Здание Нахичеванского городского театра Печать

Здание Нахичеванского городского театра возводилось с 1896 по 1899гг. по проекту городского архитектора Н.Н.Дурбаха.  

 

Он умело использовал в своем проекте опыт театрального строительства как российский, так и зарубежный, о чем свидетельствуют и объемно-планировочное решение здания, и его художественное убранство.

По окончании общестроительных работ в 1900-1907гг. велись отделочные работы в интерьере и на фасадах здания. Затем состоялось торжественное открытие.

После революции и гражданской войны в 1920г. театр был передан КОТу (комсомольскому театру), преобразованному позже в ТРАМ (театр рабочей молодежи).

С 1945г. здесь находились клубы и коллективы художественной самодеятельности.

С 1950г. сюда была направлена часть одного из выпусков ГИТИСа, которая составила труппу нового театра музкомедии, находившуюся в этом здании до 1964г.

13 февраля 1964г. здесь был открыт Театр юного зрителя.


 

Здание театра представляет собой сооружение сложной конфи­гурации в плане, композиционным ядром которого является трехъя­русный зрительный зал с колосниковой сценой.

К нему с одной стороны примыкает объем, включающий вести­бюль, гардеробные, фойе, с другой - равный по высоте, трехэтажный объем служебных помещений:

Вестибюль театра сложной конфигурации в плане. Его доми­нантой является парадная лестница с выносным портиком тоскан­ского ордера.

В фойе второго этажа можно подняться по одномаршевой лест­нице. Обращают на себя внимание элементы декоративных поруч­ней, решенные в виде бронзовых львиных масок.

Фойе состоит из трех залов, которые связаны между собой ароч­ными проемами, фланкированными колоннами композитного ордера. Эти помещения оформлены декоративными филенками и кронштейнами, профилированными тягами, потолки - розетками и растительным орнаментом.

Первоначально в филенках размещались живописные компози­ции на мифологические сюжеты. Они изображали древнегрече­ских муз - покровительниц искусств. На стенах центрального зала располагались портреты деятелей культуры: Островского, Чайков­ского, Глинки, Шекспира, Верди, но, к сожалению, большая их часть пострадала во время ремонтов в 1930-70-е гг.

В ходе реставрационных работ бригадой художников-реставра­торов во главе с М.Е. Соколенко было обнаружено четыре компо­зиции на мифологические сюжеты, а также портреты П.И. Чайков­ского, Д. Верди, В. Шекспира.


 Зрительный зал театра трехъярусный, сложной конфигурации в плане. Завершается он куполообразным покрытием. Симметрич­ность зала подчеркивают ложи бенуара, бельэтажа и балконов.

Ложи второго яруса решены в виде портика композитного орде­ра, нижнего - оформлены лепными женскими головками. Расти­тельный орнамент украшает ограждение лож и балконов всех яру­сов, а также тимпаны фронтонов лож.

В композиции фасада выделяется центральный (доминирующий) и крайние (маловыступающие) ризалиты. Центральный ризалит акцентирует парадный вход театра и оформлен портиком компо­зитного ордера, завершенным треугольным фронтоном. Тимпан фронтона первоначально украшал растительный орнамент с гербом г. Нахичевани. В 1920-е гг. после того, как Нахичевань стал Проле­тарским районом г. Ростова, геральдика была демонтирована.

Классицистический штукатурный и лепной декор преобладает в оформлении всех фасадов постройки. Это трехчетвертные ко­лонны композитного ордера, фланкирующие ниши крайних риза­литов, в которых помещены композиции с театральной символикой, рустовка 1-го этажа, профилированные архивольты с замковыми камнями над полуциркульными проемами, дугообразные сандрики над нишами ризалитов, гирлянды и венки над дверьми парадного входа, классический антаблемент портиков ризалитов, раститель­ный орнамент фриза, баллюстрада парапета переходящая в аттик.

В 1980-е гг. была проведена реставрация фасадов и интерьеров театра (автор проекта архитектор Северо-Кавказского филиала института "Спецпроектреставрация" Т.В. Шапкина), а также его реконструкция (ее проводил Облжилпроект).

 В результате реконструкции были сделаны пристройки админи­стративных, служебных помещений, а также малого зала к северно­му, западному и восточному фасадам.