Аpсений Михайлович АВРААМОВ Печать
16.06.2011 09:46

Арсений Михайлович Краснокутский известный всем под псевдонимом Авраамов (или Ars, Реварсавр (революционный Арсений Авраамов), - как подписывал он свои дореволюционные статьи-манифесты) - донской казак, композитоp, фольклоpист, литеpатуpно-музыкальныйо кpитик, ученый-акустик.

Арсений Михайлович родился на хутоpе Малый Hесветай вблизи Hовочеpкасска в семье казачьего полковника. Авpаамов закончил в Hовочеpкасске импеpатоpа Александpа III кадетский коpпус, учебу в котоpом совмещал с музыкальными занятиями: овладевал игpой на pазных инстpументах, пpобовал сочинять. В начале ХХ века участвовал в pеволюционном движении.

В 1908―1911 учился в музыкальных классах Московского Филармонического общества, где изучал теорию музыки, а также брал частные уроки композиции у С.И. Танеева.

С началом 1-ой мировой войны, не желая быть призванным на фронт, эмигрировал за границу, где зарабатывал на жизнь, работая в цирке.

В 1914 г. Арсений Авраамов, пришел к убеждению о необходимости коренной ломки, революции в искусстве. Вслед за футуристами он отрицал оперу Вагнера «Персифаль» как произведение искусства, отрицал Баха и многое другое.

Главной темой исследований и творчества Авраамова была идея реформы музыкального строя. Авраамов в своих проектах пошел дальше всех. Он считал, что нужно уничтожить рояли т.к. рояль – это символ баховской равномерной темперации, которая калечит слух народа и композиторов.

С точки зрения ультрахроматиста Авраамова, И. С. Бах — «величайший преступник перед лицом истории, затормозивший на два века логическую эволюцию звукосозерцания, искалечивший слух миллионам людей, — величайший эгоист, принесший в жертву будущее искусства настоящему своего творчества».

А. Авраамов вслед за Л.Сабанеевым утверждал, что говорить «об ультра-хроматических возможностях, обертоновом строе, грядущем разрыве с отжившей свой век «равномерной темперацией» можно впустую сколько угодно». Нужно же создать инструмент для воспроизведения всех теоретически желаемых созвучий. Существующие типы музыкальных инструментов для этой цели он считал абсолютно непригодными и выдвигал задачу создать инструмент, который совмещал бы в себе следующие качества:

1) длительный тон, силою которого исполнитель может управлять в любой момент звучания;

2) абсолютно свободную интонацию: «сплошной» звукоряд от субконтр до пятичертной октавы включительно;

3) полифоническую структуру, дающую возможность одному исполнителю извлекать сколь угодно сложные комплексы тонов.

В качестве первого опыта конструирования такого инструмента он предлагал созданный им смычковый полихорд, допускавший «безграничное разнообразие гармонических комплексов» в пределах сплошного звукоряда. Отсутствие фиксированной системы тонов, по мнению Авраамова, должно было развить человеческий слух, искаженный «баховским наследием», сделать прежнюю музыку невоспроизводимой и послужить толчком к развитию богатых форм на новой гармонической основе.

К футуристам Авраамов себя не причислял, и слово это в его устах имело негативный смысл, хотя некоторые из музыкантов-футуристов экспериментировали в том же русле.

После Октябрьской революции Авраамов вернулся в Россию.

В 1917 - 1918 годах А.Авраамов работал правительственным комиссаром искусств в Наркомпросе. Принимал участие в основании Пролеткульта.

В Ростове pаботал pедактоpом аpмейской газеты "Hа стpаже pеволюции" и одновpеменно был пpофессоpом Ростовской консеpватоpии по теоpетическим дисциплинам. Печатался в газетах "Донская жизнь", "Утро Юга", "Донские областные ведомости", "Ростовская речь"

В 1917 г. вместе с  Евгением Шолпо и другими исследователями основал Общество им. Леонардо да Винчи, в Петребурге. Главной темой исследований, проводимых Обществом, была идея безисполнительской музыки, использующей достижения техники для ее исполнения и не требующей живых музыкантов. В результате исследований была создана техника рисованного звука, идея, берущая начало в футуристических размышлениях Велимира Хлебникова.

В 20-е годы Авраамов подал Луначарскому проект о сожжении всех роялей.

В 1919 – 1922 годах входил в группу имажинистов. Был включен в состав Верховного Совета ордена имажинистов. Подпись А.Авраамова стоит под текстом листовки-обращения «Имажинисты всех стран соединяйтесь», которая 12 июня 1921 года была расклеена в Москве и вызвала общественный переполох .

В 1923―1926 жил и работал в Дагестане, затем ― в Москве, участвовал в создании первых советских звуковых кинофильмов, руководил лабораторией звука при НИИ Кинематографии, читал в Московской консерватории лекции по истории и теории звуковых систем.

В 1935 был направлен в Нальчик, где собирал и обрабатывал музыку народов Северного Кавказа (записал и обработал около 1 тысячи мелодий и песен), написал на её основе несколько сочинений.

Одним из первых в СССР защитил докторскую диссертацию, посвященную идее объединения всех строев мира в универсальную тональную систему Welttonsystem.

Ездил в Франкфурт на международную музыкальную выставку вместе со Львом Терменом и другими выдающимися музыкантами и исследователями.

Среди сочинений Авраамова наиболее известна «Симфония гудков», в которой предусмотрено применение пушечных и пистолетных выстрелов, заводских гудков, свиста пара, шума самолётов и других «машинных» звуков. Это произведение было впервые исполнено в 1923 году в Баку, а затем ― в Москве. «Симфония гудков» считается одним из сочинений, предвосхитивших появление в середине XX века «конкретной музыки».

С 1941 Авраамов руководил Русским народным хором.

19 мая 1944 года Арсений Михайлович поехал в Музфонд на Миусскую за гонораром. На обратном пути, в трамвае, все деньги – месячный доход многодетной семьи – стянул карманник. Вагоновожатый остановил трамвай: коли безденежный, топай. И старый музыкант потопал под палящим солнцем на свою Малую Якиманку. Его обгоняли трамваи. Но унижаться, попытаться сесть в вагон он больше не пытался. А у него было больное сердце. Домой приплелся чуть живой. Попросил жену набить трубочку, сделал затяжку и потерял сознание. Дети в ужасе бросились во двор. Вдруг крик: «Папа умер!» И следом – раскат грома. Детские слезы смешались с дождем.

Его похоронили на Даниловском кладбище. Семья, по бедности, не сумела поставить памятник, и безымянная могила постепенно затерялась.