top.mail.ru ШПИТАЛЬНЫЙ БОРИС ГАВРИИЛОВИЧ

Вернуть памятник

Я поддерживаю требование отобрать памятник культурно-исторического наследия «Дом Максимова» у его недобросовестных владельцев, не выполнивших подписанных охранных обязательств.




Ваш комментарий


Голосования

Как Вы оцениваете работу заботу Ростовских властей по сохранению культурно-исторического наследия Ростова-на-Дону?
 

Рассказы о памятниках

Доходный дом А.Э.Аргутинского-Долгорукова

 

Доходный дом А.Э.Аргутинского-Долгорукова– г.Ростов-на-Дону, ул.Большая Садовая, 10.

Официально

Призвать к ответу

Заместитель главы Ростова-на-Дону по вопросам ЖКХ уволен по требованию прокуратуры

Прокуратура Ростова-на-Дону провела проверку в администрации Ростова-на-Дону по вопросу соблюдения законод...

Атаманский дворец в Старочеркасской окончательно остаётся музеем.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в Краснодаре вынес решение по делу, которое длится долгие месяцы....

Глава Елизаветинского сельского поселения незаконно присвоил земли объекта общенационального достояния

По данным областной прокуратуры, превысив свои полномочия, глава Елизаветинского сельского поселения личн...
Баннер
Баннер

Символы Дона

... и антисимволы

  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
ШПИТАЛЬНЫЙ БОРИС ГАВРИИЛОВИЧ PDF Печать E-mail
03.08.2012 08:39

Борис Гавриилович Шпитальный родился 7 августа 1902 в Ростове-на-Дону в семье механика. В 1908 г. вместе с семьей он переезжает в Москву. Любознательного парнишку все время тянуло к новым машинам и механизмам. Тяга к изобретательству появилась у Бориса с юношеских лет. После школы в 1919 г. он начинает работать помощником машиниста на Северной железной дороге. В 1921 — 1922 гг. — механиком на Мытищинском вагоностроительном заводе, а в 1923 г. переходит в лабораторию гидравлических установок при Тимирязевской сельскохозяйственной академии. Одновременно с работой Борис учится в Московском механическом институте имени М. В. Ломоносова на кафедре авиационного машиностроения. Уже в это время Шпитальный задался целью создать скорострельный пулемет. Но в то время у него для этого не было необходимого опыта, не хватало знаний.

По окончании института молодой специалист направлен на работу в Научный автомоторный институт (НАМИ) в Москве, а вскоре он перешел в проектно-конструкторское бюро Тульского оружейного завода. Именно здесь Шпитальный смог приступить к осуществлению своего давнего замысла.

Достижения в области авиастроения тех лет, переход к скоростным самолетам вызывали настоятельную потребность в увеличении мощности огня бортового оружия, способного успешно противостоять новейшим машинам потенциальных противников, перед советскими конструкторами-оружейниками встала задача разработать специальные виды авиационного стрелково-пулеметного вооружения с темпом стрельбы не менее 1200 выстр./мин

Первый образец своего авиационного скорострельного пулемета, в создании которого принял самое непосредственное участие и опытнейший тульский инженер И. Комарицкий, был изготовлен уже в конце 1930 г. Однако, несмотря на явную перспективность этого образца, он оказался очень сложным и потребовал значительных усилий конструкторов и технологов, направленных на оптимизацию технических решений, на повышение живучести оружия, пулеметного вооружения, который сразу же позволил Советскому Союзу завоевать приоритет в этой области.

В начале 1932 г. Шпитальный вместе с Комарицким завершили окончательную отладку конструкции, и в июне того же года новый пулемет был представлен наркому обороны СССР К. Ворошилову

11 октября 1932 г. Реввоенсовет, одобрив результаты полигонных испытаний пулемета, принимает его на вооружение под наименованием «7,62-мм авиационный скорострельный пулемет системы Шпитального — Комарицкого обр. 1932 г. ШКАС (Шпитального — Комарицкого авиационный скорострельный)», что положило начало бурному развитию авиационного стрелково-пушечного вооружения как одного из самостоятельных видов военной техники.

В 1934 г. в массовое производство пошли турельный и крыльевой варианты пулемета ШКАС. В конструкцию отдельных деталей крыльевого пулемета были внесены некоторые изменения по отношению к его прототипу. В 1936 г. инженер-конструктор К. Руднев в содружестве с В. Котовым, В. Галкиным и В. Салищевым создали еще один вариант ШКАС — синхронный, предназначенный для ведения стрельбы через винт. Для защиты лопастей вращающегося винта от поражения собственными пулями на спусковом механизме пулемета монтировалось специальное синхронное приспособление, связанное с коленчатым валом двигателя самолета и регулировавшее процесс стрельбы.

К середине тридцатых годов значительно возросла скорость военных самолетов, увеличилась их живучесть. Совершенствование авиационной техники требовало и повышения мощности бортового оружия. В 1936 — 1937 гг. состоялся конкурс на более эффективный, чем ШКАС, авиационный пулемет с повышенной скорострельностью. Опытные образцы скорострельных пулеметов представили три конструкторские группы — две из ОКБ-15 и одна из ПКБ Тульского оружейного завода.

В 1937 г. Шпитальный и Комарицкий предложили новую модель своего пулемета, получившего обозначение «ультраШКАС». Он развивал темп стрельбы до 3000 выстр./мин, работая по принципу подвижного ствола при его ходе вперед. После двухлетних испытаний это оружие также принимают на вооружение. Его малосерийный выпуск был освоен Тульским оружейным заводом в 1939 г. Пулеметы ультраШКАС нашли определенное применение на самолетах-истребителях в ходе советско-финской войны и в первых боях Великой Отечественной.

Гораздо проще и эффективнее создания новых образцов оружия оказалось механическое соединение двух пулеметов ШКАС. В 1935 — 1936 гг. конструкторы ПКБ ТОЗа К. Руднев, В. Полюбин и А. Троненков создали т. н. механическую спарку пулеметов ШКАС. Конструкция этой установки обеспечивала одновременную стрельбу из обоих пулеметов, чем достигалась скорострельность до 3600—4000 выстр./мин. 

В сентябре 1936 г. спаренные пулеметы ШКАС были установлены на серийный самолет СБ и испытаны в воздухе. На основе этих испытаний в июне 1937 г. новой системе было присвоено наименование «механическая спарка ШКАС (МСШ)», и Народный комиссариат оборонной промышленности обязывался изготовить серию в количестве 20 шт. Для проведения войсковых испытаний механические спарки ШКАС устанавливались в качестве носовой пулеметной установки на самолетах-бомбардировщиках СБ и АР-2.

Заслуга советских конструкторов, и в первую очередь Шпитального, заключалась не только в том, что им удалось разработать и изготовить первые в мире скорострельные пулеметы, но и в том, что они первые научно обосновали возможность получения высокой скорострельности, показали силу отечественной науки и способность нашей промышленности создавать оружие, по своим качествам превосходящее иностранные образцы. Высокий темп стрельбы, достигнутый в конструкциях советских авиационных пулеметов, позволил обходиться без значительного увеличения числа стволов на истребителях и не переходить к крыльевым установкам, обладавшим большим рассеиванием.

Когда в начале 1930-х гг. отчетливо стало ясно, что пулеметный огонь все менее эффективен в отношении современных боевых самолетов противника, в Советском Союзе начались интенсивные работы по созданию крупнокалиберного авиационного пулемета.

Выдающиеся качества системы ШКАС позволили принять ее за основу при проектировании крупнокалиберного авиационного пулемета. Уже в феврале 1931 г. перед конструкторами ПКБ ТОЗа была поставлена задача разработать и изготовить 12,7-мм авиационный пулемет для стрельбы как через винт, так и с турели по системе Шпитального. Образец такого пулемета был разработан С. Владимировым в начале 1932 г. Через три года 12,7-мм крупнокалиберныйавиационный пулемет ШВАК (Шпитальный-Владимиров авиационный крупнокалиберный) принимают на вооружение советских ВВС.

Бронебойное и зажигательное действие пуль пулемета ШВАК оказалось очень эффективным, однако поражающее действие его разрывных пуль было недостаточным. В связи с этим встал вопрос о необходимости дополнительного введения на вооружение авиации системы большего калибра. Наиболее целесообразным было признано при этом принять за основу12,7-мм пулемет ШВАК.

Появление бикалиберного образца — 12,7/20 мм авиационного пулемета (пушки) ШВАК явилось значительным достижением. Она стала первой советской авиационной пушкой.

Впервые их применили на истребителях И-16 во время боев с японцами в районе р. Халхин-Гол в 1939 г., где они зарекомендовали себя мощным и надежным в эксплуатации оружием. К началу войны пушки ШВАК становятся основным оружием советских истребителей и штурмовиков.

О том, насколько эффективным было использование авиационных пушек в воздушных сражениях периода войны, говорит следующий факт: на самолете-истребителе Ла-5, вооруженном пушками ШВАК, трижды Герой Советского Союза И. Кожедуб сбил более половины из 62 уничтоженных им в воздушных боях самолетов противника.

 

Кроме того, 20-мм пушки ШВАК в 1941 г. также устанавливались на легких танках Т-30 и Т-60, что позволило увеличить мощность их огня в десятки раз.

Когда наши войска, взявшие штурмом Берлин, ворвались в канцелярию третьего рейха, то среди многочисленных трофеев, захваченных там, оказались на первый взгляд необычного вида образец оружия, накрытый стеклянным колпаком, и бумаги с личной подписью Гитлера. Прибывшие для осмотра этого образца специалисты с удивлением обнаружили под стеклом тульский авиапулемет ШКАС7,62-мм и находившийся при нем личный приказ Гитлера, гласивший о том, что тульский пулемет будет находиться в канцелярии до тех пор, пока немецкие специалисты не создадут такой же пулемет для фашистской авиации. Этого, как известно, гитлеровцам так и не удалось сделать.

Во время Великой Отечественной войны важную роль в борьбе за господство в воздухе сыграло увеличение огневой мощи советских Военно-воздушных сил, чему в немалой степени способствовало скорострельное авиационное пулеметно-пушечное вооружение, сконструированное известным советским конструктором-оружейником Б. Шпитальным.

Тактика воздушного боя со скоростными истребителями и необходимость эффективной борьбы с бомбардировщиками, а также в перспективе и с летающими крепостями вероятного противника, уже в 1943 — 1944 гг. поставила перед советскими конструкторами авиационного вооружения чрезвычайно жесткие требования — при малой массе, большем темпе стрельбы использовать патрон с мощным снарядом, обеспечивающим при своем попадании надежное поражение любого самолета противника. Большей части этих требований вполне удовлетворяли несколько новых авиационных пушек, созданных в эти годы конструкторами ОКБ-15. Наиболее мощной являлась 57-мм авиационная автоматическая пушка системы Шпитального (Ш-57) образца 1944 г. Она предназначалась для установки на самолетах истребительной, штурмовой и бомбардировочной авиации.

Простая по своей конструкции пушка отличалась легкостью сборки и разборки. Стрельба из пушки могла производиться длинными, короткими очередями и одиночными выстрелами. Пушка Ш-57 имела непрерывное питание, осуществляемое при помощи ящика питания, имеющего бесконечную звеньевую ленту. Темп стрельбы составлял 150 — 200 выстр./мин.

Однако 57-мм авиационная пушка Шпитального Ш-57 так и осталась существовать только в опытных образцах.

После ухода из оборонной промышленности доктор технических наук профессор Б. Шпитальный длительное время преподавал в Московском институте инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии. За выдающиеся заслуги в создании новых образцов вооружения Борису Гавриловичу Шпитальному присвоено звание Героя Социалистического Труда, ему дважды присуждалась Государственная премия СССР, он был награжден двумя орденами Ленина, орденом Суворова 3-й степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, а также многочисленными медалями.

Умер Борис Гавриилович Шпитальный в 1972г., похоронен в Москве

 

Свежий взгляд

Новые памятники

Новые памятники

Знак "Город воинской славы"
(г.Ростов-на-Дону)

В городе Зверево Ростовской области открыли памятник герою Советского Союза, летчику Ивану Докукину.

В г.Белая Калитва в преддверии празднования юбилея 65-летия Великой победы в парке им. Маяковского торжественно открыли памятник героям, на самолете сумевшим вырваться из фашистского ада, - «Побег из ада». 

В Ростове-на-Дону открылась мемориальная доска на доме по Семашко,111, где жил Константин Шапошников - ученый, который организовал первый в Советском Союзе радиотехнический институт.


В Ростове в холе НИИ механики и прикладной математики РГУ (ЮФУ) открыли мемориальную доску основателю института академику Академии Наук СССР и академику РАН Иосифовичу Израилевичу Воровичу.

"Афродита", она же "Венера", подаренная Ростову к Дню города городом-партнёром Анталией

  На ростовской набережной 15 декабря 2010г.  – в день подписания Указа об основании Темерницкой таможни, который считается официальным днём рождения Ростова-на-Дону, - был торжественно открыт памятник в честь этого события.

В Ростове-на-Дону в парке Октябрьской революции установлен памятник И.А.Бондаренко.

 
 Памятник первой учительнице. Установлен в Ростове-на-Дону у школы № 78. Открыт 1 сентября 2012г.

 
 
 

Утраченное

10.jpg