Слова, слова, слова… Печать
Опубликовал: Владимир Левендорский   
12.01.2011 11:54

В канун Нового Года вместе с поздравлениями с наступающими праздниками мы получили от Министерства культуры Ростовской области ещё одно письмо, посвящённое поднятому нами вопросу о намерении Администрации г.Ростова-на-Дону снести одиннадцать памятников истории и культуры (см. Приложение).

Нас, конечно, радует выраженная в письме убеждённость, что «данная программа (имеется в виду городская программа сноса ветхого жилья) должна быть реализована с учетом соблюдения требований законодательства в области охраны объектов культурного наследия». В письме нас пытаются уверить, что министерство делает всё возможное, чтобы «требования федерального законодательства в области охраны объектов культурного наследия при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия» в Ростове и во всей области строго исполнялись. И в качестве доказательства приглашают нас приехать в министерство и ознакомиться с перепиской министерства по данной проблеме. Но мы вряд ли воспользуемся этим приглашением, прежде всего потому, что не разделяем убеждённость заместителя министра культуры области В.М. Геласа – к слову сказать, очень распространённой среди российского чиновничества, - что работу надо оценивать по количеству исписанной бумаги. Мы считаем, что важен конечный результат. А вот он то как-то незаметен. Как вообще могло случиться, что одиннадцать объектов культурного наследия оказались в списках «под снос»? Где было министерство культуры, когда создавалась эта злополучная городская целевая программа? И почему это «небольшое упущение в программе» в Администрации Ростова и в самом министерстве заметили только после наших публикаций? На эти вопросы – уже неоднократно заданные, - мы так и не получаем внятных ответов. В том числе и от министерства культуры. А сейчас по аналогичному сценарию развивается ситуация вокруг реконструкции Соборной площади Ростова. Министерство "в курсе"?

Какой результат этой обширной переписки, если министерство культуры никак не может согласовать с Администрацией Ростова вопрос, кто должен контролировать заключение новыми собственниками приватизируемых объектов культурного наследия Охранных обязательств.   

В письме нас пытаются убедить в том, что «министерством культуры области регулярно выполняется мониторинг объектов культурного наследия и  в случае выявления нарушений законодательства в области охраны объектов культурного наследия принимаются соответствующие меры». Хотелось бы хотя бы парочку примеров этих самых «соответствующих мер». И как при проведении «регулярного мониторинга» могло произойти разрушение «Дома Даниловой», которое министерство заметило спустя почти месяц и только благодаря широкому резонансу в средствах массовой информации? И почему при таком будто бы постоянно ведущемся мониторинге мы в течение года не могли получить от министерства никакой внятной информации о «Доме Антимонова»? и до сих пор, несмотря на многочисленные обращения, не можем получить внятной информации о здании редакции газеты «Приазовский край»?

У министерства культуры, наверное, очень специфическое представление о «мониторинге объектов культурного наследия». Между тем на этот счёт есть вполне конкретный приказ федерального министерства культуры. В соответствии с этим приказом «Проведение мониторинга организуется специально уполномоченным государственным органом охраны недвижимых памятников истории и культуры субъекта Российской Федерации» (т.е. в нашем случае Министерством культуры Ростовской области). Первичная документация мониторинга – достаточно подробно расписанная в приказе, - создаётся на бумажных носителях, но конечной его целью является «ведение электронных баз данных об объектах исторического и культурного наследия». И вот с такой базой данных мы бы с удовольствием познакомились. И, думается, для этого совсем не обязательно лично приезжать в министерство. (Здесь нам следует, наверное, сделать небольшое «лирическое отступление», чтобы нас правильно поняли и не заподозрили в высокомерии или неуважении к нашему министерству культуры. Просто поездки в министерство для нас представляют немалую сложность. В отличие от сотрудников министерства мы занимаемся проблемами сохранения культурного наследия не по чиновному долгу и не за деньги, а, как говорится «по зову души и сердца» в свободное от работы время. Вряд ли нас будут ждать в министерстве с распростёртыми объятиями в 9-11 часов вечера. А в остальное время мы, извините, «зарабатываем на хлеб насущный»). Кроме того по данному приказу данные о таком мониторинге должны ежегодно не позднее 1 февраля предоставляться в федеральное министерство культуры. И если наше областное министерство не найдёт возможным познакомить нас с базой данных мониторинга объектов культурного наследия нашей области, придётся обращаться после 1 февраля в федеральное министерство.

Завершается письмо многообещающей фразой: «В настоящее время министерством культуры области осуществляется регистрация объектов культурного наследия в едином государственном реестре объектов культурного наследия, куда будут внесены все, без исключения, памятники истории и культуры, расположенные на территории Ростовской области». Но насколько нам известно работы по созданию госреестра объектов культурного наследия в регионах должны были быть завершены к концу уже минувшего 2010г. И мы неоднократно просили министерство предоставить проект этого реестра. Но ответа так и не получили. А это внушает сомнения в искренности заверений, что в Реестр «будут внесены все, без исключения, памятники истории и культуры, расположенные на территории Ростовской области». Тем боле, что по другой информации – так, кстати, несмотря на наши просьбы, так и не прокомментированной министерством, - в одном только Ростове в новый реестр не попадёт более трёхсот памятников.

В общем всё как-то «по шекспировски» получается:

«- Что читаете, принц?

- Ответ министерства культуры.

- И что пишут?

- Слова, слова, слова…»

Когда дела-то будут?


Приложение.

Министерство культуры области, рассмотрев Ваше повторное обращение по сносу отселенных домов, в связи с реализацией Администрацией г. Ростова-на-Дону долгосрочной городской целевой программы «Переселение граждан из аварийных и подлежащих сносу многоквартирных домов и снос отселенных аварийных строений на  2007-2011 годы», сообщает.

Указанная выше городская целевая программа «Переселение граждан из аварийных и подлежащих сносу многоквартирных домов и снос отселенных аварийных строений на  2007-2011 годы» разработана и реализуется администрацией г. Ростова-на-Дону. Однако данная программа должна быть реализована с учетом соблюдения требований законодательства в области охраны объектов культурного наследия.

В рамках наделенных полномочий министерством культуры области регулярно выполняется мониторинг объектов культурного наследия и  в случае выявления нарушений законодательства в области охраны объектов культурного наследия принимаются соответствующие меры.

На основании направленных в министерство культуры области запросов структурным подразделениям Администрации г. Ростова-на-Дону, ответственным за реализацию вышеуказанной программы, предоставлена информация о требованиях федерального законодательства в области охраны объектов культурного наследия при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия.

В связи с тем, что данная переписка имеет большой объем ознакомиться с ней можно будет в министерстве культуры области после согласования с Вами даты и времени.

Все материалы, фиксирующие аварийное состояние объектов культурного наследия, выполнены организациями, имеющими лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).  

В настоящее время министерством культуры области осуществляется регистрация объектов культурного наследия в едином государственном реестре объектов культурного наследия, куда будут внесены все, без исключения, памятники истории и культуры, расположенные на территории Ростовской области.

 

Заместитель министра культуры области                                      В.М. Гелас

 

Обновлено 17.01.2011 15:14