Много шума… - и ничего! Печать
Опубликовал: Владимир Левендорский   
30.09.2013 00:00

Уже прошло больше месяца, как завершил свою работу 12 Всероссийский съезд органов охраны памятников истории и культуры, а мы всё не решались «подвести итоги его работы». Ждали официальной публикации Резолюции съезда. Но она так и не появилась. А попытки получить её в областном министерстве культуры и Южном территориальном управлении Росохранкультуры успехом не увенчались.

Вообще создается впечатление, что едва съезд завершился, как и федеральное, так и областное министерства культуры тут же постарались его забыть. Никаких итоговых публикаций, никаких обещанных сборников статей, на официальных сайтах – почти полная тишина. Вроде и не было никакого съезда. И он нам примерещился. Нет, на сайте федерального министерства появилось пара абзацев казённых фраз типа: состоялся, успешно прошёл, принял единодушно резолюцию. Но никакой внятности и конкретики, хотя бы основные тезисы той же «резолюции». Ну а на сайте областного минкульта – просто ничего. Видимо, и вспоминать не хотят, как кошмарный сон.

На сайте федерального минкульта, правда, появились материалы обсуждений пары подзаконных актов министерства, направленных на реализацию недавно принятого закона об исторических поселениях. Вроде бы и прошедший съезд должен был прежде всего обсудить это закон. Но в опубликованных министерством материалах съезд вообще не упоминается, так что они созданы, очевидно, на основе замечаний и предложений, поступавших в министерство в течение последних месяцев. Возможно, какие-то из них были высказаны и на прошедшем съезде. Но очевидно, сколько-нибудь существенную роль в подготовке этих документов съезд не сыграл.

Но, как известно, очень часто более важным оказывается не то, что было сказано, а то, что не было сказано. И то, что мы не услышали на съезде очень важно и показательно.

Во-первых, на съезде мы так и не увидели и не услышали ничего о Правительственном докладе о состоянии дел в сфер защиты культурного наследия. Хотя его обещали подготовит ещё год назад. И обещали «не абы кому», а Президенту страны. И мы очень надеялись, что хотя бы с годовым опозданием этот документ подготовят и предложат обсудить общественности. Но этого не произошло. Почему?

Возможных вариантов ответа, как нам кажется, три.

1.     В министерстве нет сколько-нибудь внятного представления о реальной ситуации с состоянием культурного наследия.

2.     Такое представление у министерства есть, но состояние дел таково, что лучше его публично не «озвучивать».

3.     Представление о ситуации есть, но реальных мер по исправлению очевидно катастрофической ситуации, министерство предложить не может.

В общем, чтобы «не подставляться»? в министерстве эту тему предпочли «замять».

«Замяли» и другой вопрос, который занимал важнейшее место в обсуждения на двух предыдущих съездах. – Принятие нового закона о культурном наследии. Проект этого закона больше трёх лет назад, вдруг, буквально за несколько дней перед последним, третьим, слушанием в Госдуме, был «положен под сукно», да так глубоко, что его до сих пор его под этим сукном найти не могут. И в министерстве культуры, видимо, тоже особым желанием вытаскивать его оттуда на свет божий, обсуждать и принимать не горят. Почему? – Это тема для отдельного разговора.

Думаем. Как водится, месяца через два-три какую-никакую резолюцию съезда опубликуют. И наверняка она будет иметь мало общего с тем текстом, который наспех зачитывали пред быстро пустеющим залом последнего заседания съезда. И не трудно предугадать, что там будет написано. Приняли такие-то изменения и дополнения к законам. Такие-то приказы и инструкции. А надо бы принять ещё новые дополнения, изменения, приказы и инструкции. – Привычное латание «тришкиного кафтана», который давно уже наше культурное наследие не спасает от напастей природных и социально-экономических. Это ж самое главное – больше бумаг, больше видимости работы и нужности чиновников, эти бумаги  пишущих. А что там в реальной жизни, и как на эту реальную жизнь влияет этот огромный объем исписанной бумаги, – это не важно. И съезд то был нужен лишь для того, чтобы занять положенное место в планах и отчетах чиновников, а не для того, чтобы что-то реально решать или хотя бы реально предлагать. Правильно и вовремя написанные планы и отчеты – это ж стрежень «вертикали власти». Главное, чтобы все было «по закону» и «по процедуре» - это ж основа «стабильности».