РЕЗОЛЮЦИЯ XII Всероссийского съезда органов охраны памятников истории и культуры Печать
12.09.2014 00:00

         Участники XII Всероссийского съезда органов охраны памятников истории и культуры (далее – Съезд), представляющие Министерство культуры Российской Федерации, органы охраны объектов культурного наследия 77 субъектов Российской Федерации, Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры, специализированные научно-исследовательские, научно-проектные и производственные организации, отмечают, что за период, прошедший со времени проведения XI Всероссийского съезда органов охраны памятников истории и культуры   (г. Ульяновск, сентябрь 2012 г.), произошли следующие изменения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия:

            Федеральным законом от 12 ноября 2012 г. № 179-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) истории и культуры» и Градостроительный кодекс Российской Федерации» внесены изменения в статьи 59 и 60 Федерального закона в части регулирования градостроительной деятельности в исторических поселениях;

            Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения  государственных и муниципальных нужд», которым предусмотрено:

определение исполнителя работ по сохранению объектов культурного наследия на конкурсе с ограниченным участием, что позволит привлечь к выполнению специфичных реставрационных работ только подрядчиков и исполнителей, имеющих необходимый опыт работы и уровень квалификации;

            определение начальной (максимальной) цены контракта на работы по сохранению объектов культурного наследия в соответствии с проектно-сметным методом, на основании согласованной в установленном порядке проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия и в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утвержденными федеральным органом охраны объектов культурного наследия - такой способ определения начальной (максимальной) цены контракта на работы по сохранению объекта культурного наследия базируется на требованиях Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ, предъявляемых к порядку проведения работ по сохранению объектов культурного наследия;

            в Федеральном законе отражено предложение участников XI Всероссийского съезда органов охраны объектов культурного наследия, согласно которому к случаям закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) отнесена закупка товара, работы или услуги, в том числе, государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которых являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, на сумму не превышающую четырехсот тысяч рублей;

       Федеральным законом 7 мая 2013 года № 96-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» значительно ужесточена уголовная и административная ответственность за правонарушения в области охраны объектов культурного наследия;

 Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 245-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии» урегулированы отношения в области сохранения археологического наследия;

Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости» внесены изменения в законодательство, учитывающие особенности регистрации прав на объекты недвижимого имущества, отнесенные к объектам культурного наследия;

постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 г. № 1005 утверждено Положение об установлении льготной арендной платы и ее размеров юридическим и физическим лицам, владеющим на праве аренды находящимися в федеральной собственности объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации, вложившим свои средства в работы по их сохранению и обеспечившим выполнение этих работ;

Министерством культуры Российской Федерации издан приказ от 6 мая 2013 г. № 460 "Об утверждении Административного регламента по предоставлению Министерством культуры Российской Федерации государственной услуги "Лицензирование деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации".

Вместе с тем, участники съезда отмечают необходимость  совершенствования нормативно-правовой базы, в том числе внесение необходимых изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", издания методических документов, а также совершенствования взаимодействия Министерства культуры Российской Федерации и его территориальных органов с органами охраны объектов культурного наследия субъектов Российской Федерации.

            Обсудив в ходе пленарных заседаний и круглых столов проблемные вопросы сферы государственной охраны, сохранения и популяризации объектов культурного наследия народов Российской Федерации, участники Съезда решили:

1. Считать необходимым скорейшее принятие Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении проекта Федерального закона № 163864-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

2. Одобрить деятельность Минкультуры России по разработке государственного доклада об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации. 

3. Одобрить разработанный Минкультуры России законопроект, направленный на установление порядка выполнения международных обязательств, вытекающих из Конвенции ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия.

4. Одобрить проекты нормативных правовых актов, разработанных Миикультуры России в целях реализации положений Федерального закона от 12.11.2012 № 179-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) истории и культуры» и Градостроительный кодекс Российской Федерации».

5. Считать целесообразным внесение изменений в законодательство, предусматривающих:

налоговые преференции для физических и юридических лиц, обеспечивших проведение работ по сохранению объектов культурного наследия за свой счет;

меры, повышающие заинтересованность физических и юридических лиц в проведении мероприятий по сохранению объектов культурного наследия при передаче их в пользование (аренду) и собственность;

меры по упрощению порядка внесения информации об объектах культурного наследия, их территориях и зонах охраны в государственный кадастр недвижимости и единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

оптимизацию государственного контроля в сфере охраны объектов культурного наследия и усиление мер ответственности пользователей и собственников объектов культурного наследия за нарушения требований законодательства об охране объектов культурного наследия, включающих безвозмездное изъятие (конфискацию) находящегося в их собственности объекта культурного наследия или одностороннее расторжение договора пользования (аренды) в случае совершения правонарушений при использовании объекта культурного наследия;

определение правового понятия «популяризация объектов культурного наследия» и исключение его из объектов государственного контроля;

исключения необходимости проведения публичных слушаний при внесении изменений в правила землепользования и застройки, связанных с утверждением границ территорий объектов культурного наследия и их зон охраны;

уточнение перечня работ и услуг, составляющих деятельность по сохранению объектов культурного наследия;

упрощение порядка включения объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в список выявленных объектов культурного наследия;

исключения дублирования проведения государственной историко-культурной экспертизы, проводящейся в целях включения объектов культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия и отнесения к выявленным объектам культурного наследия;

уточнения перечня объектов государственной историко-культурной экспертизы и соответствующих им целей ее проведения;

уточнения порядка аттестации экспертов, уполномоченных на проведение государственной историко-культурной экспертизы и установления ответственности экспертов за подготовку заключений государственной историко-культурной экспертизы с ненадлежащим качеством, а также в случае, если реализация выводов, содержащихся в экспертизе, повлечет нанесение вреда объектам культурного наследия, их территориям и зонам охраны.

6. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:

            обеспечить рассмотрение проекта Федерального закона № 163864-5 "О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации" во втором чтении в осеннюю сессию 2013 г. и принять указанный законопроект.

            7. Рекомендовать Министерству культуры Российской Федерации:

обеспечить уточнение данных государственного учета объектов культурного наследия всех категорий историко-культурного значения, проведение инвентаризации состава объектов культурного наследия;

разработать методические рекомендации по проведению историко-культурных исследований, обосновывающих проекты зон охраны объектов культурного наследия;

разработать методические рекомендации по определению стоимости проведения государственной историко-культурной экспертизы;

уточнить состав документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, требующей направления на государственную историко-культурную экспертизу;

разработать методические рекомендации по определению факта уничтожения или повреждения объекта культурного наследия, а также размера причиненного ущерба;

разработать методические рекомендации по определению количества объектов культурного наследия федерального значения в целях расчета размера субвенций, выделяемых бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий по их государственной охране;

разработать порядок проведения мероприятий по сохранению объектов культурного наследия;

определить порядок проведения мониторинга состояния объектов культурного наследия;  

определить форму и сроки представления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации информации к ежегодному государственному докладу о состоянии культуры в Российской Федерации в части охраны и состояния объектов культурного наследия;

разработать форму типового охранного обязательства пользователя (собственника) объектом культурного наследия;

разработать типовую форму списка выявленных объектов культурного наследия, включая рекомендации по ее заполнению;

обеспечить продолжение подготовки и издания Свода памятников архитектуры и монументального искусства России, Археологической карты России;

обеспечить проведение на регулярной основе мероприятий по популяризации культурного наследия России, обмену опытом и повышению квалификации специалистов в области охраны объектов культурного наследия, включая развитие системы специализированных курсов повышения квалификации, периодических печатных изданий, телевизионных программ, посвященных сохранению культурного наследия, а также продолжение практики рассмотрения наиболее значимых вопросов сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, возникающих в деятельности федеральных и региональных органов государственной власти, научных, реставрационных и общественных организаций, на ежегодных всероссийских съездах органов охраны памятников истории и культуры, межрегиональных семинарах, других научно-практических мероприятиях.

8. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

            организовать работу по подготовке региональных государственных докладов о состоянии объектов культурного наследия;

активизировать работу по выявлению объектов культурного наследия и постановке выявленных объектов культурного наследия на государственную охрану;

активизировать работу по выявлению и организации достопримечательных мест, в том числе на базе музеев-заповедников и музеев-усадеб, определению границ их территории и характера использования территории в данных границах;

активизировать работу по разработке и актуализации зон охраны объектов культурного наследия, включая определение характерных точек их границ, а также режимов использования территории и градостроительных регламентов в данных границах для ранее утвержденных зон охраны объектов культурного наследия;

организовать деятельность по определению перечня исторических поселений регионального значения, разработке историко-культурных опорных планов таких исторических поселений, а также по определению их границ и предметов охраны;

обеспечить постоянный мониторинг состояния объектов культурного наследия;

разработать комплекс правовых, организационных и финансовых мер, направленных на существенное укрепление системы органов охраны объектов культурного наследия, имея ввиду укрепление их кадрового потенциала, материального обеспечения и организационной структуры с учетом того, что наиболее эффективной является такая система органов исполнительной власти, при которой на орган охраны объектов культурного наследия не возложено исполнение функций в иных отраслях, не связанных напрямую с реализацией полномочий по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия;

обеспечить разработку региональных целевых программ сохранения объектов культурного наследия, предусматривающих в том числе проведение мероприятий по инвентаризации объектов культурного наследия и мониторингу их состояния, подготовке документации для включения объектов культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (включая определение границ территории объекта культурного наследия и его предмета охраны) и регистрации в нем данных об объектах культурного наследия, разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия;

предусмотреть формирование при органах охраны объектов культурного наследия экспертных научно-методических советов из числа ведущих научных специалистов-историков, искусствоведов, архитекторов, представителей организаций, уставной деятельностью которых является изучение и сохранение объектов культурного наследия;

            обратить внимание на необходимость согласования с Министерством культуры Российской Федерации всех решений о создании, реорганизации, ликвидации органа исполнительной власти, осуществляющего переданные полномочия по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения, утверждении его структуры и назначении его руководителя до принятия соответствующих решений высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации;

            обеспечить разработку территорий и зон охраны объектов культурного наследия, входящих в состав музеев-заповедников с обязательной последующей регистрацией ограничений (обременений) в государственном кадастре недвижимости;

ускорить работу по подготовке документации, необходимой для регистрации объектов культурного наследия в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

            в рамках международного сотрудничества в сфере подготовки специалистов в области охраны объектов культурного наследия принять участие в 11 европейской выставке по реставрации памятников истории и культуры "DENKMAL-2014" в г. Лейпциге (Германия) в 2014 году с представлением информационных материалов об опыте проведения работ по сохранению объектов культурного наследия на территории субъекта Российской Федерации;

            при планировании средств на решение проблем в сфере государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия внедрять программно-целевой метод бюджетного планирования, разрабатывая региональные целевые программы сохранения объектов культурного наследия, предусматривающие, в том числе, проведение мероприятий по инвентаризации объектов культурного наследия и мониторингу их состояния, подготовке документации для включения объектов культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и регистрации в нем данных об объектах культурного наследия, разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия.

            9. Выразить благодарность Министерству культуры Российской Федерации и Правительству Ростовской области за хорошую организацию съезда.

            10. Согласиться с предложением губернатора Брянской области Н.В.Денина о проведении XIII Всероссийского съезда органов охраны памятников истории и культуры в  2014 г. в г. Брянске.