Здание ростовской конторы Государственного банка |
Опубликовал: Черницына В.А. |
(г.Ростов-на-Дону, пр. Соколова, 22 а) Здание возводилось на месте разобранного старого строения банка, которое уже не удовлетворяло его правление. Главный фасад банка обращен на пр. Соколова (бывший Средний проспект), южный - на ул. Социалистическую (бывшая Николаевская), северный фасад формирует облик центральной улицы города - Большой Садовой. Строительство здания началось в 1913 г. по проекту академика архитектуры М.М. Перетятковича. Расчет купола выполнил профессор института гражданских инженеров П.И. Дмитриев. Скульптурный декор фасадов и оформление интерьеров центрального операционного зала были выполнены архитектором Л.А. Дитрихом, в решении остальных интерьеров участвовала архитектор Л.Н. Флсрина. Надзор за строительством вел гражданский инженер П.А. Тарачков, техником-консультантом был инженер А.П. Бутков. Завершилось возведение здания в 1917 г. В этот год в ансамбль застройки банка вошла архитектурно-скульптурная композиция, расположенная по оси главного фасада, включающая фонтан, лестницы и балюстрады, скульптуры львов, расположенные на подиумах (авторы: архитектор Л.А. Дитрих и скульптор К. Вейде). Она находилась на противоположной стороне пр. Соколова (быв. Средний проспект), на границе северо-восточной части Ново-базарной площади (ныне площадь Советов), строго по оси центрального входа в банк. В 1920-е гг. здание Госбанка было национализировано. В конце 1920-х годов по ул. Социалистической было достроено по авторскому проекту юго-восточное крыло здания для квартир служащих банка. Здание банка оказалось единственным уцелевшим из всего архитектурного ансамбля площади Советов в годы Великой Отечественной войны.
Утраты в 1920-е годы претерпела только геральдическая композиция на аттике, где двуглавый орел был заменен гербом СССР. В 1994 году в ходе реставрации фасада здания Госбанка геральдическую композицию восстановили в изначальном виде, на аттик возвратили надпись, выполненную по правилам дореволюционной орфографии.
В композиции и оформлении фасадов использованы приемы и декор, характерные для неоклассики. Облик фасадов определяет ритм оконных проемов. Симметричные композиции парадных фасадов по пр. Соколова, ул. Б. Садовой и Социалистической подчеркивает укрупненный масштаб членений: 1-й цокольный этаж здания глубокой рустовкой, 2-й и 3-й-рядами гигантских пилястр и колонн тосканского ордера. Окна 1-го этажа фасадов оформлены люнетами, 2-го этажа - декоративными замками. На главном фасаде центральный объем здания выделен ризалитом с колоннадой, увенчанной антаблементом с декоративным фризом. Ризалит завершен невысоким аттиком, украшенным скульптурной группой. Композиция включает полулежащие фигуры Цереры (покровительницы злаков и урожая), с жезлом в руке, атрибутом плодородия и Меркурия - бога торговли и покровителя путешественников. Композиционным центром является скульптурное изображение двуглавого орла, - герба Российской Империи, обрамленного хоругвиями и знаменами. За ризалитом центральный объем здания увенчан куполом на четверике с фронтонами, имеющими арочные окна. Архитектурно-художественный облик здания дополняет лепной и штукатурный декор в стиле ампир. Парадные входы обрамлены широкими наличниками, в верхней части - прямоугольными сандриками и декоративными замками. Окна над входами выделены узкими наличниками, треугольными сандриками на декоративных кронштейнах и замковыми камнями; в нижней части - рядом балясин. Такие же балясины размещены между пьедесталами центральной колоннады. Люнеты над окнами 1-го этажа и метопы фриза украшены горельефными геральдическими композициями с атрибутикой Меркурия. Боковые части главного фасада оформлены ритмом пилястр с узким простым карнизом. На фасаде по ул. Б. Садовой главный вход акцентирован центральной раскреповкой, увенчанной аттиком с арочным окном. Раскреповка выделена пилястрами, пьедесталы которых объединены рядами балясин. Аналогично оформлены крайние проемы фасада. Штукатурный декор центрального входа повторяет декор входов на главном фасаде. Въезд во двор и вспомогательный вход выделены полуциркульными проемами. По ул. Социалистической входы расположены на боковых частях фасада. Симметричная композиция фасада подчеркнута центральной раскреповкой с аттиком (аналогично аттику по ул. Б. Садовая). Верхние этажи выделены рядом пилястр, окна 2-го этажа -декоративными люнетами и декоративными камнями; пьедесталы пилястр объединены ритмом балясин. Полуциркульные проемы входов обрамлены наличниками. Декоративные люнеты над окнами первого этажа украшены геральдическими композициями. Фасад пристройки 1920-х гг. по ул. Социалистической повторяет масштаб здания и элементы декора парадных фасадов. Декор дворовых фасадов составляют антаблемент, тяги, пилястры, люнеты, арочные ниши с балконами. Композиционным ядром планов трех этажей является операционный зал с обходной галереей в уровне 3-го этажа, к которому примыкают рекреационные помещения и лестничные клетки. В планировке боковых крыльев преобладает коридорная система с двухсторонним расположением кабинетов, залов и вспомогательных помещений. Планировка подвала определена расположением продольных и поперечных несущих стен. В настоящее время частично сохранились интерьеры парадных вестибюлей, лестничного холла, двухсветного операционного зала и примыкающих к нему рекреационных помещений. Ведущим композиционным элементом вестибюлей являются центральные одно-маршевые мраморные лестницы. Степы вестибюлей и лестничного холла расчленены пилястрами тосканского ордера; падуги - антаблементом, состоящим из архитрава, фриза с триглифами и карниза. Входы в вестибюли оборудованы остекленными тамбурами. Двери вестибюлей - деревянные, остекленные. Ограждение парадной лестницы состоит из тумб, расположенных на лестничных площадках и литых секций волютообразного орнамента на стойках. Ограждения других лестниц - металлические простого геометрического орнамента. Ступени бетонные с мозаичным покрытием. Покрытие лестничных площадок - метлахская плитка. Пилястры в вестибюлях, в лестничном холле, в рекреационных помещениях 2-го и 3-го этажей облицованы искусственным мрамором. В рекреационных помещениях 2-го этажа падуги обрамлены карнизом с модульонами; венчающая часть столбов - лепным поясом из акантовых листьев. Декорировку этих помещений на 3-ем этаже составляют кессонированный потолок и пояса иоников в венчающей части столбов и стен. Центричность двухсветного операционного зала подчеркивается его декоративным оформлением. В простенках размещены гигантские в два этажа пилястры ионического ордера с широким антаблементом, на который визуально опираются подпружные арки, несущие купол. По периметру зала, в уровне 3-го этажа расположена обходная галерея, огражденная деревянной балюстрадой. Два парадных полуциркульных входа по торцам зала оформлены пилястрами и архивольтами с замковым камнем, украшенным маской Гермеса. Над архивольтами размещены барельефные изображения античных богинь с рогами изобилия. Опорные столбы галереи и пилястры облицованы искусственным мрамором. Венчающие части столбов декорированы акантовыми листьями. Консоли обходной галереи по продольным стенам украшены модульонами и масками атлантов. Арочные окна в подпружных арках обрамлены архивольтами и подоконными тягами. На продольных стенах под арочными окнами размещены четыре пилястры. Центральное поле стены между пилястрами заполнено картушем с лепной эмблемой и гирляндами. Под арочными окнами торцовых стен размещены гирлянды, в круглой нише по оси проема - эмблема. Плоскости подпружных арок украшены барельефной вставкой на мифологические сюжеты, картушами с орнаментом, включающим даты строительства здания и поясами растительного орнамента. Замок купола акцентируется вставкой и поясом зодиака; у основания - оформлен фризом растительного орнамента.
В кабинетах и коридорах сохранились фрагменты штукатурных карнизов и лепных плафонов. В 2011-2014гг. проведена полномасштабная реставрация здания.
|