточкой г. Ростова-на-Дону.

 

Здание театра рассчитано на восприятие из далеких задонских степей. Его силуэт, повторяющий линии трактора, увековечил революционно-романтические идеи «смычки» города и деревни, эпоху индустриализации страны. Классические пропорции, симметричность, четкость объемов – все это создает впечатление монументальности, величия и торжественности.

Ростовский оперно-драматический, как его называли в начале, вошел в обойму сталинских архитектурных колоссов – новых чудес Света, создаваемых на века для нового коммунистического общества.

Площадь под строительство была выбрана на месте бывшей «Нахичеванской межи», где проходила граница между расположенными рядом городами Ростовом и Нахичеваном-на-Дону.

Здание было построено в низине, в парке Революции, разбитом в 1926-27 г.г. агрономом-художником Г.Н.Замниусом на площади 21.26 га. С западной стороны театра был разбит Театральный сквер или «Западный партер» с группой каскадов, фонтанов и монументальной композицией скульптора-академика А.В. Вучетича.

 

Театр стал доминантой главной магистрали, связывающей два города в одно целое, и Театральной площади, образованной перед ним с озелененными террасами, спускающимися к Дону.

Перед главным фасадом с трибунами для правительства края проходят демонстрации и воинские парады. На площади устраиваются праздничные представления и гулянья, а вечером лобная часть театра может служить гигантским экраном (750 квадратный метров) для кинопоказа.

Грандиозная вместимость театра, включающего большой театральный зал на 2200 мест, а над ним – концертный зал на 900 мест, определили высотные объемы и масштаб, смелое сопоставление остекленных и глухих поверхностей, поднятых на монументальный цоколь с пандусами.

Для строительства театра было использован 8 миллионов штук кирпича. 500 вагонов металлический конструкций. 8 тысяч кв.м инкерманского камня (белый известняк). 3 900 кв.м. мрамора. 3 тысячи кв.м гранита и лабрадора (лестницы, цоколь, стилобат). Входы в театр оформляли пилястры из полированного лабрадора.

Вестибюль и фойе, выходящие на главный фасад большими остекленными поверхностями, образуют центральный (основной) объем здания.

Громадный глухой «лоб» над ними отвечал объему концертного зала, расположенного над залом театра и фойе. Легкий наклон назад почти плоской крыши придал особую силу и динамику главному объему. Разделение подходов к обоим залам использовано для своеобразного объемно-планировочного решения. К входам главного вестибюля ведут широкие марши открытых гранитных с 11-метровыми ступенями лестниц для пешеходов и плавные пандусы, которые охватывают гигантские остекленные пилоны лестничных клеток. Вестибюль концертного зала врезан между лестничными маршами главного фасада. Высоко вознесенные остекленные переходы – галереи соединяют лестницы в пилонах и малый вестибюль с концертным залом и служат кулуарами для посетителей. Таким образом, было осуществлено архитектурно-конструктивное объединение двух самостоятельных организмов и обеспечено правильное разделение их эвакуационных путей (переходов, лестниц, вестибюлей). При этом было достигнуто выразительное и оригинальное сочетание объемов.

Четкий силуэт театра находится в контрасте с живой средой неба и зеленью парковой зоны.

Первоначально главный фасад, построенный на контрастах уходящих и выступающих объемов из стекла и камня, был облицован дорогими материалами: большой лоб – мрамором, остальные поверхности – гранитом и инкерманским камнем. Важный смысловой акцент несут многофигурные горельефные композиции выдающегося скульптора С.Г.Королькова – «Гибель Вандеи» и «Железный поток». Они огибают малые стеклянные пилоны под лобной частью здания.

Горельеф «Гибель Вандеи» завершенный в 1935 г., передает атмосферу тяжелого жестокого боя между белогвардейцами и красными конниками. Символическое название перекликается с событиями времен французской революции.

 

Восточный горельеф «Железный поток» выполнен после открытия театра и изображает участников известного исторического похода гражданской войны.

 

Вот мнение крупнейшего советского скульптора О.К. Комова, впервые увидевшего эти горельефы и монументальные композиции в 1980-е г.г.: «… ни в русской, ни в советской скульптуре ничего подобного среди тематическим композиций по монументальной мощи и силе образной выразительности я не знаю».

Театральный вестибюль занимал огромную площадь – 500 кв.м. девять колонн темно-красного искусственного мрамора, стилизованные под клапаны двигателя, мягкий свет, исходящий из-под капителей и карнизов определяли интерьер вестибюля. Торжественную атмосферу дополняли мозаичные плиты пола и широкие скамьи вдоль стен. В торцах зала находились билетные кассы и кабинет медицинской помощи.

 

Вазы и скульптурные группы украшали пространство, связывающее вестибюль с гардеробом, устроенным полукругом.

Лестницы, ведущие на 2-ой этаж, были облицованы белым итальянским и уральским мрамором, стены – красным и серым крымским мрамором, перила из французского красного, пятнистого.

Зрительный зал окружали кулуары и коридор. Они были связаны с главным фойе, остекленная южная стена которого открывала вид на донские берега и равнинные пейзажи Задонья.

Монументальность интерьеров 1-го этажа развивается в просторных помещениях театра. Колонны, бронзовые барельефы и картины располагались в фойе на фоне стен из желто-розового мрамора. Восемь темно-красных мраморных колонн с медными обручами у основания, выполненного в виде шестеренок из черного лабрадора, «несли» потолки и антресольный этаж.

На 200 кв.м располагалась диванная с богатым убранством: шпалерами на стенах и мягкой мебелью. Южная стена диванной также как и фойе имела сплошное остекление.

Огромный театральный ресторан площадью 300 кв.м имел стеклянный подвесной потолок с подсветкой из 500 лампочек. Четыре колонны, отделанные темно-зеленым мрамором, определяли пространство ресторана.

Специальный курительный салон с настенными бра и диванами вдоль стен, имел мощную вентиляцию, нагнетающую свежий воздух и вытягивающую дым.

Мраморные лестницы вели в фойе балкона зрительного зала, расположенное на открытой антресоли основного фойе, пространство которого организовывали 20 колонн, облицованных искусственным мрамором. Открытую антресоль обрамлял мраморный барьер.

Пять входов вели из верхнего фойе в зрительный зал.

Зал площадью 650 кв.м был компактен, его составляли партер и один ярус балкона. Ряды кресел огибали полукругом полукруглую сцену, стены имели вертикальные членения. Верхние уступы стен, украшенные пилястрами из искусственного мрамора, завершались карнизом из черного мрамора. Стены и потолок окрашены в тона светлого мрамора. В зрительный зал была выдвинуты небольшие площадки с вращающимися кругами.

Весь зал освещался отраженным светом – его источники были устроены в стенах, потолке, под карнизами.

 

Передняя часть потолка вблизи сцены представляла собой ряд ниспадающих к порталу кривых плоскостей разной величины, расположенных на разный уровнях. Между ними были установлены прожекторы и мощные лампы.

Вторая половина потолка имела иное решение, включающее пластические элементы для акустического эффекта.

Уникальная, единственная в то время система акустики и освещения имела, однако, просчеты из-за которых театр не стал оперным – в зале были «мертвые точки», в которых зритель хорошо видел происходящие на сцене, но практически ничего не слышал.

Новейшая по тем временам вентиляционная система в зале 6 раз меняла воздух, летом его увлажняли, а зимой утепляли.

Планшет сцены театра площадью около тысячи квадратный метров, а высотой 25 метров, был оформлен порталом с отделкой мрамором светло-желтого тона. По сторонам от главной сцены были устроены малые выступающие сцены с вращающимися кругами. При малых сценах находились помещения для хранения и монтировки декораций и оснащенными моторами и подъемниками: в центре сцены – два вращающихся круга.

За арьерсценой (рабочей половины сцены) находится большой актерский корпус. На двух этажах – десятки кабинетов, предназначенных для работы мастеров сцены. Актерские уборные были выполнены как комфортабельные кабинеты, подобные люксовым гостиничным номерам. Целый этаж занимали 32 рабочих кабинета для ведущих мастеров сцены. На 2-ом этаже – 20 рабочих кабинетов для актерской молодежи.

Артистические фойе, специальная комната отдыха с мягкой мебелью, столовая, буфет, зал для репетиций, гимнастический зал, занимали значительные площади актерского корпуса. В этом же корпусе располагались костюмерная и пошивочные мастерские, парикмахерская.

Над арьерсценой располагались декорационная мастерская площадью в 250 кв. м, соединенная со сценой. Изготовленные в ней декорации многочисленными механизмами доставлялись на главную сцену.

Концертный зал имел центральный вход – три широких портала – под козырьком в центре театра. Через боковые проходы зритель попадал и к левому и к правому гардеробам. Мраморные лестницы и лифты в стеклянных пилонах вели в выставочные галереи – картинную галерею, театральный музей, библиотеку. Фойе располагалось по обе стороны концертного зала и занимало площадь в 300 кв.м. В застекленной части театра располагались залы с мраморными колоннадами, картинами, мягкой мебелью. По сторонам коридора находились буфеты и открытые террасы. Остекленные променуары охватывали зал кольцом.

 

«Над концертным залом – просторный стеклянный потолок с сотнями электрических ламп». Концертный зал рассчитан на 860 человек. Концертная эстрада была оформлена в виде оркестровой раковины. В задней стены зала была киноустановка для демонстрации кинофильмов.

Во время Великой Отечественной войны здание театра сильно пострадало. В 1943г. оно было разрушено.

 

Пожар, возникший при взрыве, уничтожил все сгораемые части здания, привел в негодность металлические конструкции, повредил штукатурку, железобетонные перекрытия и стены. Наибольшие повреждения относятся к залу и сценической коробке. Меньше пострадала южная часть здания – главный фасад, вестибюль, фойе, лестницы. Не поврежденными остались облицованные мраморными плитами ступени и площадки лестниц. Стены здания в основном сохранились, кроме участков, ограничивающих зрительный зал, где произошло обрушение металлических ферм.

 

Проект реконструкции, состоящий из 3-х частей, был выполнен на основании решения Правительства от 24 августа 1953г. №23 и определял основные методы производства работ по восстановлению театра. Проектом предусматривалось восстановление здания в меньшем объеме. Почти вдвое уменьшилось вместимость новых – большого и малого зрительных залов соответственно – 1200 и 450 мест. Упразднялся целый ряд служебных помещений и рекреаций – детские сады-ясли, диванные, буфеты и т.д.

По рекомендации коллегии Министерства культуры СССР и Государственного комитета по делам строительства, объем театра предлагалось уменьшить за счет смещения сцены и зрительного зала в сторону вестибюля. Изменялось функциональное назначение помещений, расположенных в северной части театра.

В декабре 1953 г. Ростовским «Горпроектом» было представлено в Министерство культуры несколько проектных предложений, предусматривающих уменьшение объема театра, в том числе и вариант восстановления театра, исключающих первоначальное конструктивное решение – театр приобретал помпезный классицистический облик.

К реализации был принят проект, разработанный авторским коллективом под руководством В.Н. Разумовского, В.В. Леонтьева под общим руководством Н.Н. Семененко.

Министерство культуры СССР 31 декабря 1953 г. утвердило для разработки проект восстановления театра со зрительным залом на 1200 мест, как наиболее экономичный.

Предлагалось восстановить не весь театр, а только южную его часть. Причем сцена и часть зрительного зала вмещались в объем первоначального зрительного зала и частично захватывали фойе.

Технический проект восстановления и реконструкции Ростовского-на-Дону театра им. М.Горького был разработан на основании проектного задания, утвержденного заместителем министра культуры СССР Калмыковым 17 июня 1954 г. (протокол № 123 от 15 июня 1954 г.). утверждению предшествовало согласование проекта Городским отделением по делам архитектуры и другими местными органами (протокол архитектурной комиссии №20 от 11 июня 1954г.), а также Министерством культуры РСФСР (протокол от 08 июня 1954 г.).

Конец 50-х годов принес переоценку архитектурных взглядов и амбиций. Именно поэтому, что строительство задерживалось, средств для классического решения фасадов не было, архитекторы по предложению В.Н. Разумовского пришли к принятию правильного решения – сохранить уникальный и неповторимый образ театра-трактора.

К этому времени архитекторы предложили решение фасадов близкое довоенным. После возращения к первоначальной архитектуре проект согласился консультировать В.Г. Гельфрейх вместо первоначального консультанта проекта И.В. Желтовского – идеолога возрождения классики в архитектуре. Так исчез вариант проекта помпезного театра с колоннадой.

В 1959 году В.В. Леонтьев уехал в Ленинград. В.Н. Разумовский ушел на преподавательскую работу и руководство строительством и архитектурной частью взял на себя Н.Н. Семененко. Конструктивную часть вел М.С. Кюриньян.

 

Высотные соотношения основных объемов в проекте сохранились. Правда в начале не было бывшего концертного зала, расположенного над основными помещениями. Решение «верхнего объема» было вынесено только в начале 60-х г.г. , в тот период, когда заканчивались восстановительные работы по зданию театра.

Витражи боковых лестниц, как и витраж фойе, были первоначально выполнены из черного металла, в связи с коррозией и деформацией были заменены на новые с изменением первоначального рисунка расстекловки, что повлекло изменение визуально-композиционного ряда восприятия сооружения в целом.

Авторы проекта восстановления театра решили не использовать мрамор в лобной части, а заменить его белой каменной штукатуркой на белом цементе и мраморной крошке. Лоб был разрезан на карты большого размера. Предполагалось, что эти карты будут отполированы, но на это не хватило времени.

Все боковые фасады и часть главного были облицованы инкерманским камнем. Поскольку здание было разрушено и большинство камней не было защищено, они разрушились: причем таких камней было больше половины. Правильнее было бы все здание облицевать заново. Но объем этой работы был огромным, да и стоила она очень дорого. Поэтому было решено оставить существующую облицовку инкерманским камнем, а каждый камень лечить. По существу, на такие камни наносилась каменная штукатурка. Конечно, она уступала по прочности естественному камню, но на какое-то время решила проблему. Все же гранитные плиты снимались, их заново полировали и устанавливали на место.

Горельефы тоже пострадали: несколько фигур имели утраты, сколы, повреждения, трещины, наблюдалось фрагментарное обнажение арматуры.

Основной задачей проектной работы над окончательным вариантом стало решение по-новому интерьеров и всех парадных помещений.

Были разобраны стены, часть стены зрительного зала, ряды перекрытий, балконы и т.д. В ходе реконструкции была проведена частичная перепланировка помещений здания.

Объемно-планировочное решение основных помещений по сравнению с существующим довоенным зданием было полностью изменено. На первом этаже располагался главный вестибюль с гардеробами. Справа и слева кулуары подводили к парадным лестницам, которые вели в фойе и на балкон. В качестве парадных лестниц были использованы лестницы, которые в довоенном театре вели только на балкон и не были связаны с фойе. В фойе же вела небольшая парадная мраморная лестница.

Зрительный зал приобрел подковобразную форму с двумя ярусами балконов. Сцена в соответствии с проектом обрела ширину – 24 метра с 13-ти метровым порталом и 17-метровым поворотным кругом. Ступенчато расположенные наклонные плоскости образуют потолок. Они подвешены к фермам, перекрывающим зрительный зал пролетом. 24.0 м. Таким образом образуется пространство между фермами и подвесным потолком, позволяющее эксплуатировать осветительную аппаратуру. «Портал сцены в обычном понимании отсутствует, потолок и стены как бы вливаются в пространство сцены».

Кресла зрительного зала были выполнены в начале 1960-х гг. по специальным эскизам, с консольными металлическими стойками и мягкими откидными сидениями на поролоне. В 1980-е г.г. заменены.

Сцена оборудована оркестровой ямой, что предусматривает возможность оперных постановок. В зале устроены установки для стереофонического звучания, кино- и светопроекционные, стационарные установки для теле- и радиовещания.

В закулисной части театра расположен полный комплекс всех необходимых помещений: большое количество гримерных, комнат для занятий, репетиций и отдыха артистов, склады декораций, поделочные цеха и технические помещения, обеспечивающие работу театру.

Главное фойе и зрительный зал, расположенные на втором этаже театра, связаны с вестибюлем четырьмя широкими парадными лестницами.

Предусмотренные проектом 1953г. люстры были заменены на потолок с орнаментом и сблокированными рядами одиночных люминесцентных светильников, как дань новейшим в те годы осветительным приборам.

Чертежи главного входа с тамбурами, входов на боковые лестницы были разработаны Ростовским вертолетным заводом на основе чертежей витражей и дверей, выполненных Моспроектом для Дворца съездов.

Была открыта еще одна новинка – дверь из стекла. Эти двери были применены во входных узлах, в буфетах и на втором ярусе фойе.

Парадные двери в зрительные залы были офанерованы ценными породами дерева. Во всех парадных помещениях устроен пол из дубового паркета.

Изменились интерьеры 4-х буфетов – каждый имел новое индивидуальное решение: были разработаны интерьеры гардеробов, курительный. Артистические помещения выполнялись по первоначальному проекту, за исключением гостевых комнат для руководства области.

 

Институт «Горпроект» выполнял проект всего театрального механооборудования. Было много технических новшеств: стереозвук, кинодекорации и другое новейшее театральное оборудование. Кроме того улучшено инженерное обеспечение здания, зал был кондиционирован, электроосвещение было решено в то время новыми для общественных зданий люминесцентными лампами.

В объеме бывшей северной части здания (на месте сценической коробки, артистических и сценических помещений) был создан с использованием сохранившихся стен и конструкций летний Зеленый театр.

Здание летнего театра построено по проекту архитекторов В.Н. Разумовского и В.А. Аникина, вмещало 3 000 зрителей, было открыто в 1960 году. Зеленый театр композиционно составляет единое целое с объемом драматического театра.

 


 

 

 

Свежий взгляд

Новые памятники

Новые памятники

Знак "Город воинской славы"
(г.Ростов-на-Дону)

В городе Зверево Ростовской области открыли памятник герою Советского Союза, летчику Ивану Докукину.

В г.Белая Калитва в преддверии празднования юбилея 65-летия Великой победы в парке им. Маяковского торжественно открыли памятник героям, на самолете сумевшим вырваться из фашистского ада, - «Побег из ада». 

В Ростове-на-Дону открылась мемориальная доска на доме по Семашко,111, где жил Константин Шапошников - ученый, который организовал первый в Советском Союзе радиотехнический институт.


В Ростове в холе НИИ механики и прикладной математики РГУ (ЮФУ) открыли мемориальную доску основателю института академику Академии Наук СССР и академику РАН Иосифовичу Израилевичу Воровичу.

"Афродита", она же "Венера", подаренная Ростову к Дню города городом-партнёром Анталией

  На ростовской набережной 15 декабря 2010г.  – в день подписания Указа об основании Темерницкой таможни, который считается официальным днём рождения Ростова-на-Дону, - был торжественно открыт памятник в честь этого события.

В Ростове-на-Дону в парке Октябрьской революции установлен памятник И.А.Бондаренко.

 
 Памятник первой учительнице. Установлен в Ростове-на-Дону у школы № 78. Открыт 1 сентября 2012г.

 
 
 

Утраченное

dedih.jpg