Здание правления Волжско-Камского банка в г.Ростове-на-Дону Печать
Опубликовал: Черницына В.А.   
20.05.2011 11:10

Здание правления Волжско-Камского банка (ул. Б.Садовая, 55) построено в 1912 г. по проекту академика архитектуры Алексея Николаевича Бекето­ва.

 

Оно отмечено чертами рационализма, присущими модерну и элементами классицистической архитектуры, которая была близка творческому кредо архитектора Бекетова.

Конфигурация углового асимметричного плана отвечает назна­чению объекта и особенностям участка. Объемно-планировочное решение включает зальные и ячейковые пространства, определен­ные спецификой банковского учреждения.

Главный фасад, выходящий на ул. Большую Садовую, имеет круп­ные членения в виде окон первого и второго этажей и разделяющих их четырех пилонов. Ритмику завершают спаренные окна тре­тьего этажа. Пилоны второго яруса украшены рельефными масками, "поддерживающими" мощную горизонтальную пластину вывески.

Арочное завершение входа, рустованный первый этаж, карниз - элементы классицистической архитектуры.

О принадлежности здания модерну свидетельствуют формы де­кора, лепные криволинейные очертания элементов фасада, конфигурация оконных переплетов и балконного ограждения, аттиковые завершения постройки. В решении интерьера здания использованы классические элементы, отдельные помещения полностью соответ­ствуют эклектической ордерной стилистике. Одно из наиболее яр­ких образцов модерна в городе Ростове-на-Дону, это здание нео­днократно меняло свое назначение и цветовой облик, оставаясь, безусловно, украшением ул. Б. Садовой.

В планировке парадной части доминирует парадный лестничный холл, объединяющий вестибюль первого этажа с операционным залом двух верхних и обслуживающими его рабочими помещениями. Планировка пониженного объема коридорная. Декорация фасада содержит ордерные элементы, но они подчинены принципу стилизации. Оформляя главный парадный фасад, зодчий все средства направил на то, чтобы увлечь зрителя величавыми торжественными образами. Крупномасштабные членения фасада задают протяженные плоскости витражей витрин; двухярусные окна операционного зала, подчеркиваемые узкими сдвоенными окнами верхнего этажа. Укрупненную меру продолжают крайние гигантские лопатки на всю высоту здания и чрезмерно вынесенный карниз с сухариками. Размещенный над ним невысокий аттик с повышенными на углах кубовидными тумбами усиливает впечатление монументальности и устойчивости.

Выразительность фасада создается контрастом сильно выступающих скульптурных элементов и плоскостно-графического декора. Центральный парадный вход акцентирован нависающим прямым сандриком на декоративных кронштейнах с венками. Над окнами операционного зала расположена фирменная доска банка, которую "несут" горельефные маски атлантов на простеночных лопатках. На ней название "Волжско-Камский банк" было выполнено керамической плиткой.

Под карнизом на угловых гигантских лопатках размещены эмблемы с крылатыми посохами Гермеса и массивными лавровыми венками. Фриз между эмблемами дополнен нишами, украшенными лепными вставками с грифонами и вазоном. Мелкий штукатурный и лепной декор подчеркивает основные членения фасада: подоконники, подоконные тяги, пояса орнамента, наличники, обрамляющие разные по конфигурации проемы; малые лопатки аттика, неглубокая рустовка первого яруса фасада и др.
Под карнизом на угловых гигантских лопатках размещены эмблемы с крылатыми посохами Гермеса и массивными лавровыми венками.

Фриз между эмблемами дополнен нишами, украшенными лепными вставками с грифонами и вазоном. Мелкий штукатурный и лепной декор подчеркивает основные членения фасада: подоконники, подоконные тяги, пояса орнамента, наличники, обрамляющие разные по конфигурации проемы; малые лопатки аттика, неглубокая рустовка первого яруса фасада и др.

Символическая система декора формирует образ незыблемого банка: горельефные маски атлантов - нерушимые опоры, эмблемы под карнизом - олицетворение божественного покровительства, грифоны - верные хранители золота и сокровищ, лавровые венки - знак доблести и победы. Переход от парадного корпуса к пониженному крылу решен скошенным углом здания, который акцентируется балконом верхнего этажа и аттиком с овальным окном над ним. Балкон с ажурным решетчатым ограждением на трех декоративных кронштейнах объединяет плоскостно-графическое решение восточного фасада со скульптурно насыщенным - главного.
Восточный фасад по переулку определяет ряд больших окон витрин первого этажа и ряды узких окон верхних этажей. Они объединены слабо выступающими ризалитами: протяженным - по шесть верхних окон - и узким - крайними в два окна и входом на первом этаже. Завершены ризалиты сложными аттиками. Простенки первого этажа рустованы и отделены тягой, простенки ризалитов на верхних этажах трактуются лопатками со вставками простого геометрического орнамента, окна третьего и четвертого этажей оформлены подоконниками, проемы второго и третьего этажей - надоконными вставками. Аттики фланкируются повышенными тумбами аналогично главному фасаду, центр протяженного повышенного - ступенчатым объемом с центральным овальным окном. Аттики объединялись узкими кованными решетчатыми ограждениями. Их фасадные плоскости вокруг овальных окон изначально украшал стилизованный растительный орнамент. Первый этаж нового здания правление банка сдавало в аренду под магазины, в просторных подвалах разместились хранилища и сейфы. На верхних этажах помещалось само отделение Волжско-Камского коммерческого банка. Композиционным ядром здания стал двусветный операционный зал с примыкающим холлом и рабочими кабинетами. Из парадного вестибюля в зал вела широкая трехмаршевая мраморная лестница с ажурным металлическим ограждением.

Свод вестибюля украшали филенки и розетки, вход на лестницу фланкировали фигуры атлантов, у основания цокольного марша вестибюля, перед ними, посетителей встречали небольшие фигуры Гермеса в крылатой шляпе и сандалях. Убранство двусветного операционного зала отличалось нарядной торжественностью: потолок украшал лепной плафон, стены - барельефные маски и растительные орнаменты; остекленные в верхней части двери включали пояса пальмет. Кабинеты и гостиные над операционным залом украшали лепные плафоны цветочного орнамента, барочные филенки стен, изразцовые кафельные орнаментированные зеркала печей.


Первоначально здесь размещалось правление Волжско-Камского банка. Первый этаж здания Волжско-Камского коммерческого банка был отдан под кондитерскую фабрику и магазин товарищества А.И. Абрикосова - «поставщика двора его императорского величества», а также виноторговцу Арзрумову. Там же находились магазин обуви «Колумб» фирмы Мюнха и Неффа, специализированный гастрономический и винный магазин П.А. Леонова.

Свой первоначальный облик здание банка не изменило и в 1920-е годы, после национализации. Тогда оно сохранило и свое назначение. Справочник "Весь Ростов-на-Дону" на 1925 год сообщает, что в здании размещалась Северо-Кавказская краевая контора Государственного банка. Ее многочисленные отделы (юридический, кредитный, учетно-ссудный, валютный, взаимных расчетов, переводов и др.) практически повторяли названия отделов вчерашнего Волжско-Камского банка. В 1936 году здание передали для Дворца Пионеров (Сейчас Дом детского творчества).

С этого времени стало меняться использование помещений. Операционный зал преобразовали в актовый, кабинеты и приемные стали комнатами для кружков, студийных занятий, аудиториями, классами и др. В вестибюле демонтировали фигуры Гермеса, на фасаде - облицовку с названием "Волжско-Камский банк". В годы Отечественной войны по счастливой случайности были разрушены лишь часть крыши, верх аттиков и ограждения кровли, которые уже в 1947 году восстановили. Реконструкцией руководил ростовский архитектор Л.Ф.Эберг. Сознательно изменять убранство здания начали во второй половине 1950-х годов. В ходе текущих ремонтов были утрачены: декор актового зала, холлов, кабинетов. Ныне лишь в нескольких залах верхнего этажа сохранились изразцовые зеркала, лепные плафоны, филенки стен, в актовом зале уцелели несколько старых дверей.

В 1996 году на фасаде в связи с аварийным состоянием были демонтированы три горельефные маски атлантов, в ветхое состояние пришли ныне и другие лепные и штукатурные детали, в стенах здания за последнее десятилетие появились трещины, свидетельствующие о просадках основания. Здание пребывает в ожидании реставрации. Сохранение всех подлинных деталей фасадов и восстановление утраченных должно стать главной ее задачей, ибо речь идет об интереснейшем архитектурном памятнике начала ХХ века.