Горбань ушёл, но дело его живёт и побеждает. Печать
Опубликовал: Владимир Левендорский   
08.12.2016 09:28

Как мы недавно писали, хотя, г-н Горбань покинул пост ростовского мэра, созданная им машина уничтожения исторического Ростова-на-Дону только начинает набирать обороты. И новый мэр, вряд ли, захочет и сможет эту махину вандализма хотя бы приостановить.

Мы писали, что главным элементом этой «машины» является, так называемая, «программа развития застроенных территорий». Эта программа уже начала реализовываться ещё при г-не Горбане в виде утверждения проектов планировки нескольких кварталов исторического центра Ростова-на-Дону. Этими проектами предусматривается  фактический полный сплошной снос всей исторической застройки

И вот недавно, уже при новом мэре, были приняты несколько постановлений ростовской горадминистрации, которые, так сказать, детализируют и претворяют в жизнь эту программу вандализма. Речь идёт о решениях о сносе целого ряда зданий в историческом центре Ростова. Из этого списка мы выбрали четыре показательных примера. Показательны они тем, что наглядно демонстрируют те приёмы, которыми пользуются наши чиновники, чтобы придать вандализму вид законности и, даже, заботы об интересах города и его жителей.

Первое здание последние годы, что называется, «у всех на слуху». Это Дом Кисина на Московской, 72. Одно из самых ярких зданий города, десятилетиями его украшавшее.

Оно могло ещё не одно десятилетие продолжать украшать наш Ростов, если бы городские власти своевременно озаботились о сохранении этого памятника истории и архитектуры. Но ростовские власти, как в десятках подобных случаев, предпочли предоставить зданию саморазрушаться.

И вот, наконец, дождались момента, когда можно сказать: здание ветхое, аварийное – надо сносить. Правда в данном случае постыдились напрямую назвать вещи своими именами, и снос заменили словом «реконструкция», которым всегда эти господа прикрывают свой вандализм. Но примеры кинотеатра «Россия», водолечебницы Рындзюн, Дома Аджемова, дома на углу Большой Садовой и Крепостного и др., убеждают нас в том, что эта «реконструкция» тоже обернётся обычным сносом исторического памятника. А что появится на его месте? Ну, может, прилепят что-нибудь псевдоисторическое из папье-маше. «Снос» заменили на «реконструкцию», думается, исключительно потому, что здание всё ещё числится в реестре объектов культурно наследия. Но, что характерно, в самом решении о сносе-реконструкции об этом – что здание является объектом культурного наследия, - даже не упоминается.


Второе здание – Дом Асмаевой на Серафимовича, 103, - одно из «расстрельного списка», списка объектов культурного наследия, которые наш областной минкульт лишил несколько лет назад охраняемого статуса.

Лишил совершенно незаконно, что было подтверждено прокурорской проверкой. Но более двумстам памятникам истории и культуры Ростова так и не вернули охраняемый статус. А втихоря «на законных основаниях» стали сносить. Снесли уже десятка полтора таких памятников. В том числе находившийся неподалёку, через дом, Дом Плешкова (Серафимовича, 101). Судя по утверждённым проектам, вообще, весь этот квартал: Серафимовича-Социалистическая- Газетный-Ворошиловский, - подлежит почти полному сносу. Сноса избегут только здания налоговой – ну, то ж святое, - и яркий образчик «реставрации методом сноса» убогий новодел, имитирующий Дом Аджемова. В границах квартала находятся ещё три объекта культурного наследия, которые, вроде бы, никто ещё не лишил охраняемого статуса. Это снесённая пару лет назад под видом всё той же «реконструкции» Водолечебница Рындзюн, Дом Рындзюн и особняк Трестер.

В проекте реконструкции этого квартал, естественно, ничего о находящихся там памятниках истории и культуры не говориться. Мы попробовали узнать мнение нашего областного минкульта по вопросу о судьбе названных объектов культурного наследия в случае реализации проекта реконструкции этого квартала. Получаем ответ: а мы, вообще, ничего не знаем о проектах реконструкций исторических кварталов Ростова. Привет господам кремлёвским мечтателям с их идеями «электронных правительств», прямого электронного взаимообмена документами между разными чиновными ведомствами. И это при том, что по закону минкульт обязан отслеживать всю градостроительную документацию на предмет её соответствия закону о культурном наследии. В общем, всё, как всегда: жизнь течёт сам по себе, законы живут в своей виртуальной реальности, бюрократическая машина крутится сама по себе, причём каждый винтик этой машины тоже крутится сам по себе…

Третье здание – Социалистическая, 38, на углу Халтуринского, - не включено в реестр объектов культурного наследия и никогда из него не исключалось.

Но, зато, градозащитники пару раз обращались в минкульт с предложением включить это здание хотя бы в список выявленных объектов культурного наследия. Реакции не последовало. Оно и понятно: наше Министерство Уничтожения Культурного наследия озабочено не увеличением списка охраняемых памятников истории и культуры, а его максимальным сокращением. Нет памятников - нет проблем.

Хотя, как вы сами можете убедиться, посмотрев на фотографии, задние красивое, очень своеобразной архитектуры, как обычно говорят в таких случаях, отражает стилистическое многообразие исторической застройки города. Да, на самом деле, и не такое уж «ветхое». Провести капремонт и ещё сто лет простоит. Но кому-то видимо приглянулось это место в самом центре, чтобы втулить здесь очередной двадцатиэтажный курятник из монолит кирпича.


С четвёртым зданием – на Шаумяна, 56, - вроде бы, вообще, всё чисто по закону. Здание никогда не было объектом культурного наследия и никогда на это не претендовало. Безликое убогое строение со сносом которого город ничего не потеряет. Но есть один нюанс. Рядом с этим зданием, а, точнее, впритык, стена к стене, находится объект культурного наследия Дом балерины Балабиной (Шаумяна, 58).

Этот памятник уже лет пять стоит заброшенный. И стремительно разрушается. Во много этому способствует когда-то начатое, но уж лет десять как заброшенное, строительство нового дома. Собственно, начало этого строительства и спровоцировало разрушение памятника. И теперь простой – как это обычно делается у нас в Ростове, - снос другого соседнего здания, неминуемо приведёт к разрушению дома Балабиной.

Поэтому прежде, чем решать вопрос о сносе здания на Шаумяна 56, надо решит вопрос с мерами по защите Дома Балабиной. Но мы глубоко сомневаемся, что об этом кто-нибудь подумает. Более того, у нас складывается впечатление, что это хорошо продуманная «многоходовка». Принять прямое решение о сносе памятника, вроде бы, нельзя. А вот снести рядом стояще задние, в результате чего памятник разрушится, и потом развести руками: мы тут ни причём, он «сам рухнул», - это можно. И, главное «всё по закону».

В завершение позволим себе небольшое лирическое отступление. Прошедшим летом среди кандидатов на получение «звезды» на так называемой «аллее звёзд» в Ростове была Фея Балабина. Мы изначально к этому, как теперь говорят, «проекту» - «аллеи звёзд», - относилась негативно. Одна из тех поверхностных, наносных, чужеродных нам идей, не имеющей ничего общего с нашей культурой. Как можно топтание ногами имени человека выдавать за сохранение памяти о нём? Ведь в русском языке одно из самых худших форм уничижения человека называется «втоптать чьё-то имя в грязь». Кроме того этот проект один из ярких примеров тех современных «движух», которые при всей их сиюминутной шумности и пафосности на деле лишены реального позитивного содержания. И единственной реальной их целью является самопиар организаторов этих «движух». И их обогащение.

Когда летом раскручивалась вся эта шумиха со звёздами, кто-нибудь вспомнил о реальных культурных ценностях, связанных с именем Балабиной? Что дом, где она выросла, разрушается? Что мемориальная доска с этого дома исчезла и неизвестно где находится?...

Было решено установить «звезду» Роману Розенблиту. Достойнейший человек. Выдающийся документалист. Гордость Ростова, донского, да и российского, кино. Ну, топчут его имя сейчас на «алее звёзд». А студия кинохроники – памятник архитектуры, - где он создал свои фильмы, снесена. Оригиналы его лент – как и почти весь фонд киностудии, - безвозвратно утрачены.

 

И вы считаете это «равноценной заменой», «сохранением памяти»?!

Это замена подлинной исторической памяти, подлинной культуры мишурой, которой забивают голову мотылькам-однодневкам, в которых превращают подрастающие поколения.