Открытое письмо в Генеральную прокуратуру РФ |
Опубликовал: Владимир Левендорский | |||||||
24.06.2016 10:56 | |||||||
Страница 1 из 5 Почти год назад мы обратились в Генеральную прокуратуру с просьбой остановить грубейшие, вызывающие нарушения законодательства о защите культурного наследия, в результате которых уничтожается целый комплекс объектов культурного и археологического наследия г.Ростова-на-Дону. Мы вскоре получили ответ, в котором нам обещали разобраться в этой ситуации (Приложение 1). Мы прождали несколько месяцев, не получив никакого ответа, после чего позволили себе напомнить о нашем обращении. Снова получили ответ с обещаниями (Приложение 2). И опять, по прошествии нескольких месяцев, никаких результатов. Если честно, нас это не очень удивляет. Поскольку как следует из Ваших ответов, Вы поручили разобраться в этом вопросе прокуратуру Ростовской области. Между тем, в своём письме мы отметили, что неоднократно обращались по этому вопросу и в Правительство Ростовской области, и лично губернатору, и в местную прокуратуру. И именно их откровенное нежелание решать этот вопрос, если не их откровенное попустительство творящемуся вандализму, заставило нас обратиться в Генеральную прокуратуру. И неспешность нашей областной прокуратуры в выполнении Ваших поручений, на наш взгляд, имеет два простых объяснения: 1) дать возможность «ЮИТ»у закончить свое незаконное строительство, уничтожающее комплекс объектов культурного наследия, поставить всех перед свершившимся фактом, и, таким образом, «явочным порядком» решить проблему; 2) дать возможность Министерству культуры Ростовской области подвести под этот вандализм необходимые «правовые основания». Недавно наш областной минкульт такие обоснования сляпал. 25.04.2016г. вышло Постановление № 155 Министерства культуры Ростовской области, которым определялись границы территории объекта культурного наследия «Богатый источник» (приложение 3). Постановлением № 156 той же даты определялся предмет охраны этого же объекта культурного наследия (Приложение 4). Вроде бы благое дело сделано. Если не знать, что чуть больше года назад 15 января 2015г. Постановлением № 4 тем же министерством уже были утверждены границы территории того же самого объекта культурного наследия (приложение 5). Но в августе 2015г. это Постановление было отменено, а затем появилось уже упомянутое Постановление с новыми границами объекта культурного наследия. Цель этих манипуляций, думаем, будет очевидна для всякого непредвзятого человека, который только взглянет на схемы двух вариантов границ объекта культурного наследия. В результате этих манипуляций объект культурного наследия лишился не просто бо’льшей части своей территории, а почти всей свой территории (примерно 80%). А если сказать, что именно на этих 80% территории памятника ведёт свое незаконное строительство «ЮИТ», тому же непредвзятому человеку станет ясно, почему это наш областной минкульт так «подсуетился». Показательно, что даже на выданном «ЮИТ»у Администрацией Ростова-на-Дону плане градостроительного участка на предполагаемом месте строительства обозначены границы территории объекта культурного наследия (Приложение 6). Аналогичная ситуация с предметами охраны данного объекта культурного и археологического наследия. Если Постановлением № 156 от 25.04.2016 предметом охранные является по сути один объект – мемориальная ротонда, то согласно постановлению Администрации Ростовской области № 411 от 1998г., утвердившим список объектов культурного наследия г.Ростова-на-Дону, в состав «Богатого источника» входит целые комплекс объектов (Приложение 7). Конечно, законодательство о культурном наследии допускает изменение и границ объекта культурного наследия, и его объектный состав. Но такие изменения должны быть научно обоснованы. Эти научные историко-культурные обоснования должны пройти независимую историко-культурную экспертизу, а затем общественные обсуждения, хотя бы на научно-методическом совете минкульта. Но ничего этого не был сделано: не предоставлены не то чтобы сколько-нибудь внятные, а вообще никакие обоснования принятых министерством изменений, соответственно, не было никакой экспертизы и обсуждения. Когда речь идёт об объекте археологического наследия, то главное, на чём должно строиться обоснование и границ памятника, и его объектный состав, - это археологические раскопки. И здесь очень показательно изменение позиции Министерства культуры Ростовской области по вопросу таких археологических исследований на территории памятника. Здесь необходимо отметить, что территория о которой идёт речь входит не только в состав «Богатяновского источника», но и в границы объекта археологического наследия «Крепость Дм.Ростовского». И согласно признаниям самого министерства культуры: «на Богатом источнике во второй половине XVIII - первой половине XIX вв. существовали: арсенал крепости Св. Димитрия Ростовского, две мельницы и три колодца, … позже здесь был построен комплекс сооружений первого ростовского водопровода». Первая попытка начать строительство на территории Богатого источника была предпринята «ЮИТ»ом ещё несколько лет назад. Но тогда после серии наших обращений и почти полугодовых размышлений у нашего областного минкульта хватило совести признать строительство незаконным и обязало ЮИТ это строительство остановить. |