top.mail.ru Амаяк Абрамович Арцатбанян

Вернуть памятник

Я поддерживаю требование отобрать памятник культурно-исторического наследия «Дом Максимова» у его недобросовестных владельцев, не выполнивших подписанных охранных обязательств.




Ваш комментарий


Голосования

Как Вы оцениваете работу заботу Ростовских властей по сохранению культурно-исторического наследия Ростова-на-Дону?
 

Рассказы о памятниках

Доходный дом В.С. Кушнарева

(г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 51)

Официально

Призвать к ответу

Заместитель главы Ростова-на-Дону по вопросам ЖКХ уволен по требованию прокуратуры

Прокуратура Ростова-на-Дону провела проверку в администрации Ростова-на-Дону по вопросу соблюдения законод...

Атаманский дворец в Старочеркасской окончательно остаётся музеем.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в Краснодаре вынес решение по делу, которое длится долгие месяцы....

Глава Елизаветинского сельского поселения незаконно присвоил земли объекта общенационального достояния

По данным областной прокуратуры, превысив свои полномочия, глава Елизаветинского сельского поселения личн...
Баннер
Баннер

Символы Дона

... и антисимволы

  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
Амаяк Абрамович Арцатбанян PDF Печать E-mail
15.06.2011 10:59

Родился Амаяк Абрамович 5 (17) июня 1876 года в семье ювелира, родители его жили в то время в поселке монастыря Сурб Хач. Здесь же в училище при монастыре Амаяк получил образование в приходской армянской школе.

Любовь к рисованию и художественные способности проявились еще в детстве, определили его дальнейшую судьбу. Его, пятнадцатилетнего подростка, рано проявившего большие способности к рисованию, отдали учеником в иконописную мастерскую Е. Г. Черепахина. Решив серьезно заняться живописью, в 1894 году Амаяк поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В годы учебы он много и упорно работал, был одним из лучших учеников, участвовал в выставках, дважды его работы удостаивались серебряных медалей. Живописи он обучался в мастерской преподававшего в то время в училище В. А. Серова, выдающегося русского художника, привлек его внимание своей исключительной одаренностью и стал его любимым учеником. За годы учебы Амаяк всегда активно участвовал в ученических выставках и его работы часто завоевывали золотые и серебряные медали.
     Окончив училище в 1900 году с золотой медалью, Арцатбанян, как одаренный художник, попал в число избранников, награжденных творческой поездкой в Париж, которую, к сожалению, не смог осуществить, так как ему необходимо было работать, чтобы содержать семью.

Мартирос Сарьян, народный художник СССР, земляк и друг Амаяка, называл его своим наставником, очень тепло писал о нем: «Есть воспоминания, которые не забываются, живут и становятся как бы другом человека. Дорогим воспоминанием я сохранил и сберег в себе дружбу с Амаяком Арцатбаняном. Он был моим первым учителем. Когда я приехал в Москву учиться, Амаяк был одним из лучших студентов училища живописи, ваяния и зодчества. Мы жили в одной комнате, часто ходили вместе этюды…
     Сердечным, добрым, влюбленным в жизнь юношей был Амаяк. В нем были сгущены детская непосредственность, искренность и чистота. Глубоко усвоив традиции серовской школы, …он стал одним из самых активных деятелей художественной жизни Ростова».
     Вернувшись в родной город – Нахичеван-на-Дону, Амаяк посвятил себя педагогической деятельности и творчеству. Работая одновременно в нескольких учебных заведениях Ростова и Нахичевана, Арцатбанян находил время для творчества и общественной деятельности. Он был одним из организаторов Ростово-Нахичеванского общества изящных искусств, бессменным членом его жюри и постоянно участвовал в весенних художественных выставках, устраиваемых обществом. Именно на этих выставках были впервые показаны его лучшие произведения.
     Правдивость, теплота, мягкий колорит небольших по размеру полотен художника неизменно привлекали к ним внимание посетителей выставок. Многие картины Арцатбаняна охотно приобретались любителями живописи прямо с выставок.
     Портреты современников, мастерски написанные им глубоко психологичны и индивидуальны, проникнуты тонким лиризмом и располагающей к себе искренностью ( «Портрет Ложкиной», «Портрет Чаталбашян», «Портрет жены художника» и др.). Особенно нежные и теплые чувства вкладывал художник в портреты детей.
     В обыденном и интимном внимательный взгляд художника искал и находил типическое и характерное, и поэтому жанровые полотна Арцатбаняна всегда интересны по замыслу.
     В годы реакции, наступившей после поражения первой русской революции, А. Арцатбанян создал ряд картин, в которых смело выступил против расправ царских властей с революционерами. Сами названия этих произведений ярко характеризуют общественную и гражданскую позицию художника: «Виселица», «В стране ужасов», «Не могу молчать».

Арцатбанян дважды побывал в Армении – в 1911 и 1915 годах. Вторую поездку он совершил в дни, когда армянский народ переживал страшную трагедию – геноцид армян в Османской империи. Свою безмерную скорбь и гнев он излил в картинах: «Зверства турок в Армении», «Пожар в армянской деревне», «Резня», «Долина слез», «Среди родных развалин», «За что?».

Одним из лучших произведений Арцатбаняна является автопортрет, написанный им в 1919 году, за несколько месяцев до гибели.

Творческая деятельность Амаяка Абрамовича и его жизнь трагически оборвались, когда ему не было еще и 44-х лет. Отступая из Ростова-на-Дону под натиском красной конницы, белогвардейws в ночь на 8 января 1920 года застрелили художника в его собственной квартире.

Это случилось в пору расцвета творческих сил живописца. Он был полон новых замыслов и мог бы создать еще очень много замечательных произведений.
     Далеко не все работы художника дошли до наших дней. Часть из них безвозвратно исчезла в годы Гражданской и Великой Отечественной войн, местонахождение некоторых пока неизвестно…

Когда-то в Ростове на здании пл. Толстого, д. 3 была мемориальная доска, посвященная Арцабаняну. Но уже много лет, как её там нет.

 

 

Свежий взгляд

Новые памятники

Новые памятники

Знак "Город воинской славы"
(г.Ростов-на-Дону)

В городе Зверево Ростовской области открыли памятник герою Советского Союза, летчику Ивану Докукину.

В г.Белая Калитва в преддверии празднования юбилея 65-летия Великой победы в парке им. Маяковского торжественно открыли памятник героям, на самолете сумевшим вырваться из фашистского ада, - «Побег из ада». 

В Ростове-на-Дону открылась мемориальная доска на доме по Семашко,111, где жил Константин Шапошников - ученый, который организовал первый в Советском Союзе радиотехнический институт.


В Ростове в холе НИИ механики и прикладной математики РГУ (ЮФУ) открыли мемориальную доску основателю института академику Академии Наук СССР и академику РАН Иосифовичу Израилевичу Воровичу.

"Афродита", она же "Венера", подаренная Ростову к Дню города городом-партнёром Анталией

  На ростовской набережной 15 декабря 2010г.  – в день подписания Указа об основании Темерницкой таможни, который считается официальным днём рождения Ростова-на-Дону, - был торжественно открыт памятник в честь этого события.

В Ростове-на-Дону в парке Октябрьской революции установлен памятник И.А.Бондаренко.

 
 Памятник первой учительнице. Установлен в Ростове-на-Дону у школы № 78. Открыт 1 сентября 2012г.

 
 
 

Утраченное

tuc-d.jpg