top.mail.ru Ростовский период - Page 2

Вернуть памятник

Я поддерживаю требование отобрать памятник культурно-исторического наследия «Дом Максимова» у его недобросовестных владельцев, не выполнивших подписанных охранных обязательств.




Ваш комментарий


Голосования

Как Вы оцениваете работу заботу Ростовских властей по сохранению культурно-исторического наследия Ростова-на-Дону?
 

Рассказы о памятниках

Здание Клуба приказчиков в Ростове-на-Дону

Здание Клуба приказчиков.

В советское время и до 2000г. здание Ростовского театра музыкальной комедии.

(г.Ростов-на-Дону, ул.Серафимовича, 88. Южный фасад – ул.Темерницкая, 85)

Официально

Призвать к ответу

Заместитель главы Ростова-на-Дону по вопросам ЖКХ уволен по требованию прокуратуры

Прокуратура Ростова-на-Дону провела проверку в администрации Ростова-на-Дону по вопросу соблюдения законод...

Атаманский дворец в Старочеркасской окончательно остаётся музеем.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в Краснодаре вынес решение по делу, которое длится долгие месяцы....

Глава Елизаветинского сельского поселения незаконно присвоил земли объекта общенационального достояния

По данным областной прокуратуры, превысив свои полномочия, глава Елизаветинского сельского поселения личн...
Баннер
Баннер

Символы Дона

... и антисимволы

  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
Артемов Георгий Калистратович
Артемов Георгий Калистратович - Ростовский период PDF Печать E-mail
14.02.2012 10:01
Индекс материала
Артемов Георгий Калистратович
Ростовский период
Все страницы

Ростовский период творчества Георгия Калистратовича Артемова

Многие десятилетия картина Артемова «У фонтана» неизменно привлекает внимание посетителей Ростовского-на-Дону музея изобразительных искусств своей неразгаданной тайной. Сидящая на белой скамье женщина с развернутым веером в руках, пристально смотрит на женщину, которая стоит рядом, словно бы потупив взор, держа в руке тоже веер, но восточный. К ней прижимается девочка с грустным взглядом. Этой зачарованной застывшей сцене сонно вторят, повисшие в воздухе струи фонтана, в ритм им ниспадают свисающие грозди белых цветов, увенчивающих мраморную голову сатира, плакучие шлейфы зелени. Здесь много белого: обе женщины одеты в белые одежды, их волосы стянуты белыми повязками... Но как звучит в картине белый цвет! — это тончайшие оттенки и сплавы перламутра, фиолетовых, лиловых, серебристо-серых тонов. В этом элегическом сюжете все пронизано духом ностальгии и полной отрешенности от внешнего мира, так как его автор занят поиском собственного индивидуального представления о мировой гармонии. На наш взгляд, это интереснейшее произведение, созвучно идеям русского символизма начала XX века, должно занимать в творчестве Георгия Артемова раннего периода значительное место. Из четырех имеющихся в фондах Ростовского музея произведений художника, пожалуй, наиболее близка к картине «У фонтана» по стилевым, живописным приемам композиция с сидящей на венском стуле задумавшейся девочкой. Она тоже написана в блекло-фиолетовых и лиловых тонах и также пронизана нотами поэтической грусти. Тем, кто видел эти красивые работы, хочется знать — где истоки искусства Артемова-художника, в какой среде он формировался и где учился?

Еще в ростовский период творчества Георгий Артемов как художник был признан и имел имя. На Первой Весенней выставке Ростово-Нахичеванского Общества изящных искусств в 1911 году он показывает пять работ: «Скит», «Солнечный день зимой», «Дама в синем», «Цыганка», «За туалетом». А в 1913 году в рецензии, посвященной выставке картин «Салон», организованной ростовскими и московскими художниками, известный на Дону историк искусства Н. Лаврский резюмировал: «...О работах Артемова мне приходилось писать не раз. Из последних работ обращают на себя внимание «Грузинка», «У пианино», «Эскиз головы» и «На балконе». Художник с большим дарованием...». На выставке картин «Салон», что экспонировалась в Ростове-на-Дону, в помещении на углу Большой Садовой и Большого Столыпинского проспекта, Г. Артемов выставил 32 произведения, в числе которых были «Автопортрет», «Белая ночь», «Богатырь», «Думы», «Портрет госпожи» и другие работы.

Интересно, что сохранился каталог еще одной выставки, состоявшейся в Ростове-на-Дону в 1913 году и имевшей довольно экзотический характер. В ее экспозиции была представлена... религиозная живопись и гравюра Северного Китая (ши-бао-бо), молитвы, писанные рукой, а также образцы искусства Южного Китая. И наряду с ними выставлялись работы только двух ростовских живописцев — Георгия Артемова и Дмитрия Федорова.

По всей вероятности, живительной средой, давшей возможность развиваться таланту молодого Артемова, явились все те же упомянутые выше выставки Ростово-Нахичеванского-на-Дону Общества изящных искусств, всегда насыщенные созвездием талантливых имен — художников самых различных направлений. Достаточно сказать, что среди экспонатов этой выставки были Константин Коровин, Мартирос Сарьян, Давид Бурлюк.

Что же касается художественного образования, то его Артемов мог получить в открытых в 1896 году Ростовским Артистическим обществом (оно предшествовало Ростово-Нахичеванскому) художественных классов, где ведущим художником был А. С. Чиненов, воспитавший целую плеяду известных на Дону и за его пределами живописцев, графиков, скульпторов. Не исключена возможность, что учителем Артемова мог быть И. С. Богатырев, заведовавший художественными классами с 1902 по 1907 год, или А. К. Ованесов, в раннем творчестве которого имели место поиски, близкие по мироощущению Георгию Артемову. А с 1914 года — года открытия в Ростове с благословления Императорской Академии художеств художественной школы — Артемов выступает на выставках Ростово-Нахичеванского общества уже как житель Парижа. В этом году художник экспонирует лишь одно произведение — «Портрет А. Л. М.» (он в каталоге значится как собственность И. С. Миклашевского). А в последний раз в Ростове на выставке 1918 года Артемов показывает свои работы «Цветы», «Яблоня в цвету», «Продавщица майолики». Кстати, последнее произведение было собственностью известного ростовского коллекционера и мецената Ф. С. Генч-Оглуева, а в Ростовский музей оно попало уже в 1949 году.

В написанной на картоне гуашью «Продавщице майолики» имеет место определенное экзотическое начало. Две чернокожие женщины, одна из которых обнажена по пояс, в ветхой хижине, едва покрытой зелеными ветвями, перебирают керамические сосуды. На фоне зеленых одежд и черных тел весьма эффектно в цветовом отношении звучит ярко-синяя керамика; матовая поверхность гуашевых красок вызывает красивое их мерцание и горение.

Четвертое произведение Георгия Артемова, находящееся в фондах Ростовского музея изобразительных искусств, «Старая Москва», создано художником также в 1910-е годы. Это небольшой, написанный маслом мотив заснеженной городской улицы. Это сюжет-впечатление явно импрессионистического характера: здесь все в движении — устремились вперед запряженные лошадьми сани, словно плывут по тротуару дамы в высоких шляпах, слегка наклонившись вперед, белым, желтым, оранжевым цветом мерцают вечерние огни, все словно бы плавится, становится зыбким, кажется, что сейчас это зрелище растворится в ночи. По широте и смелости движения мазка, по сочности и тональному богатству цвета в этой живописи, пожалуй, больше парижского духа.

 



 

Свежий взгляд

Новые памятники

Новые памятники

Знак "Город воинской славы"
(г.Ростов-на-Дону)

В городе Зверево Ростовской области открыли памятник герою Советского Союза, летчику Ивану Докукину.

В г.Белая Калитва в преддверии празднования юбилея 65-летия Великой победы в парке им. Маяковского торжественно открыли памятник героям, на самолете сумевшим вырваться из фашистского ада, - «Побег из ада». 

В Ростове-на-Дону открылась мемориальная доска на доме по Семашко,111, где жил Константин Шапошников - ученый, который организовал первый в Советском Союзе радиотехнический институт.


В Ростове в холе НИИ механики и прикладной математики РГУ (ЮФУ) открыли мемориальную доску основателю института академику Академии Наук СССР и академику РАН Иосифовичу Израилевичу Воровичу.

"Афродита", она же "Венера", подаренная Ростову к Дню города городом-партнёром Анталией

  На ростовской набережной 15 декабря 2010г.  – в день подписания Указа об основании Темерницкой таможни, который считается официальным днём рождения Ростова-на-Дону, - был торжественно открыт памятник в честь этого события.

В Ростове-на-Дону в парке Октябрьской революции установлен памятник И.А.Бондаренко.

 
 Памятник первой учительнице. Установлен в Ростове-на-Дону у школы № 78. Открыт 1 сентября 2012г.

 
 
 

Утраченное

tuc-e.jpg