Новый музей – старые заботы. |
08.04.2013 00:00 |
Увлекательны и драматичны судьбы ростовских зданий, перешагнувших рубеж столетия. Одно из них - бывший доходный дои по улице Московской, 72. В середине 1990-х годов его внесли в список вновь выявленных памятников, в 1998 году дом стал памятником регионального значения, затем оказался в списке аварийных зданий, подлежащих ремонту (трещины по фасадной стене верхнего яруса впечатляют сегодня любого прохожего). А в этом году представители администрации Ростова заявили о решении передать здание городскому управлению культуры для размещения в нём городского музея. Трёхэтажный дом, в котором предстоит разместиться музею города, несмотря на свой обветшалый вид, всегда вызывал интерес у ростовчан и гостей города. Об инициаторах строительства на рубеже XIX-XX вв. Вениамине Кисине из посада Азова и Исааке Фроймовиче из Полтавы известно, что они приписались к ростовским мещанам в середине 1880-х годов. Обоим предпринимателям было далеко за сорок, когда они взялись торговать готовым платьем. Дело началось удачно. Но для размаха предпри ятия нужно было бойкое .место рядом с Базарной площадью. И компаньоны приобрели домовладение на престижной Московской улице между двумя площадями — Старый базар и Новый базар. Напомним, что Московская улица на рубеже прошлых столетий была улицей престижных магазинов. Были тут модные магазины «Город Леон» и «Венский шик», многочисленные предприниматели содержали магазины готового платья. Чтобы выдержать конкуренцию, надо было строить на этом месте престижный многоэтажный дом. В городе в то время бывали случаи, когда люди небогатые, но оборотистые, взяв долговременный кредит, вкладывали деньги в строительство домов, которые возводились за два-три года, затем сдавали их в наём (подвалы — под склады, нижний этаж — под магазины, конторы, верхние — под квартиры). Через два года вложения окупались, дом начинал приносить стабильный доход. Кто помог получить долговременный кредит В.Г. Кисину и И.Ш. Фроймовичу, кто стал их поручителями, кто взял подряд на строительство доходного дома — сегодня неизвестно. По данным краеведа АЛ. Зимина, автором проекта доходного дома В.Г. Кисина и И.Ш. Фрой-мовича был городской архитектор Николай Дорошенко. В настоящее время, зная список его архитектурных творений в Ростове, возражений такое предположение не вызывает. Кроме того, известно, что в конце декабря 1898 года зодчий скоропостижно скончался, а разрешение на строительство было опубликовано в газете «Ведомости Рос-товской-на-Дону городской Управы» в начале февраля следующего 1899 года. Там же назывался городской архитектор В.К. Шкитко, которому поручается наблюдение за возведением «3-этажного с подвалом каменного дома». А.П. Зимин также утверждал, что нахичеванский городской архитектор Николай Дурбах завершал разработку проекта дома и осуществлял его корректировку сообразно участку для строительства, который был окончательно определён после получения названного разрешения. Это косвенно подтверждает то, что в июле того же 1899 года в той же газете разрешалась «надстройка 4-го "этажа на дом и пристройка по боковым флигелям несгораемых террас». Вероятно, проектное решение изменилось. ' Однако четвёртый этаж так и не был возведён, несгораемая терраса не выполнена. Скорее всего, финансовые затруднения заставили ещё раз изменить проектное решение. Несмотря на то, что к проекту и строительству оказались причастными разные архитекторы, стиль фасада не был искажён. Через два года возведённое здание производило впечатление респектабельного, богато украшенного доходного дома и оценивалось в 20 тыс. руб. Среди лепного и орнаментального декора фасада до сих пор можно отыскать рельефно выполненную дату окончания строительства — «1901», но всё же отделочные работы были завершены позднее. Фасад доходного дома наглядно представлял стиль эк лектики, где органично переплетались мотивы и приёмы «академических стилей» с ранними чертами модерна. Едва закончилось строительство, началась активная торговая жизнь дома. Дервым открылся магазин готового платья самих домовладельцев, реклама его стала постоянно появляться во многих городских справочниках. Рядом разместилась популярная городская аптека. Арендовать третий магазин для торговли мануфактурой и готовым платьем всегда находились желающие. В квартиры верхних этажей от парадных входов с улицы вели широкие лестницы со ступенями из мозаичного бетона, с ажурными коваными ограждениями. Как утверждают послевоенные жильцы, изначально дом имел всего шесть многокомнатных квартир. В двух из них проживали сами домовладельцы с семьями. Квартиры были оборудованы водопроводом, канализацией, водяным отоплением, в подвале — котельная. Из постоянных нанимателей квартир наиболее известен доктор Ф.Н. Гурари, лечивший кожные и внутренние болезни с помощью электрических лучей. Он разместил в своей квартире рентгеновский кабинет, что в то время было редкостью. Иные апартаменты занимали другие «лица свободных профессий» — нотариусы, предприниматели, инженеры. Около 1907 года хозяином магазина уже значился Г.А. Ки-син (один из родственников домовладельца), но домом по-прежнему владели строившие его В.Г. Кисин и И.Ш. Фрой-мович. В полном своём великолепии доходный дом просуществовал недолго. В 1922 году в городе проходила муниципализация доходных домов. Дожили ли его строители до этих трагических перемен? Остались ли в Ростове их родственники? Неизвестно. А вот о жильцах всплывают некоторые сведения. В списке абонентов городской телефонной сети на 1922 год в доме значится квартира Самари-Гурари, вероятно, одной из женщин семьи доктора Ф.Н. Гурари. Кроме того, значится квартира председателя итальянской миссии Красного Креста, работавшей тогда в Ростове. В ряде квартир по-прежнему проживали врачи и адвокаты. Это позволяет утверждать, что в начале 1920-х престижные апартаменты дома оставались ими, а уплотнение коснулось их значительно позднее. На первом этаже один из магазинов заняла трудартель «Кожевник». Рядом в середине 1920-х появился адресный стол или «личный стол», как называли его тогда. Старые ростовчане, знатоки творчества Ильфа и Петрова, утверждают, что именно к этому дому — в адресный стол — привели Ильф и Петров одного из героев известного романа «12 стульев» отца Фёдора, охотившегося за бриллиантами мадам Петуховой. В 1930-е годы квартиры в бывшем доходном доме уже были коммунальными; адресное бюро — в ведении милиции, магазины — государственными. Во время бомбардировок Великой Отечественной дом выстоял, но в западное крыло угодила бомба, и от него остался только фундамент. Пострадала и крыша, вместе с нею парапеты и балконы. Послевоенная жизнь дома продолжилась с коммунальными квартирами, адресным бюро, с ветшающим лепным декором на фасадах, аварийными балконами. Единственный ремонт в жизни дома состоялся в 1957 году. Тогда во дворе заменили балконы, отремонтировали крышу, обновили системы коммуникаций (водопровод, канализацию, отопление), частично отремонтировали помещения адресного бюро. Место разрушенного западного крыла в послевоенные годы заняли хозяйственные и торговые строения, перекрыв проход во двор дома. Ныне у здания проблема уже с физическим выживанием: аварийное состояние стен, предаварийное состояние перекрытий и кровли, отсутствие своей территории и контроля за ней (возможно, появление западных пристроек и стало причиной возникновения трещин на фасадах). Чтобы оценить истинное физическое состояние здания, необходимо выполнить подробное обследование его конструкций. И главное: необходимо грамотно определить стратегию сохранения всего здания и его уцелевшего лепного и штукатурного декора. Полное обследование дома специалистами-реставраторами может открыть неизвестные страницы его биографии.
Любовь В0Л0ШИН0ВА, архитектор-реставратор Вестник Южной столицы. Апрель 203г. Ростов-на-Дону
|