Лунин Николай Александрович

Официально

Голосования

Считаете ли Вы нужным сохранить дом Чернова (г. Ростов-на-Дону, пр. Будёновский, 17) и внести его в список объектов культурного наследия.
 
Баннер

Рассказы о памятниках

Парк Горького в Таганроге

Таганрогский Центральный парк культуры и отдыха имени Горького. 

Призвать к ответу

Судьбу ростовского ипподрома решит суд общей юрисдикции

Арбитражный суд Ростовской области не стал рассматривать иск регионального отделения Всероссийского общес...

Заместитель главы Ростова-на-Дону по вопросам ЖКХ уволен по требованию прокуратуры

Прокуратура Ростова-на-Дону провела проверку в администрации Ростова-на-Дону по вопросу соблюдения законод...

Атаманский дворец в Старочеркасской окончательно остаётся музеем.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в Краснодаре вынес решение по делу, которое длится долгие месяцы....
Баннер

Символы Дона

... и антисимволы

  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
Лунин Николай Александрович PDF Печать E-mail
17.08.2012 09:14
Индекс материала
Лунин Николай Александрович
Автобиография
Все страницы

Николай Александрович Лунин, командир подводной лодки (ПЛ) Щ-421 2-го дивизиона отдельной бригады ПЛ Северного флота, капитан 3-го ранга

Родился 21 августа 1907 года в городе Одессе (Украина) в семье служащего.

Окончил среднюю школу и в 1921 году поступил в школу водников в городе Мариуполе. После её окончания учился в Политехническом техникуме водных путей сообщения в Ростове-на-Дону, который окончил в 1930 году.

В1930 - 1931 годах служил на срочной службе в РККА, шифровальщик 8-го отдела штаба Северо-Кавказского военного округа. С 1931 года трудился на учебном парусном судне «Вега» на Чёрном море, был там вторым помощником, старшим помощником и капитаном судна.

В 1935 году Н.А. Лунин, имевший опыт командования учебным парусником, направляется в ряды Военно-Морского флота. В 1937 году он оканчивает командирские классы Учебного отряда подводного плавания ВМС имени С.М. Кирова. С апреля 1937 года по март 1938 года - помощник командира ПЛ Щ-314 Краснознамённого Балтийского флота, а затем по октябрь 1938 года - командир ПЛ Щ-404 Северного флота.

В октябре 1938 года Н.А. Лунин арестован и 2 ноября того же года уволен из кадров ВМФ. 27 ноября 1939 года реабилитирован, а 9 декабря 1939 года восстановлен в кадрах ВМФ с одновременным присвоением воинского звания «капитан-лейтенант». До апреля 1940 года находился в распоряжении командующего Северным флотом.

 

В апреле 1940 года Н.А. Лунин принимает под своё командование новую ПЛ Щ-421 с молодым экипажем (многие из матросов служили по первому году). К концу 1940 года эта лодка, несмотря на «юный» возраст, проходит полный курс боевой подготовки, а за несколько месяцев до начала Великой Отечественной войны отличается на учениях Северного флота.

В первый же день войны, 22 июня 1941 года Н.А. Лунин выводит свою «щуку» на морские коммуникации противника. Уже в первые месяцы войны капитан-лейтенант Н.А. Лунин проявил себя зрелым тактиком, незаурядным командиром-подводником.

Только за один боевой поход в ноябре 1941 года подводная лодка Щ-421 (бригада подводных лодок Северного флота), которой командовал Н.А. Лунин, потопила три транспорта противника.

К февралю 1942 года подводная лодка Щ-421 под командованием капитана 3-го ранга Н.А. Лунина, активно действуя на вражеских коммуникациях, совершила 5 боевых походов и потопила по донесениям командира 7 транспортов противника общим водоизмещением 49 тысяч тонн.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 апреля 1942 года за успешное командование подводной лодкой и героизм, проявленный в боях с немецко-фашистскими захватчиками, капитану 3-го ранга. Николаю Александровичу Лунину присвоено звание Героя Советского Союза, с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 656). Подводная лодка Щ-421 награждена орденом Красного Знамени.

С 4 марта 1942 года Н.А. Лунин командует крейсерской подводной лодки «К-21» Северного флота. Экипаж подводной лодки произвел ряд минных постановок у берегов противника, высадку диверсионной группы в тыл врага, выходил в Карское море на поиск германского рейдера «Адмирал Шеер». В апреле 1942 года экипаж «К-21» обнаружил и оказал помощь подводной лодке «Щ-402», которая терпела бедствие.

5 июля 1942 года «К-21» под командованием капитана 2-го ранга Н.А. Лунина, прикрывая конвой союзников, атаковала вражеский линкор «Тирпиц», который шел в охранении 12 боевых кораблей. Умело маневрируя лодкой, Н.А. Лунин пропустил над собой неприятельские миноносцы. Затем подводная лодка легла на боевой курс и с дистанции 17 – 18 кабельтовых произвела четырехторпедный залп из кормовых аппаратов. Через 2 минуты после залпа акустик доложил командиру о двух взрывах. После всплытия Н.А. Лунин донес командованию Северного флота о встрече с немецкой эскадрой и атаке «Тирпица» (справедливости ради отметим - не о попадании в него). А неприятельский линкор вынужден был вместе со всей эскадрой укрыться в норвежских шхерах. О результатах данной атаки уже более полувека ведутся ожесточённые споры: от утверждения о причинении «Тирпицу» тяжелых повреждений, после которых он до своей гибели был выведен из строя, до утверждений о том, что немецкие экипажи вообще не заметили никакой атаки.

Всего в качестве командиров ПЛ Н.А. Лунин совершил 12 боевых походов, провёл в море 181 сутки, выполнил 13 торпедных атак и 2 минные постановки. Им было заявлено о потоплении 17 кораблей противника, из которых подтверждены противной стороной потопление двух транспортов торпедами и одного мотобота - орудийным огнём.

 

С ноября 1943 года капитан 1-го ранга Н.А. Лунин командует 1-м дивизионом подводных лодок Северного флота, а в марте 1944 года становится слушателем Военно-морской академии имени К.Е. Ворошилова, которую успешно оканчивает в 1946 году.

С ноября 1946 года был начальником штаба учебной бригады подводных лодок, с июня 1947 - командиром учебного дивизиона подводных лодок 2-й бригады подводных лодок 8-го ВМФ, с июня 1949 года - командиром 2-й бригады ПЛ 8-го ВМФ. Затем проходил службу в госприемке: с октября 1950 года – уполномоченным по подводным кораблям группы Постоянной комиссии Госприемки в Ленинграде, с октября 1951 года – уполномоченным Балтийской группы Управления госприемки кораблей ВМФ. С мая 1956 года по январь 1957 года Н.А. Лунин – командир 22-й отдельной бригады подводных лодок Северного флота в губе Ягельная.

С января 1957 года - начальник 11-го отдела ВМФ СССР. С апреля 1958 года занимал должности заместителя начальника 1-го научно-исследовательского института ВМФ, с марта 1961 года - начальника 9-го управления этого института. С июля 1961 года - начальник Центральной научно-исследовательской лаборатории аварийно-спасательного дела, с сентября 1961 года - начальник 228-й лаборатории Министерства обороны СССР. С апреля 1962 года контр-адмирал Н.А. Лунин - в отставке.

Депутат Верховного Совета СССР 2-го созыва (1946-1950).

Жил в городе-герое Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), где и скончался 17 ноября 1970 года. Похоронен на Богословском кладбище в Санкт-Петербурге.

Контр-адмирал (18.02.1958). Награждён двумя орденами Ленина (1941, 1942), тремя орденами Красного Знамени (1942, 1942, 1955), орденами Ушакова 2-й степени (№ 240, 1944), Отечественной войны 1-й степени (1943), Красной Звезды (1951), медалями, иностранным орденом - орденом Британской империи 4-й степени (1944), именным оружием.

Герой Советского Союза Н.А. Лунин увековечен в монументе Славы, воздвигнутом в одном из военных городков Краснознамённого Северного флота. В память о нём установлены мемориальные доски на здании Ростовского мореходного училища имени Седова и на одном из зданий в городе Полярный Мурманской области. Именем Героя названы улицы в городах Полярном, Мариуполе и Ростове-на-Дону. В городе-герое Одессе, школа № 48 города-героя Мурманска, в Ростове-на-Дону школа № 66.

 


 

Автобиография Н.А.Лунина

Родился в г. Одессе в 1907 г. 21 августа. Отец из крестьянской семьи, ушел мальчиком из дома, очутился в портах Черного моря и с тех пор стал плавать на судах Б. добровольного флота и РОПИТа в должностях отматроса до боцмана.

В 1903 г. отец выдержал экстерном экзамен на штурмана каботажного плавания и не смог плавать на больших судах, переехал с семьей в порт Мариуполь, где работал до самой своей смерти (в 1942 г.) в должности Пом. капитана на землевозных шаландах и с 1938 г. после ухода на пенсию – береговым боцманом.

Родители как до 1917 г. так и до своей смерти (мать умерла в 1931 г.) недвижимого имущества не имели.

Брат Виктор рождения 1910 г. судовой машинист. В Отечественной войне был рядовым, имел тяжелое ранение под Сталинградом, после излечения окончил танковое ускоренное училище, выпущен лейтенантом, после войны демобилизовался в запас, сейчас опять плавает на судах Мурманрыбы на севере.

Сестра рождения 1911 г. учительница, эвакуировалась на Урал, ныне живет в Днепропетровске.

Моя жена Чувина и ее мать в настоящее время не работает, первая из-за болезни, а теща из-за старости.

Брат жены Чувин Валентин – инженер-механик, работает механиком на судах Черноморского флота.

Младший – не родной брат жены – в 1917 г. (17 лет) примкнул к гайдукам и убит.

Никто из моих родственников, как и родственников жены в Великой Отечественной войны в плену у немцев не был, как и не проживал на оккупированной территории[1].

Я начал свою трудовую деятельность в 1917 г. мальчишкой работал котлочистом на судах в Мариупольском порту, в 1920 г. был рассыльным, затем пошел плавать и с 1920 г. по 1930 г. плавал на разных судах торгового флота в матросских должностях. В зиму 1925 г. комсомольской организацией был послан учиться в Ростовский н/Дону Мортехникум, который окончил с дипломом штурмана дальнего плавания. Этот период моей жизни проходит самостоятельно вдали от родственников, летом плавал, а зимой учась в Ростове н/Дону. После окончания мореходного училища в 1930 г. был призван в РККА, одногодичником проходил службу в спецкоманде (СШШС) при 7 отделе СКВО[2].

В 1931 г. демобилизовался командиром запаса (порученец). Приехал в г. Одессу и был послан Обкомом ВКП(б)У в Одесский Институт инженеров Водного Транспорта деканом. В 1933 г. пошел плавать в торговый флот Пом. Капитана и капитаном на судах «Вега», «Серго», «Азнефть», «Грозный», «Советская нефть».

Моя общественно-политическая жизнь начинается с 1925 г. после вступления в члены ВЛКСМ и затем в ряды ВКП(б) (в 1928 г.) был секретарем ячейки ВКП(б) на судах, секретарем комитета в Мортехникуме, парторгом на судах, пропагандистом, агитатором, выполнял партийные поручения Северо-Кавказского Крайкома ВКП(б) и Одесского обкома посылаясь уполномоченным для проведения заготовительных компаний на село и при проведении коллективизации.

Осенью 1935 г. по спецнабору ЦК ВКП(б) был призван в РККА ВМФ где проучась на командном факультете УОПП им. Кирова в Ленинграде весной 1937 г. окончил его с присвоением воинского звания «Старший лейтенант» (подводник)[3]. Был назначен Пом. командира  подлодки, затем весной 1938 г. стал командиром ПЛ «Щ-404» Северного флота.

Из сведений относящихся к службе в торговом флоте необходимо отметить посещение заграничных портов Турции, Франции, Германии, Дании теми судами, на которых плавал в 1928 – 1933, 1934 годах.

Начавшаяся новая жизнь уже военного моряка подводника, была прервана неожиданным арестом 25 октября 1938 г.[4], находился под следствием и 25.11.39 г. судился Военным Трибуналом Северного Флота по обвинению, предусмотренным ст. 58 Ч.10 и ОПРАВДАН.

После оправдания по суду парткомиссия Северного флота, восстановила в рядах ВКП(б) со старым партстажем и затем опять вновь призван в ряды Военного флота и назначен Командиром ПЛ «Щ-421» со званием Капитан-лейтенант.

Начавшаяся Великая Отечественная война застигла меня на Северном флоте[5] в должности Командира ПЛ и с первых же дней 23 июня ушел в боевой поход для уничтожения судов противника на коммуникациях[6]. Первые два похода были неудачными (отсутствие боевого опыта, как у меня, так и у личного состава, хотя общая подготовка достигнутая в мирное время и состояние боевой техники были хорошими)[7]. После неудачного боевого второго похода ПЛ возвратилась в базу с боевыми повреждениями и после ремонта в конце 1941 г. я вышел в море с твердым намерением добиться победы[8]. 3-й боевой поход ПЛ принес крупный боевой успех и я был награжден впервые за свою жизнь орденом «Ленина»[9].

Последующие походы выработали у меня и у личного состава уверенность и умение, а главное злость против врага и после потопления 7 транспортов противника общим водоизмещением 49.000 тонн мне было присвоено военное звание «Капитан 3 ранга» и представлен на звание Героя Советского Союза[10].

В 1942 г. я был переведен командиром большой ПЛ «К-21» на которой произвел 5 минных постановок у берегов противника, производил высадку диверсионной партии в тылу противника, на побережье Норвегии; посылался для поиска рейдера Линкора «Адмирал Шеер» в Карское море доходя до 80˚ северной широты, произвел поиск терпящей бедствие нашей подлодки, обнаружил ее и снабдил топливом, после чего подлодка благополучно возвратилась в базу[11]. За этот период торпедами и артиллерией на этой лодке уничтожил еще 12 судов. В 1942 г. прикрывая конвой союзников произвел атаку по эскадре противника в составе Линкора «Т» и «Ш» идущих в охранении 8 ЭМЭМ и в 1943 г. участвовал в операции по уничтожении. ЛК «Шарнгорст».

За время боевых действий ПЛ «Щ-421» и «К-21» под моим командованием пробыли в море 403 суток, пройдя под водой 32940 миль и под водой 5959 миль или около 2366 часов[12].

Подвергался неоднократным преследованиям противника глубинными бомбами, но всякий раз благополучно уходил, хотя и с повреждениями.

В конце 1943 г. был назначен Командиром дивизиона ПЛ[13], которые так же выполняли боевые задания с присущими им задачами. За время войны аварий по моей вине подлодки не имели  и замечаний в нерешительности действий на позициях командования не было. В середине 1944 г. был утвержден для учебы в Военно-Морскую Академию им. Ворошилова, которую закончил в 1946 г. с дипломом офицера с высшим образованием на Штабные и Командные должности ВМФ.

Ранений и контузий, кроме повреждения барабанных перепонок от стрельбы лодочной артиллерии не имею.

После окончания Академии был назначен Начальником Штаба Учебной Бригады ПЛ, затем Командиром Отдельного Учебного Дивизиона ПЛ, а в настоящее время Приказом ГК ВМС СССР Командиром Бригады Подводных Лодок в ВМФ.

Капитан 1 ранга Лунин

25 августа 1947 года.

 

 

 

 

Свежий взгляд

Новые памятники

Новые памятники

Знак "Город воинской славы"
(г.Ростов-на-Дону)

В городе Зверево Ростовской области открыли памятник герою Советского Союза, летчику Ивану Докукину.

В г.Белая Калитва в преддверии празднования юбилея 65-летия Великой победы в парке им. Маяковского торжественно открыли памятник героям, на самолете сумевшим вырваться из фашистского ада, - «Побег из ада». 

В Ростове-на-Дону открылась мемориальная доска на доме по Семашко,111, где жил Константин Шапошников - ученый, который организовал первый в Советском Союзе радиотехнический институт.


В Ростове в холе НИИ механики и прикладной математики РГУ (ЮФУ) открыли мемориальную доску основателю института академику Академии Наук СССР и академику РАН Иосифовичу Израилевичу Воровичу.

"Афродита", она же "Венера", подаренная Ростову к Дню города городом-партнёром Анталией

  На ростовской набережной 15 декабря 2010г.  – в день подписания Указа об основании Темерницкой таможни, который считается официальным днём рождения Ростова-на-Дону, - был торжественно открыт памятник в честь этого события.

В Ростове-на-Дону в парке Октябрьской революции установлен памятник И.А.Бондаренко.

 
 Памятник первой учительнице. Установлен в Ростове-на-Дону у школы № 78. Открыт 1 сентября 2012г.

 
 
 

Утраченное

buff2.jpg