Здание Клуба приказчиков в Ростове-на-Дону Печать

Здание Клуба приказчиков.

В советское время и до 2000г. здание Ростовского театра музыкальной комедии.

(г.Ростов-на-Дону, ул.Серафимовича, 88. Южный фасад – ул.Темерницкая, 85)

Здание является одним из немногих сохранившихся в Ростовской области и единственным сохранившимся в Ростове-на-Дону без сколько-нибудь существенных изменений образцом клубного здания начала 20 в.

 

 

Построено в 1899г. на Казанской улице как Клуб приказчиков. В 1912г. достроено корпусом с двухсветным залом, фасад которого обращён на ул.Темерницкую. В результате образовался внутренний двор-колодец с въездом с ул.Темерницкой. В 1957г. выстроена пристройка к сценической коробке.

Здание является уникальным памятником архитектуры кон.XIX - нач.ХХв. Представляет собой редкий образец клубного здания переходного периода от эклектики к модерну, отражает стилистическое многообразие застройки исторического центра  г.Ростова-на-Дону.

 
Фасад первоначальной постройки 1899г. выполнен с использованием приемов и декора характерного для неоклассического направления эклектики. В ассиметричной композиции выделены две раскреповки на всю высоту здания, западная акцентирует парадный вход и лестничную клетку, другая – объем двухсветного фойе  второго этажа и гардероба первого этажа. Первый этаж рустован, два верхних - по раскреповкам  объединены гигантскими лопатками. Фасад увенчан антаблементом с профилированным карнизом. Большая раскреповка увенчана сложно декорированным аттиком. Двухсветные окна раскреповок оформлены наличниками с ушками, треугольными сандриками, подоконными вставками с нишами; окна первого этажа - простыми наличниками с декоративными замками, окна второго - наличниками с ушками и треугольными сандриками, третьего этажа - фланкированы простыми лопатками.
 Фасад пристроенного в 1912г. корпуса выполнен в стиле модерн. Простенки первого и второго этажа рустованы, большие окна второго - прямоугольные, третьего - в виде люнетов над ними. Люнеты обрамлены широкими рустованными архивольтами. Четыре простенка центральной раскреповки по второму этажу украшают трехчетверные колонны композитного ордера на декоративных кроншетйнах. Над колоннами размещены розетки, над люнетами - геометрические вставки. Примыкающие к раскпеповке проемы второго этажа расчленяются стойками с пилястрами ионического ордера. Их люнеты повторяют трехчастную разбивку окон второго этажа. На фасаде пристройки 1957г. повторен декор основного здания.
 

Большой исторический и художественный интерес представляет убранство парадного вестибюля, фойе первого и второго этажа, конструкция и оформление зрительного зала. 
 

Здание связано с многими важными историческими событиями Ростовской области и г.Ростова-на-Дону. В апреле 1918г. здесь проходил первый съезд Советов Донской Советской республики, в ноябре 1927г. выступал с чтением своей поэмы «Хорошо» В.В.Маяковский (о чём говорят мемориальные доски, установленные на здании).  
Роль же этого здания для истории музыкальной культуры Ростова, да и всей области просто неоценима. Здесь выступали Шаляпин, Рахманинов, Юрьева и многие другие выдающиеся композиторы, музыканты и артисты. А для нескольких поколений многих жителей Ростова – который с начала 20в. называли Столицей оперетты, - это было одно из самых любимых мест досуга, с которым связаны многие лучшие воспоминания их жизни.

После того, как музыкальный театр в 2000г. перешёл в новое здание, здесь в течение года располагалось Министерство культуры Ростовской области. Затем его хозяином стала Ростовская Епархия, которая тоже от него вскоре отказалась. Следующим хозяином стал театр кукол имени Белкина, но он тоже здесь не задержался, и сейчас здание числится на балансе Ростовской филармонии.

На здании уже несколько лет красуется табличка, говорящая о том, что оно является памятником федерального значения, находящимся под охранной государства. Но по его состоянию этого не скажешь. Здание уже несколько лет стоит с отключёнными коммуникациями и в данный момент находится в жутком состоянии. Былая красота, которая радовала глаз посетителей театра, рассыпается. Стены, которые украшали интерьер лепкой в классическом стиле, трескаются, в потолках имеются сквозные дыры, паркет вздулся от сырости. В серых залах стоят разобранные фортепиано, а в зрительном зале, где в темноте видны разломанные кресла, звучит тишина.