Нахичевану 230 лет. Печать

 

14 ноября исполняется 230 лет со дня основания г.Нахичевана. В этот день в 1779г. на месте будущей центральной площади города (ныне пл.К.Маркса) армянским переселенцам из Крыма был зачитан Указ императрицы Екатерины П (ныне хранится в Историческом музее Армении), по которому армя­нам отводилось 86 тыс. десятин земли рядом с крепостью Святого Дмитрия Ростовского, разрешалось основать один город (Нахнчеван) и пять селений (Чалтырь, Крым, Боль­шие Салы, Малые Салы, Несвитай).

Согласно этому документу, переселенцам предоставлялись определенные льготы-приви­легии. В числе привилегий надо отметить освобождение ар­мян от государственных податей и служб на десять лет, от воинской повинности на сто лет, разрешалось строительст­во церквей с проведением в них обрядов по своим законам и обычаям, разрешалась свободная торговля внутри и вне государства, а также армяне получили право строить своими силами фабрики, заводы, купеческие мореходные суда.

Выбор места для Нахичевана определялся рядом усло­вий. Отведенная территория ограничивалась с востока балкой Кизитеринкой, с юга — рекой Доном, а с запада — границей крепости Дмитрия Ростовского. Археологически­ми исследованиями установлено, что благодаря выгодному для обороны рельефу местности, плодородию края и нали­чию источников с хорошей ключевой водой здесь, начиная с бронзового века, продолжительное время существовали различные поселения. В состав города Нахичевани вошел и Полуденский форштадт, расположенный к во­стоку от крепости Дмитрия Ростовского.

Нахичеван со дня своего основания получил четко выраженную планировку в виде сетки из пересекающихся под прямым углом улиц, полностью сохранившуюся до наших дней. Такая планиров­ка характерна для русской градостроительнойпрактики XVIII века. К сожалению, документально точно не установлено, кто является автором генерального плана города. Можно пред­полагать, что им был исполнитель задания Екатерины II и Г. А. Потемкина, известный русский зодчий И. Е. Старов, по проектам которого на Юге России были распланиро­ваны Николаев и Екатеринослав (Днепропетровск), в одно­именную губернию которого входил в то время и Нахичеван. Однако некоторые краеведы, в частности, известный ростовский краевед И. С. Чардаров, предполагали уча­стие в планировке города А. И. Ригельмана, коменданта и строителя крепости Дмитрия Ростовского, уделявшего мно­го внимания благоустройству округа, в котором располага­лась эта крепость.

Выгодно используя предоставленные Екатериной II льготы и местные условия, купцы Нахичевана организовывали торговлю не только в своем городе, но и в Ростове-на-Дону, в Центральной Рос­сии, на Кубани и Тереке, в Екатеринодаре (ныне Красно­дар), Ставрополе, Таганроге и Азове, Ейске и других местах, где были построены здания торговых пунктов по закупке местных товаров и продаже зерна, шелка, шерсти, кожи, сала и иных продуктов. Городские ремесленники за­нимались производством шелковых, шерстяных, кожевенных и прочих товаров. В 1825 г. по «Статистическому описанию городов и посадов Российской империи» в Нахичеване чис­ло фабрик — водочных, рыбных, салотопенных, кожевенных, хлопчатобумажных и других достигало 33. В Таганроге же их было 26, а в Ростове-на-Дону только 12. С 1860-х годов пошел рост ремесленных предприятий. Особенно предприя­тий, связанных со строительством — кирпичных, черепичных, известковых, кафельных и других.


С момента своего основания город Нахичеван непрерывно рос и развивался. Росла и численность города. Так, на­селение Нахичевана в 1811 году составляло 4 тысячи человек, а в 1914 г. уже 49523 человека. Улучшалось и благо­устройства города. Улицы до 1850 г. имели древесное и кирпичное покрытие. После 1850 г. появляются улицы, мощенные камнем, в 1887 году прокладывают рельсовые пути в городе, по которым ходят запряженные ло­шадьми конки-вагонки. Улучшается освещение улиц. Если в середине XIX в. улицы освещались спиртовыми и кероси­новыми лампами, то к концу XIX века в городе появилось электрическое освещение, а также очень хороший .водопро­вод.

В Нахнчеване самыми лучшими архитекторами Рос­сии строились церкви: кафедральный собор им. Григория-Просветителя, св. Никогоса, св. Успения, св. Георгия, св. Теодороса, св. Вознесения, св. Ионна Предтечи. Эти все церкви были уничтожены за годы советской власти. Это были хра­мы, неповторимые по своей красоте, в которых хранились уникальные книги, утварь, иконы, «Хачкары», (армянские камни-кресты), привезенные из Ани (Армения) и Крыма. Эти камни-кресты люди несли на себе, спасаясь от варва­ров и завоевателей. Лишь чудом сохранилась армянская кладбищенская церковь св. Карапета. Ценой огромных уси­лий была восстановлена часть церкви-монастыря «Сурб-Хач» без колокольни. В Нахичеване существовала прекрасная русская православная Александро-Невская церковь, которая также была варвар­ски уничтожена.


Нахичеван всегда  был городом интернациональным, в котором совершенно спокойно ужи­вались люди различных национальностей: армяне, русские, украинцы, евреи, татары, осетины, грузины и немцы. Если в 1897 году в Нахичевани армянское население составляло 72%, то в 1914 уже 40%. Нахнчеван рос и развивался, все больше появлялось смешанных браков, все больше армяне роднились с Россией. Донские армяне жили всегда жизнью государства Российского, всегда занимали активную жизненную позицию. В Нахичеване были созда­ны: церковное попечительство о бедных армянах Нахичевана, Союз армянских учителей, Нахичевано-Ростовский н/Д Армянский комитет, Армянское благотворительное общество, Общество попечения, о детях-армянах в Нахичеване, Ар­мянское женское благотворительное общество, Общество содействия воспитанию детей дошкольного возраста, Армян­ское общество любителей драматического искусства.

Примерно с 1860 года, когда начался очень бы­стрый экономический рост соседнего города  Ростова ,хозяйственное значение Нахичевана падает, а Ростова возрастает. Во многом это связывают со строительством в Ростове железнодорожного вокзала. Ростов становится важным торговым городом, через который проходят все основные торговые пути Юга России. Приблизительно в это же время, в 60-х годах XIX столетия, полицейская власть отошла от армянского магистрата. Было введено хозяйственное управление города Нахичевана, вследствие чего и эта функция отошла от ар­мянского магистрата. А с введением судебных уставов ма­гистрат был лишен и этих судебных функций.

Городовое положение 1870 г., введенное в Нахичеване в 1871 г., придало городу общий муниципаль­ный тип российских городов, и армянский магистрат пре­кратил свое существование. Армянское население города и селений в 1874 году на общем основании было призвано к отбыванию воинской повинности. Но Нахичеван продолжал оставаться Нахичеваном, российским городом с присущим только ему национальным армянским колоритом. Никто не вмешивался в дела армянской культуры, в тра­диции, в образ жизни. Оставалась неповторимая культур­ная самобытность донских армян. Город Нахичеван слился с соседним городом Ростовом в 1928 году и стал называть­ся Пролетарским районом города Ростова-на-Дону.

Выдающиеся российские архитекторы проектировали и строили в Нахичеване общественные здания, дома, церкви. И Нахичеван представал перед путешественниками как го­род очень необычный, с непередаваемым колоритом. Город, в котором сошлись Европа и Азия, древняя история и новая творческая мысль. Этот колорит, к счастью, он сохраняет и сейчас. И очень важно его сохранить. В отличие от центральной части нынешнего Ростова-на-Дону, во многом уничтоженной из-за практически бесконтрольной дикой коммерческой застройки последних 15 лет, на территории бывшего г.Нахичевана сохранились в хорошем состоянии не просто отдельные особняки, но целые кварталы с уникальными образцами архитектуры второй половины 19 – начала 20вв. Нужно, пока не поздно, создавать охранную зону в историческом центре Нахичевана - по ул.Советской, Майской, Мурлычевской и др.