Особняк Гайрабетовых (Искидарова) Печать
Опубликовал: Черницына В.А.   
28.11.2011 09:26

(г.Ростов-на-Дону, пл. Свободы, 14)

Особняк имеет богатую событиями историю.

Возведенный в 1880 г. наследниками купца Карпа Гайрабетова, он был продан в начале XX века крупному фабриканту, директору Нахичеванского городского общественного банка Марку Искидарову. Новый владелец в соответствии со своим вкусом, следуя последней моде, перестроил дом. На архитектурное убранство фасадов, вероятно, оказал влияние располагавшийся напротив Нахичеванский театр.

В композиции фасадов применены композиционные приемы и декор, характерные для многих архитектурных направлений.

Использование мрамора, железобетонных конструкций, больших оконных проемов (1-й этаж) являются нововведениями модерна.

Фасады представляют собой сложную ритмическую структуру, ис­пользующую элементы ордерной системы, типичной для классицизма.

Пластическую выразительность фасадам придавали ротонда с куполом и барабаном в северной части особняка, дугообразный в плане эркер в центральной части здания, балкон на ажурных ли­тых стойках, ионические пилястры, увенчанные ва­зонами, а также многочисленный лепной и штукатурный декор: ра­стительный орнамент фриза и вставок между полуциркульными проемами, маскароны, декоративный балясник в подоконных ни­шах 2-го этажа, гирлянды, украшающие лопатки в угловой части фасадов и др.

Но свой первоначальный вид здание сохраняло недолго.

В 1920 г. оно было национализировано. В особняке размести­лись классы школы им. М.Врубеля, первой на Юге России советс­кой государственной художественной школы, основателями кото­рой были писательница Мариэтта Шагинян и ее сестра Магдалина. Организационно школа разделялась на две районные: Ростовскую и Нахичеванскую. В Нахичеванской художественной школе зани­малось свыше 150 человек (рабочие, красноармейцы, крестьяне, уче­ники трудовых школ разных возрастов). Учебная программа была разработана Мариэттой Шагинян и включала рисование, живопись, скульптуру, анатомию, историю искусств, эстетику, литературу.

Мариэтта Шагинян преподавала в школе историю искусств. Магдалина Шагинян вела класс скульптуры и руководила работой школы. Живопись в школе преподавал Мартирос Сарьян (1880— 1972 гг.), окончивший в 1904 г. Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В работе художественной школы принимали участие С. Агаджанян, А.К. Ованесов, Н.Е. Лансере и др. художники.

В конце 1920-х гг. 1-й этаж дома занимала городская библиоте­ка им. Пушкина. На 2-м находился пионерский клуб. В 1947 г. здание было передано городской библиотеке.

Это один из немногих особняков, где долго сохранялся его первона­чальный интерьер. Парадный зал имеет трехчастное деление пило­нами и поперечными балконами, выступающими из плоскости по­толка. Композицию плафона центральной части зала составляют три штукатурных профилированных филенки с цветочной розет­кой в центре, обрамленной филенкой сложной конфигурации с цве­точным орнаментом. Декоративные кронштейны, опирающиеся на профилированный карниз, дополняют облик помещения.

К залу примыкает столовая. Ее убранство выделяется насы­щенностью лепного и штукатурного декора. Сложную централь­ную композицию плафона составляют глубокие кессоны, круглые и четырехугольные в плане. Их ребра украшены дубовыми листья­ми. В круглых кессонах помещены розетки цветочного орнамента, в четырехугольных - цветное стекло. Стены столовой оформлены двойным декоративным фризом и узкими лопатками. Верхний фриз представлен ритмом декоративных кронштейнов и орнамента, вклю­чающего изображения птиц и животных, нижний - картушей и ваз с фруктами, соединенных гирляндами.

По словам сотрудников библиотеки, работавших в 1950-е гг., это был "салатный" зал, в котором наряду с лепниной, окрашенной в белый цвет на салатном фоне, фриз с изображением птиц, живот­ных, ваз с фруктами, имел полихромное решение.

Северное угловое помещение занимал кабинет. Фриз кабинета орнаментирован сценами на египетские сюжеты: "Жатва", "Сев", "Жертвоприношение" и др. Входы обрамлены узкими лопатками и карнизами с изображениями крылатого божества "Гора", символа света, добра, жизненного начала.

В середине 1990-х здание стало стремительно ветшать.

 

Однако в 2007г. После того, как Сурб-Хач был передан церкви, располагавшийся там ранее музей русско-армянской дружбы было решено перенести в это здание.

В течение нескольких лет велись ремонтные работы, которые завершились в ноября 2011г. И 25 ноября 2011г. в отремонтированном здании вновь открылся музей русско-армянской дружбы.

К сожалению, именно только отремонтированном. Реставрацией это назвать нельзя. Во-первых, не восстановлена крыша угловой башенки.

Во-вторых, как заведено последнее время, установили дешёвые пластиковые окна, совершенно исказившие исторический фасад. Да и на самом фасаде не восстановили «фонарь» по центру.

В-третьих, изменены форма и размер колон балкона. Хотя, то что балкон воссоздали, конечно, хорошо.

И, не успев, открыть после ремонта здание, его уже стали уродовать. Очевидно, ради какой-то рекламы.

 
О восстановлении интерьеров, видимо, даже не думали.