Шапкин Николай Васильевич

Официально

Голосования

Считаете ли Вы нужным сохранить дом Чернова (г. Ростов-на-Дону, пр. Будёновский, 17) и внести его в список объектов культурного наследия.
 
Баннер

Рассказы о памятниках

Защитницам неба

Этот памятник один из самых мало посещаемых в Ростове-на-Дону. Стоит на самой окраине города. Да и внешне особенно не примечательный -  на невысоком постаменте установлена зенитка со стволом, устремлённым в небо, - таких памятников по нашей стране десятки. За каждым из них своя история. Но за этим особая. Она ждёт своего Васильева.

Призвать к ответу

Судьбу ростовского ипподрома решит суд общей юрисдикции

Арбитражный суд Ростовской области не стал рассматривать иск регионального отделения Всероссийского общес...

Заместитель главы Ростова-на-Дону по вопросам ЖКХ уволен по требованию прокуратуры

Прокуратура Ростова-на-Дону провела проверку в администрации Ростова-на-Дону по вопросу соблюдения законод...

Атаманский дворец в Старочеркасской окончательно остаётся музеем.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в Краснодаре вынес решение по делу, которое длится долгие месяцы....
Баннер

Символы Дона

... и антисимволы

  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
Шапкин Николай Васильевич PDF Печать E-mail
06.03.2013 09:00

Николай Васильевич Шапкин, родился 10 марта 1923 года в деревне Красная Пустынь Сергачского района Горьковской области в семье крестьянина. Русский. Детство и юность Николая прошли в нашем городе на одной из улиц поселка им. Артема, которая сегодня носит его имя. Учился он в средней школе №30.

В 1941 году, после окончания школы поступил в Ейское авиационное училище, готовившее летчиков для ВМФ. По окончании училища (1943 год) направлен в ВВС Балтийского флота.

Воевал летчиком-разведчиком 43-й авиационной эскадрильи в 15-м отдельном разведывательном авиационном полку. Летал на самолете Як-9.

1943 год был годом коренного перелома в Великой Отечественной войне. В этом году войска Ленинградского и Волховского фронтов при содействии Краснознаменного Балтийского флота взломали мощную, многополосную, сильно укрепленную оборону врага под Ленинградом и подготовили условия для проведения в последующем ряда стратегических наступательных операций на северо-западном направлении.

Бомбардировочная и штурмовая авиация ВВС Балтийского флота наносила удары по вражеским конвоям, кораблям, военно-морским базам, сухопутным целям. Решение на нанесение удара принималось, как правило, по данным воздушных разведчиков 15-го отдельного разведывательного авиаполка. Самолеты полка осуществляли не только разведку, но и фотоконтроль результатов ударов авиации.

О воздушных разведчиках написано до обидного мало. И это несправедливо, хотя в какой-то мере и понятно. Работа воздушных разведчиков внешне не так эффектна, как бой истребителей, удар штурмовиков или атака бомбардировщиков. Но без разведчиков, без их напряженного и самоотверженного ратного труда были бы невозможны успехи других воздушных бойцов.

Под непосредственным руководством командира полка полковника Усачева 15-й полк выполнил ряд сложных и ответственных заданий Верховного Главнокомандующего, произведя аэрофотосъемку сетей противолодочной обороны в Финском заливе в районе Нарген-Порккала-Уд, выявил районы минных постановок на Балтике.

За небольшой срок Шапкин проявил себя одним из лучших воздушных разведчиков Балтики. Уже к февралю 1944 года лейтенант Шапкин совершил 120 боевых вылетов на разведку коммуникаций и военно-морских баз противника. По доставленным им разведывательным данным противнику нанесен большой ущерб в технике и живой силе.

Полеты над морем имели свои особенности. Как правило, Балтика не радует погодой. Низкая и густая облачность, частые туманы, сливающаяся с горизонтом серая поверхность воды и маленькие точки кораблей и катеров противника, которые надо было еще разыскать в этом необъятном просторе волн, где отсутствуют какие-либо ориентиры, все это требовало от летчиков, летавших над морем, особого мастерства.

Адмирал Трибуц В.Ф., бывший командующий Балтийским флотом, вспоминает в своих мемуарах: «…одним словом, каждый разведывательный полет требовал от летчика и штурмана большой силы воли, огромного физического напряжения, виртуозного управления самолетом и знания тактики противника. Не каждого включали в экипаж разведчика. Сюда посылали лучших из лучших. И нужно отдать им должное: экипажи действовали точно, четко, а, встречаясь с врагом, сражались отважно, стараясь во чтобы то ни стало доставить в штаб добытые данные. Так действовали командир разведывательного полка Герой Советского Союза Ф.А. Усачев, летчики Л.Н. Немков, М.Н. Тоболенко, Н.В. Шапкин, А.Г. Курзенков, Г.И. Давиденко, В.А. Горин и другие.

… воздушные разведчики в наших условиях вообще были единственными разведчиками тылов и оборонительных мероприятий противника на море. Это требовало особого обучения морских летчиков скоростному дешифрованию, фотографированию, свободной ориентировке по морским картам и калькам, отличному знанию силуэтов своих и вражеских кораблей. …

Условия же ведения разведки на море были самыми неблагоприятными. Оба берега Финского залива с расположенными на них приморскими аэродромами находились в руках врага. В тактике разведывательных полетов, прежде всего надо было овладеть энергичным прорывом к целям способом "проталкивания". Противник создавал специальные заслоны. Вражеские истребители, получив информацию о полете наших разведчиков, поднимались им навстречу… Но мы, как правило, посылали наряду с разведчиками еще и истребители. Они смело шли в атаку, и, когда противник ввязывался в бой с нашими самолетами, разведчики должны были оторваться и скрыться из виду. Вот для такого "проталкивания" разведчики посылали иногда до 15 истребителей.

Очень скоро кроме фотоснимков, докладов и визуальных наблюдений наши разведывательные карты обогатились сведениями о повседневной дислокации противолодочных дозорных и поисковых сил противника, о его минных заградителях и тральных соединениях. Мы могли уверенно рекомендовать командирам наших подводных лодок более безопасные фарватеры и районы для зарядки аккумуляторов. Среди воздушных разведчиков выделились и свои мастера…. Их девизом было — видеть все, а самим оставаться незамеченными. Последний пункт не всегда удавалось выполнить. Тогда приходилось с боем пробиваться на свою территорию. Разведчики, имея дело, как правило, с намного превосходящими силами противника, сражались дерзко, отчаянно, стараясь, во что бы то ни стало доставить в штаб добытые сведения».

За мужество и героизм при выполнении специальных заданий 22 июля 1944 года лейтенанту Шапкину Н.В. присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

В августе 1944-го Николаю Васильевичу посчастливилось побывать в родном городе, в отпуске. Затем снова война. Он бил врага на территории Прибалтики, Польши, Германии.

В январе 1945 года во время проведения Восточно-Прусской операции советских войск, он был одним из лучших корректировщиков стрельбы артиллеристов флота при блокировании порта Мемеля. Это не дало противнику возможности использовать его для доставки подкреплений, и парализовало работу порта.

Но Николай не дожил до Дня Победы всего два месяца. Он погиб в неравном бою с самолетами противника 5 марта 1945 года, возвращаясь с очередного боевого задания: его самолет упал в море возле Гдыни. Так трагически оборвалась жизнь нашего земляка, ставшего в годы войны прославленным разведчиком Балтики.

15-й отдельный морской разведывательный авиационный полк за успешные боевые действия и ценные разведывательные сведения о противнике был награжден орденом Красного Знамени. В октябре 1944 года полку присвоено наименование «таллинский», а чуть позже он был награжден орденом Ушакова. В этих наградах есть и заслуга нашего земляка.

Всего старший лейтенант Шапкин совершил около 270 боевых вылетов, сбил в воздушных боях несколько самолетов противника.

Награжден орденом Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1 степени.

Его имя носит улица и школа в городе Шахты.

На Алее Героев в городском парке ему установлен бюст.

 

 

 

Свежий взгляд

Новые памятники

Новые памятники

Знак "Город воинской славы"
(г.Ростов-на-Дону)

В городе Зверево Ростовской области открыли памятник герою Советского Союза, летчику Ивану Докукину.

В г.Белая Калитва в преддверии празднования юбилея 65-летия Великой победы в парке им. Маяковского торжественно открыли памятник героям, на самолете сумевшим вырваться из фашистского ада, - «Побег из ада». 

В Ростове-на-Дону открылась мемориальная доска на доме по Семашко,111, где жил Константин Шапошников - ученый, который организовал первый в Советском Союзе радиотехнический институт.


В Ростове в холе НИИ механики и прикладной математики РГУ (ЮФУ) открыли мемориальную доску основателю института академику Академии Наук СССР и академику РАН Иосифовичу Израилевичу Воровичу.

"Афродита", она же "Венера", подаренная Ростову к Дню города городом-партнёром Анталией

  На ростовской набережной 15 декабря 2010г.  – в день подписания Указа об основании Темерницкой таможни, который считается официальным днём рождения Ростова-на-Дону, - был торжественно открыт памятник в честь этого события.

В Ростове-на-Дону в парке Октябрьской революции установлен памятник И.А.Бондаренко.

 
 Памятник первой учительнице. Установлен в Ростове-на-Дону у школы № 78. Открыт 1 сентября 2012г.

 
 
 

Утраченное

tuc-e.jpg