top.mail.ru Артемов Георгий Калистратович

Вернуть памятник

Я поддерживаю требование отобрать памятник культурно-исторического наследия «Дом Максимова» у его недобросовестных владельцев, не выполнивших подписанных охранных обязательств.




Ваш комментарий


Голосования

Как Вы оцениваете работу заботу Ростовских властей по сохранению культурно-исторического наследия Ростова-на-Дону?
 

Рассказы о памятниках

Памятник бойцам батальона Г.Мадояна
На территории Ростовского электровозоремонтного завода установлен памятник воинам, погибшим 1943 году в ходе боев за освобождение Ростова-на-Дону.

Официально

Призвать к ответу

Заместитель главы Ростова-на-Дону по вопросам ЖКХ уволен по требованию прокуратуры

Прокуратура Ростова-на-Дону провела проверку в администрации Ростова-на-Дону по вопросу соблюдения законод...

Атаманский дворец в Старочеркасской окончательно остаётся музеем.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в Краснодаре вынес решение по делу, которое длится долгие месяцы....

Глава Елизаветинского сельского поселения незаконно присвоил земли объекта общенационального достояния

По данным областной прокуратуры, превысив свои полномочия, глава Елизаветинского сельского поселения личн...
Баннер
Баннер

Символы Дона

... и антисимволы

  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
Артемов Георгий Калистратович PDF Печать E-mail
14.02.2012 10:01
Индекс материала
Артемов Георгий Калистратович
Ростовский период
Все страницы

Георгий Калистратович Артемов родился 17 февраля 1892 года в станице Урюпинской, где его отец, Калистрат Артемов, был врачом и атаманом. Мать, Матрена Данов, была медицинским работником; рисовала, интересовалась театром. Братья: Петр, Иван, Дмитрий. Сестра Анна, музыкант. В 1899 - 1905 мальчик учился в Новочеркасском Донской Императора Александра III кадетском корпусе.

В 1906-1907, видимо, посещал в Ростове рисовальные классы, возглавляемые И. С. Богатыревым, выпускником Российской Академии художеств, и замечательным художником, и педагогом А. С. Чиненовым, методы преподавания которого получили признание на всемирной выставке в Париже. В 1908 начал участвовать в выставках Ростово-Нахичеванского общества изящных искусств. В 1911 провел в Ростове-на-Дону персональную выставку, на которой представил около 50 работ.

В 1909-1912 продолжил образование в Московском художественном училище живописи, ваяния и зодчества в мастерской К. А. Коровина.

В интервью 1962 года, взятом у Артемова в Париже Мишелем Рокбером, он вспоминает об этом времени: «Я прибыл в Москву в то время, когда реализм был там в моде, сильный, мощный реализм. А импрессионизм и фовизм начинали только доходить из Парижа, и было удивительно видеть молодого импрессиониста, который прибыл из степей».

Одним из сильных впечатлений, полученных в столице молодым провинциалом, был революционный климат: «Станиславский, например, этот человек полностью обновил театр, и моя мать знала, что он был революционер». Благодаря связям матери в среде художественной интеллигенции состоялось знакомство Георгия со Станиславским, Мариной Цветаевой, томик произведений которой, подписанный ему в стихах, хранится в семье дочери Артемова. В это же время состоялось его знакомство с Владимиром Маяковским, но уже благодаря своему товарищу ростовчанину Александру Черныху, который в годы учебы в московском училище жил в одной комнате с Маяковским, и карандашный портрет Александра Георгий сделал в 1912 году. С Мариной Цветаевой впоследствии он встречался и в эмиграции в Париже.

Учась в Москве, Артемов не порывает связь с Ростовом. В 1912 году участвует в выставке картин «Салон», организованной ростовскими и московскими художниками в помещении на углу Б. Садовой и Большого(Столыпинского) проспекта.

Г. Артемов показывает тридцать два произведения, среди них: «Автопортрет», «Белая ночь», «Богатырь», «Дума», «Портрет госпожи К.», «Грузинка», «У пианино», «эскиз головы», «На балконе» и др., которые Н. Лаврский, наблюдавший за творчеством молодого художника, отмечает в своей рецензии и делает выводы об Артемове: «... художник с большим дарованием».

В декабре 1913 Артемов отправляется в Париж по стипендии, полученной за успешное окончание училища. «Я потерял мою технику, и я почувствовал себя полностью оторванным от корней», - вспоминал он, спустя годы о времени, проведенном в Париже. Армемов знакомится с А. Модильяни, Ж. Сутиным, Кремень, О. Цадкиным, Пассеном, П. Пикассо. Живет на Монпарнасе в мастерской Осипа Цадкина. «Однажды я увидел маленького хулигана в американской кепке, мне сказали, что это Пикассо». Пикассо рисовал на куске газеты гуталином, чем очень поразил Артемова. Позже они не раз состязались в умении быстро вписать обнаженную человеческую фигуру в произвольно поставленные на листе бумаги точки. Открытием для Г. Артемова стал кубизм, который господствовал во французском искусстве в то время. «Кубизм все во мне перевернул... но я не хотел следовать этому направлению. Понемногу я его изжил, но я никогда не был кубистом».

26 августа 1914 вступает в 1-й Иностранный полк, участвует в боях в Шампании, Прюней-на-Марне. 10 февраля 1915 тяжело ранен, награжден Военным Крестом. Долгие месяцы провел в госпитале в Бур-Сен-Морис, продолжая заниматься живописью. Сохранилась фотография тех лет, на которой Георгий изображен на больничной койке с картинами у изголовья. В это время он подружился с семьей Помпиньян. В разгар революции в декабре 1917 Артемов вернулся на родину в Новочеркасск, где в то время жили его родители. Участвует в выставке 1918 Ростово-Нахичеванского-на-Дону общества изящных искусств с тремя произведениями: «Цветы», «Яблоня в цвету» и «Продавщица майолики», каждое из которых на момент выставки было уже куплено А. С. Черновым, М. З. Бельским и Ф. С. Генч-Оглуевым. До нас дошли лишь «Продавщица майолики», попавшая в музей, вероятно, после национализации коллекции Ф. С. Генч-Оглуева, судьба остальных произведений неизвестна. В 1919 принимает участие в ростовской выставке "Салон". В 1920 эмигрирует в Константинополь. В 1921 вступает в Союз русских художников за рубежом и выставляется в Таксиме в казарме Мак-Маона. Здесь знакомится с молодой художницей Лидией Никаноровой, которая становится его другом и любовью. Приехав в Париж в 1922, он добивается разрешения на визу во Францию и для Лидии. Их встреча состоялась в августе 1923 года. В том же году расписывает на темы русского фольклора ресторан «Кавказский подвальчик» на Монмартре. Встречает судовладельца Шеманте, который становится его другом и меценатом. Каталоги этих лет, газетные заметки подтверждают, что наряду с живописью Артемов успешно выставляется как скульптор.

В 1924 переезжает на Корсику, которую «белые русские» открывают для себя и сравнивают ее с Кавказом. Георгий и Лидия дружат с семьей кинематографистов Туржанских и их другом Пименовым, который создает декорации для кино.

В 1925 Георгий и Лидия вступают в Союз русских художников в Париже и организует праздники, привлекающие интерес всего Парижа. Часто бывают в Бонифачио (Корсика). Георгий занимается скульптурой и пишет знаменитые натюрморты с рыбами и пейзажи, которые останутся довольно редкими в его творчестве. Они подружились с семьями Варси, Лантьери, Максиола. «Эта великолепная дружба пересечет поколения» (м. Артемова-Теса). 28 июля 1927 Артемов женится на Лидии. В 1927-38 участвует в выставках в Салоне художников-декораторов. Неоднократно награждается медалями. В эмигрантском журнале «Мир искусств» в обзоре выставок, проходивших в Париже, есть строки, посвященные Артемову: «В этом „Салоне художников-декораторов“ среди второстепенных вещей мы найдем и несколько работ русских художников... среди которых, однако, особого упоминания заслуживает лишь интересная резьба по дереву-скульптурное панно из корсиканского ореха молодого Г. Артемова».

Материальное положение семьи улучшаестя. В 1928 Артемов покупает в Бонифачио корабль «Франсуаза». В 1930 совместно с Лидией выставляется в Париже в галерее «Мост искусств». Получает медаль в салоне художников-декораторов, признание. Покупает небольшой дом в Кламар, где находится русская община. С 1931 года Артемов активно участвует в выставках художников-анималистов в галерее Э. Брандта в Париже, выставляя небольшие скульптуры. Становится членом ассоциации анималистов. В том же году его произведения опубликованы в журнале «Русское искусство», а также выставляются на международной колониальной выставке в Париже во Дворце искусств.

В 1937 получает премию Парижской международной выставки.

После смерти Лидии (2 августа 1938) он обращается к религиозной теме и пишет «Пиету», где в образе Христа изображена Лидия с исхудавшим, безжизненным телом, точно переданным характерным жестом руки. Живописные произведения с изображением Христа - «Человек как он есть», «Обнажение» - посвящены теме страдания.

В 1940-м, после вступления немецких войск на территорию Франции, Артемов бежит на юг, сначала в Кастельнодари, потом в Тулузу. Продолжает работать. Создает два панно «Охота на львов», алтарь и витраж для церкви Криста Руа в Тулузе. Перебирается в Сорез, где остается на целых десять лет. Тут он женится на художнице Жанне Астр, находит нового друга - поэта Жо Буске.

В 1945 в Сорезе у Артемова родилась дочь Мария. «Эта эпоха в жизни Артемова будет мирной остановкой. Он охотится, заводит друзей, его живопись лучиста. Он выставляется регулярно в Ницце, Каннах, Монпелье и Каркассонне, где он дружит с Буске» (М. Артемова-Теста).

В 1948 Артемов принимает французское гражданство.

В 1952 году с маленькой дочерью и женой Артемов переехал в Ревель, где у Жанны был дом. Их мастерская стала центром культурной жизни города. «Конечно, влияние русского происхождения всегда чувствуется, - отмечается в одной из парижских газет в 1953 году, - но оно смягчается французскими качествами нежности и оттенками такого рода, как смесь естества и чего-то нового, все это создает форму самобытного искусства, блестящего и гуманного».

Из Ревеля семья часто выезжают на морское побережье; Георгий встречается с друзьями Франсуа Денуайером, последний раз видится с Пименовым.

В шестидесятые годы здоровье его ухудшается. Его живопись темнеет, образы приобретают драматическое звучание. Последним посланием художника живущим становятся «Всадники Апокалипсиса», «Раненый всадник», «Похороны художника».

9 июля 1965 умирает в Ревеле.


Ростовский период творчества Георгия Калистратовича Артемова

Многие десятилетия картина Артемова «У фонтана» неизменно привлекает внимание посетителей Ростовского-на-Дону музея изобразительных искусств своей неразгаданной тайной. Сидящая на белой скамье женщина с развернутым веером в руках, пристально смотрит на женщину, которая стоит рядом, словно бы потупив взор, держа в руке тоже веер, но восточный. К ней прижимается девочка с грустным взглядом. Этой зачарованной застывшей сцене сонно вторят, повисшие в воздухе струи фонтана, в ритм им ниспадают свисающие грозди белых цветов, увенчивающих мраморную голову сатира, плакучие шлейфы зелени. Здесь много белого: обе женщины одеты в белые одежды, их волосы стянуты белыми повязками... Но как звучит в картине белый цвет! — это тончайшие оттенки и сплавы перламутра, фиолетовых, лиловых, серебристо-серых тонов. В этом элегическом сюжете все пронизано духом ностальгии и полной отрешенности от внешнего мира, так как его автор занят поиском собственного индивидуального представления о мировой гармонии. На наш взгляд, это интереснейшее произведение, созвучно идеям русского символизма начала XX века, должно занимать в творчестве Георгия Артемова раннего периода значительное место. Из четырех имеющихся в фондах Ростовского музея произведений художника, пожалуй, наиболее близка к картине «У фонтана» по стилевым, живописным приемам композиция с сидящей на венском стуле задумавшейся девочкой. Она тоже написана в блекло-фиолетовых и лиловых тонах и также пронизана нотами поэтической грусти. Тем, кто видел эти красивые работы, хочется знать — где истоки искусства Артемова-художника, в какой среде он формировался и где учился?

Еще в ростовский период творчества Георгий Артемов как художник был признан и имел имя. На Первой Весенней выставке Ростово-Нахичеванского Общества изящных искусств в 1911 году он показывает пять работ: «Скит», «Солнечный день зимой», «Дама в синем», «Цыганка», «За туалетом». А в 1913 году в рецензии, посвященной выставке картин «Салон», организованной ростовскими и московскими художниками, известный на Дону историк искусства Н. Лаврский резюмировал: «...О работах Артемова мне приходилось писать не раз. Из последних работ обращают на себя внимание «Грузинка», «У пианино», «Эскиз головы» и «На балконе». Художник с большим дарованием...». На выставке картин «Салон», что экспонировалась в Ростове-на-Дону, в помещении на углу Большой Садовой и Большого Столыпинского проспекта, Г. Артемов выставил 32 произведения, в числе которых были «Автопортрет», «Белая ночь», «Богатырь», «Думы», «Портрет госпожи» и другие работы.

Интересно, что сохранился каталог еще одной выставки, состоявшейся в Ростове-на-Дону в 1913 году и имевшей довольно экзотический характер. В ее экспозиции была представлена... религиозная живопись и гравюра Северного Китая (ши-бао-бо), молитвы, писанные рукой, а также образцы искусства Южного Китая. И наряду с ними выставлялись работы только двух ростовских живописцев — Георгия Артемова и Дмитрия Федорова.

По всей вероятности, живительной средой, давшей возможность развиваться таланту молодого Артемова, явились все те же упомянутые выше выставки Ростово-Нахичеванского-на-Дону Общества изящных искусств, всегда насыщенные созвездием талантливых имен — художников самых различных направлений. Достаточно сказать, что среди экспонатов этой выставки были Константин Коровин, Мартирос Сарьян, Давид Бурлюк.

Что же касается художественного образования, то его Артемов мог получить в открытых в 1896 году Ростовским Артистическим обществом (оно предшествовало Ростово-Нахичеванскому) художественных классов, где ведущим художником был А. С. Чиненов, воспитавший целую плеяду известных на Дону и за его пределами живописцев, графиков, скульпторов. Не исключена возможность, что учителем Артемова мог быть И. С. Богатырев, заведовавший художественными классами с 1902 по 1907 год, или А. К. Ованесов, в раннем творчестве которого имели место поиски, близкие по мироощущению Георгию Артемову. А с 1914 года — года открытия в Ростове с благословления Императорской Академии художеств художественной школы — Артемов выступает на выставках Ростово-Нахичеванского общества уже как житель Парижа. В этом году художник экспонирует лишь одно произведение — «Портрет А. Л. М.» (он в каталоге значится как собственность И. С. Миклашевского). А в последний раз в Ростове на выставке 1918 года Артемов показывает свои работы «Цветы», «Яблоня в цвету», «Продавщица майолики». Кстати, последнее произведение было собственностью известного ростовского коллекционера и мецената Ф. С. Генч-Оглуева, а в Ростовский музей оно попало уже в 1949 году.

В написанной на картоне гуашью «Продавщице майолики» имеет место определенное экзотическое начало. Две чернокожие женщины, одна из которых обнажена по пояс, в ветхой хижине, едва покрытой зелеными ветвями, перебирают керамические сосуды. На фоне зеленых одежд и черных тел весьма эффектно в цветовом отношении звучит ярко-синяя керамика; матовая поверхность гуашевых красок вызывает красивое их мерцание и горение.

Четвертое произведение Георгия Артемова, находящееся в фондах Ростовского музея изобразительных искусств, «Старая Москва», создано художником также в 1910-е годы. Это небольшой, написанный маслом мотив заснеженной городской улицы. Это сюжет-впечатление явно импрессионистического характера: здесь все в движении — устремились вперед запряженные лошадьми сани, словно плывут по тротуару дамы в высоких шляпах, слегка наклонившись вперед, белым, желтым, оранжевым цветом мерцают вечерние огни, все словно бы плавится, становится зыбким, кажется, что сейчас это зрелище растворится в ночи. По широте и смелости движения мазка, по сочности и тональному богатству цвета в этой живописи, пожалуй, больше парижского духа.

 

 

Свежий взгляд

Новые памятники

Новые памятники

Знак "Город воинской славы"
(г.Ростов-на-Дону)

В городе Зверево Ростовской области открыли памятник герою Советского Союза, летчику Ивану Докукину.

В г.Белая Калитва в преддверии празднования юбилея 65-летия Великой победы в парке им. Маяковского торжественно открыли памятник героям, на самолете сумевшим вырваться из фашистского ада, - «Побег из ада». 

В Ростове-на-Дону открылась мемориальная доска на доме по Семашко,111, где жил Константин Шапошников - ученый, который организовал первый в Советском Союзе радиотехнический институт.


В Ростове в холе НИИ механики и прикладной математики РГУ (ЮФУ) открыли мемориальную доску основателю института академику Академии Наук СССР и академику РАН Иосифовичу Израилевичу Воровичу.

"Афродита", она же "Венера", подаренная Ростову к Дню города городом-партнёром Анталией

  На ростовской набережной 15 декабря 2010г.  – в день подписания Указа об основании Темерницкой таможни, который считается официальным днём рождения Ростова-на-Дону, - был торжественно открыт памятник в честь этого события.

В Ростове-на-Дону в парке Октябрьской революции установлен памятник И.А.Бондаренко.

 
 Памятник первой учительнице. Установлен в Ростове-на-Дону у школы № 78. Открыт 1 сентября 2012г.

 
 
 

Утраченное

tgm3.jpg