Аннинская крепость. - с.2 |
Страница 2 из 3 Указом от 29 ноября 1733 года крепость включили в строившуюся на границах Новороссии Украинскую оборонительную линию. Создавался плацдарм для войны с Турцией, закрепившейся в дельте Дона. Здесь, в крепости, в марте 1736 года началась концентрация частей регулярной армии, по Дону подходили военные и транспортные суда с артиллерией и боеприпасами. В 1737 году под командованием графа Миниха войска двинулись к Азову, и после четырехмесячной осады город был взят штурмом. Сделан был шаг к тому, чтобы окончательно освободить южные русские земли от турок. В течение тридцати лет Аннинская крепость была самым южным русским форпостом страны. В 40-х годах XVIII века через крепость шел почтовый тракт из Астрахани на Воронеж. Русско-турецкая война 1735— 1739 годов показала, что весь объем задач на юге крепость не могла выполнить. Здесь сказывались удаленность крепости от Азовского побережья, и заболоченность местности. В 1761 году «оставлена сия крепость впусте, с тем, однако же, чтоб не вовсе ея разорить, а иметь бы в ведомстве нынешней крепости (Димитрия Ростовского) за полевое укрепление». Сейчас это, пожалуй, единственный на Юге страны столь хорошо сохранившийся памятник военно-оборонительного зодчества XVIII века таких размеров. Аннинская крепость — иллюстрация одного из этапов в развитии военно-инженерного искусства. На Дону сохранился и памятник, с которого началось это новое направление в создании усовершенствованной бастионной Системы в конце XVII века — Павловская крепость. Находясь на валах крепости, трудно уловить общую планировку «начертания» ее укреплений. Но у любого из бастионов легко оценить грандиозность замысла и огромный объем работ, выполненных русскими солдатами и инженерами в два года.
|