Гостиница «Московская» в г.Ростовена-Дону Печать
Опубликовал: Черницына В.А.   
03.12.2013 10:55
(бывшая «Большая Московская», г.Ростове-на-Дону, Большая Садовоя, дом 62).

Здание гостиницы было построено в 1893—1896 годах по проекту архитектора А.Н. Померанцева при участии Н. Н. Дурбаха.


Самая престижная гостиница Ростова предреволюционных лет — «Московская» — построена Церковным Попечительством о бедных армянах города Нахичевани-на-Дону. На её возведение, в основном, пошли средства, завещанные городу Нахичевани жителем Калькутты армянским купцом Масесом Бабаджаном. Наследство купца Бабаджана у банка, не желающего расставаться с таким крупным капиталом, выиграл посланный армянским обществом в Индию Микаэл Налбандян, немало удививший английских адвокатов великолепным знанием юриспруденции.

Первоначально был возведен протяженный корпус, расположенный вдоль Большой Садовой улицы. Центральное положение первого этажа здания занимал вестибюль и лестничная клетка, по обе стороны от них располагались магазины с самостоятельными входами. Верхние этажи имели коридорную планировку.

В 1899 году над парадным входом гостиницы возводится выносной балкон-навес, на котором разместился летний зал ресторана. В начале1900-х к зданию пристроили восточное крыло. Гостиница стала называться «Большая Московская».

 

Здание расположено в рядовой квартальной застройке и его ху­дожественное решение имеет ярко выраженный фронтальный ха­рактер.

Разрабатывая тему фасадов в этой постройке, зодчий тяго­теет к академическому направлению. Композиция фасада симмет­рична и состоит из пяти частей. Центральная, со входом, выделена крытым балконом-навесом на литых стойках, перекрывающим всю ширину тротуара. Этот прием, часто встречающийся в архитектуре 1890-1900 годов в Ростове-на-Дону, создавал ощущение целостно­сти интерьера улицы. Пока не представляется возможным устано­вить, в какой именно постройке такой балкон был применен в Рос­тове впервые. Боковые раскреповки, фланкирующие фасад, выделе­ны рядом элементов: пилястры коринфского ордера, объединяющие 3 и 4 этажи, ажурный кованый балкон на уровне 3 этажа на всю ширину раскреповки и аттиковое завершение с центральной час­тью в виде фронтона, возвышающееся над рядовым поясом аттика.

Центральная часть фасада представляет собой декоративный портик, образованный спаренными колоннами композитного орде­ра и пилястрами, объединяющими третий и четвертый этажи. За­вершает композицию прямоугольный аттик с наложенным на него треугольным фронтоном. Архитектор также использует измене­ние размера окон: от огромных витрин первого этажа к меньшим размерам окон верхних этажей. Вместе с тем здесь уже нет спарен­ных окон, а меняется форма оконного проема (прямоугольная на 2 и 3 этажах и с арочным завершением на 4 этаже) и форма обрамле­ния оконных проемов: треугольные или дугообразные фронтончики на 2 этаже, карнизы и треугольные фронтоны на 3 этаже и арочно-ордерные обрамления на 4 этаже.

В отделке фасада архитектор использует рустовку и накладной декор в виде картушей, венков, филенок. Решение аттика, состоя­щего из ритмического ряда соответствующих оконным проемам тумб и заполнение решеток между ними, подчеркивает отличие ярко выраженного силуэта доходного дома  здания гостиницы, их различные роли в застройке улицы.

В её номерах останавливались Леонид Собинов, Федор Шаляпин, Александр Куприн, Константин Бальмонт.

После установления Советской власти первый этаж заняли магазины Доншвейпрома, Севкаввинтреста, Единого потребительского общества, верхние этажи — коммунальное жильё. Во время бомбардировок 1942 года дворовая часть здания превратилась в руины.

Главный корпус восстановили к 1955-му, восточное и западное крылья — к 1960 году. В ходе ремонта изменился вид первого яруса фасада, значительно упрощено убранство верхних этажей, разобран навес-балкон над главным входом.

В довоенные и послевоенные годы в гостинице останавливались известные деятели культуры — Любовь Орлова, Леонид Утесов, Дмитрий Шостакович, Арам Хачатурян, Лев Кассиль, Роберт Рождественский, Анатолий Сафонов, Михаил Шолохов и многие другие.

 

С 2002 года здание гостиницы — собственность ООО «Ренессанс-Дон». 1 июня 2007 года в здании произошёл пожар, после чего здание перестало эксплуатироваться.

Планируется ремонт с воссозданием исторического фасада с увеличением этажности новой пристройки, выходящей на ул.Шаумяна.