top.mail.ru Дворец Алфераки (Таганрогский краеведческий музей)

Вернуть памятник

Я поддерживаю требование отобрать памятник культурно-исторического наследия «Дом Максимова» у его недобросовестных владельцев, не выполнивших подписанных охранных обязательств.




Ваш комментарий


Голосования

Как Вы оцениваете работу заботу Ростовских властей по сохранению культурно-исторического наследия Ростова-на-Дону?
 

Рассказы о памятниках

Дом Максимова.

 

"Дом купца Максимова" - Первый двухэтажный каменный дом в Ростове.

Официально

Призвать к ответу

Заместитель главы Ростова-на-Дону по вопросам ЖКХ уволен по требованию прокуратуры

Прокуратура Ростова-на-Дону провела проверку в администрации Ростова-на-Дону по вопросу соблюдения законод...

Атаманский дворец в Старочеркасской окончательно остаётся музеем.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в Краснодаре вынес решение по делу, которое длится долгие месяцы....

Глава Елизаветинского сельского поселения незаконно присвоил земли объекта общенационального достояния

По данным областной прокуратуры, превысив свои полномочия, глава Елизаветинского сельского поселения личн...
Баннер
Баннер

Символы Дона

... и антисимволы

  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
Дворец Алфераки (Таганрогский краеведческий музей) PDF Печать E-mail

 

Величественное здание дворца Алфераки всегда обращает на себя внимание гостей Таганрога своим необычным архитектурным декором; портиком с четырьмя коринфскими колоннами, тяжелыми лепными украшениями в стиле барокко.  

Семья Алфераки относилось к многочисленной на юге России диаспоре греческих поселенцев, основная масса которых появилась на берегах Чёрного и Азовского морей во времена императрицы Екатерины Великой. Первым из рода прибыл в Россию Дмитрий Ильич Алфераки. Он переселился из Греции после Русско-турецкой войны 1768-1774 годов. Ему, как офицеру было дано российское дворянство и имение в Приазовье, названное в честь его родины Лакадемоновкой. Переселенцы с островов греческого Архипелага сыграли значительную роль в экономическом развитии края, превращении Таганрога в большой торговый порт, где сосредотачивался экспорт сельскохозяйственной продукции и через который к нам приходили товары с Запада.

Алфераки закончили постройку своего особняка в 1848 году и прожили в нём в общей сложности около 30 лет. Автором проекта был известный архитектор, профессор Петербургской академии художеств Андрей Иванович Штакеншнейдер, признанный на то время авторитет в вопросах дворцовой архитектуры. Несколько позже к дому был пристроен большой двусветный зал, высотою около 9 метров, украшенный картинами, камином и массивными часами. Лепка античной работы, украшавшая здание с наружи и изнутри, анфиладное расположение парадных комнат, большой двусветный зал, потолочная роспись гостиной, сделанная итальянскими художниками, приближали здание к дворцовому типу. Выстроенный особняк, и по внутренней и по внешней отделке действительно представлял собой настоящий дворец. Князь М.Г.Голицын, побывавший в Таганроге в 1857 году, писал в журнале "Библиотека для чтения": "В отношении великолепия в Таганроге есть дома, не уступающие царским палатам. Таков, например, дом известного богача, негоцианта Алфераки, стоящий, по уверению многих, внимательного осмотра по превосходным картинам, статуям, антикам и другим предметам художественной роскоши".

 

Несколько позже к дому был пристроен большой двусветный зал, высотою около 9 метров, украшенный картинами, камином и массивными часами. В этом зале Алфераки давали грандиозные балы, на которые приглашалось избранное таганрожское общество, жившие в градоначальстве помещики и знакомые Алфераки из соседних городов. Гости приезжали в роскошных нарядах, привезённых нарочными из Парижа и Вены. Вся мебель в доме, обстановка и сервировка были приобретены за границей.

 

 

 

 

 

 Рядом с главным двухэтажным домом, где на правах хозяина стал жить помещик-негоциант Николай Дмитриевич Алфераки находился большой флигель коридорной системы, где со своими учителями и гувернёрами поселились сыновья старшего Алфераки – Николай, Ахиллес, Сергей и Михаил. Дети оказались талантливы, но не на коммерческом поприще: Сергей был известным путешественником, Ахиллес стал композитором. К сожалению, все они вели довольно расточительный образ жизни и после смерти Н. Д. Алфераки дела семьи пришли в упадок.

В конце 70-х годов занимавшее весь квартал домовладение перешло к купцу Негропонте, который распродал его по частям. Дворец с садом был куплен купеческим обществом для клуба «Коммерческое собрание».

В большом зале часто устраивались концерты с участием приезжих знаменитостей. В 1876 году, будучи гимназистом. А. П. Чехов впервые попал на концерт с участием профессора Петербургской консерватории Л. С. Ауэра и композитора Танеева. Во время своего пребывания в Таганроге клуб посещал П. И. Чайковский. Тогдашнюю жизнь дворца, неизбежную карточную игру, царящую в клубе, прогулки по саду запечатлены в рассказах Чехова «Ионыч», «Маска», «Моя жизнь».

После революции здание клуба занимали различные советские учреждения, с 1927 года оно было передано краеведческому музею, основанному ещё в 1898 году. Основателем музея по праву считается Антон Павлович Чехов. При его активном участии были собраны экспонаты для художественного отдела музея, оказывал он и финансовую помощь. Была в истории городского краеведческого музея и долгая полоса, именуемая капитально-восстановительными работами. Музей закрыли на ремонт в 1966 году, а завершили его к ноябрьским праздникам 1971. За это время исчезли потолочные росписи, прекрасные цветные плафоны на библейские сюжеты, во многих местах убрали художественную лепнину, унесли в запасники зеркала и скульптуры. Интерьер залов совершенно преобразился. Стиль 70-х отличался художественным минимализмом и обилием производственной тематики.

В 1989 – 96 годах произошло своеобразное возвращение к корням – были проведены реставрационные работы, позволившие во многом восстановить первоначальный облик дворца. Предстал в прежнем своём великолепии знаменитый двухярусный зал, где проходят концерты, выставки, торжественные бракосочетания, отмечаются памятные даты, вошедшие в историю нашего города. В 95 – 96 годах открыта ныне действующая экспозиция. С возобновлением традиции концертов и приёмов, музей вновь превратился в важнейший центр культурной жизни города.

 

Свежий взгляд

Новые памятники

Новые памятники

Знак "Город воинской славы"
(г.Ростов-на-Дону)

В городе Зверево Ростовской области открыли памятник герою Советского Союза, летчику Ивану Докукину.

В г.Белая Калитва в преддверии празднования юбилея 65-летия Великой победы в парке им. Маяковского торжественно открыли памятник героям, на самолете сумевшим вырваться из фашистского ада, - «Побег из ада». 

В Ростове-на-Дону открылась мемориальная доска на доме по Семашко,111, где жил Константин Шапошников - ученый, который организовал первый в Советском Союзе радиотехнический институт.


В Ростове в холе НИИ механики и прикладной математики РГУ (ЮФУ) открыли мемориальную доску основателю института академику Академии Наук СССР и академику РАН Иосифовичу Израилевичу Воровичу.

"Афродита", она же "Венера", подаренная Ростову к Дню города городом-партнёром Анталией

  На ростовской набережной 15 декабря 2010г.  – в день подписания Указа об основании Темерницкой таможни, который считается официальным днём рождения Ростова-на-Дону, - был торжественно открыт памятник в честь этого события.

В Ростове-на-Дону в парке Октябрьской революции установлен памятник И.А.Бондаренко.

 
 Памятник первой учительнице. Установлен в Ростове-на-Дону у школы № 78. Открыт 1 сентября 2012г.

 
 
 

Утраченное

dedih1.jpg