КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СРЕДЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ЦЕНТРА ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ НА 2013-2017 ГОДЫ Печать
22.08.2013 10:32

КОНЦЕПЦИЯ

ФОРМИРОВАНИЯ АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СРЕДЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ЦЕНТРА ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ НА 2013-2017 ГОДЫ

 

Настоящая Концепция формирования архитектурно-художественной среды исторического центра города Ростова-на-Дону разработана с целью определения главных стратегических направлений развития городской среды.

Реализация Концепции изменит внешний облик города к чемпионату Мира по футболу в 2018 году и, как следствие, окажет влияние на повышение культурного и духовного уровня горожан, условий для здорового образа жизни и создаст незабываемый образ у жителей и гостей нашего города.

Концепция разработана в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004г., Генеральным планом и Уставом города Ростова-на-Дону.

Концепция носит рекомендательный характер для разработки и реализации целевых и ведомственных программ и планов действий, практической деятельности органов местного самоуправления города Ростова-на-Дону, организаций, осуществляющих свою деятельность на территории города, а также общественных организаций и средств массовой информации.

 

I.                    Общие положения

Термины и определения:

1.  Концепция - генеральный замысел, определяющий стратегию действий при oсуществлении реформ, проектов, планов, программ.

2.      Городская среда - это постоянное взаимодействие городского сообщества и предметно-пространственного окружения.

3.      Архитектурно-художественная среда - совокупность облика и пространства зданий и сооружений, предназначенных для определенных функций и наделенных необходимой и достаточной для потребителя информативностью, в том числе с помощью архитектурной пластики.

4.      Комплексное благоустройство территории - деятельность, направленная на обеспечение безопасности, удобства и художественной выразительности городской среды,   осуществляемая   с   использованием   средств   пластической   организации рельефа, покрытия поверхности земли, декоративного озеленения и обводнения, некапитальных сооружений, малых архитектурных форм, наружного освещения, визуальной информации, рекламы и иных средств.

5.      Свето-планировочная структура города - функционально-художественное средство визуализации и виртуализации предметных и пространственных решений создаваемой  человеком  среды,  объективная  основа  формирования  зрительных образов в дизайнерском искусстве за счет использования осветительных приборов и техники.

 

II.      Основные цели и задачи 

Основной целью концепции является формирование основных направлений развития архитектурно-художественного облика города.

В процессе реализации концепции решаются следующие приоритетные задачи:

-       сохранение    и    регенерация    историко-культурного,    ландшафтного    и архитектурно-пространственного своеобразия города;

-       комплексность благоустройства и озеленения территории города;

-       создание благоприятной среды жизнедеятельности человека.

-       создание необходимой нормативно-правовой базы;

-       формирование   благоприятного   социального   климата   для   привлечения
материальных,   финансовых,   интеллектуальных   и   иных   ресурсов   в   развитие городской среды, создание инвестиционной привлекательности города;

Комплексное формирование города предполагает общую социально-культурную идею оформления, которая складывается из развития общественных потребностей и индивидуальных запросов населения. Эта идея включает характерные связи архитектуры с ландшафтом, историческое прошлое (наследие) территории и настоящее ее развитие.

Чем более четко и однозначно будут разработаны эти основные направления (вектора) комплексного формирования города, тем эффективнее можно скоординировать действия всех участников архитектурно-строительной деятельности.

Комплексное преобразование облика города предполагает повысить качество городского окружения человека, перестроить его на благо людей, притом с максимальной эффективностью и наименьшими расходами.

 

III. Анализ проблемы

Формирование городской среды процесс постоянный, включающий в себя не только формирование застройки городской территории, но и создание архитектурно-художественной среды в целом. Облик города, напрямую связан с созданием новых архитектурных объектов и сохранением старых, наиболее ценных. Социально-экономические и культурные условия, являются предпосылками по созданию пространственной среды, в которой мы живем и развиваемся. Качество среды проживания, которую мы формируем, является главным фактором, влияющим на архитектурно-художественный облик города.

В настоящее время при строительстве и оформлении фасадов зданий стали применяться современные материалы. Собственники нежилых зданий, помещений (торговых магазинов, офисов и др.) стремятся к индивидуальному решению оформления фасада, как правило, не учитывая общий облик архитектуры здания и района в целом.

Регулярно возникает вопрос о необходимости проведения реконструкции и строительства городских объектов   с использованием современных технологий и материалов, отвечающих требованиям времени, с перспективой будущего развития города.

Появилась необходимость разработки нормативных правовых актов, регулирующих отношения, связанных с оформлением фасадов зданий и помещений.

В сфере рекламы, в застройке города, ранее не предполагалось размещение большого количества рекламных конструкций. Сегодня трудно представить город без многочисленных рекламных щитов и вывесок. Наружная реклама изменила облик города. При производстве рекламы применяются современные материалы и новые технологии. Следует отметить, что все эти положительные тенденции не всегда приводят к улучшению внешнего вида города потому, что имеют один общий недостаток - нет гармоничного сочетания рекламы с окружающей средой. В результате появляются перегруженные информацией участки улиц, пустые, не освоенные рекламой территории, что приводит к затруднению и невозможности восприятия рекламы и ухудшению внешнего вида зданий, улиц города.

Поэтому только оптимизация рекламного пространства и комплексный подход к размещению рекламоносителей позволят снять значительную часть обозначенных проблем.

Благоустройство является неотъемлемой частью художественного оформления города.

Особо остро стоит проблема озеленения города, закладка новых, реконструкция и развитие существующих парков и скверов, бульваров и аллей, оформления летних цветников.

Существенную роль в формировании облика улиц, скверов и парков города играют малые архитектурные формы. Это скамейки, цветочные вазоны, декоративные скульптуры, урны. Наличие малых архитектурных форм позволит сформировать неповторимый и комфортный облик города.

 

IV. Принципы формирования архитектурно-художественной городской среды

Архитектурно-художественная городская среда представляет собой совокупность природных и искусственных компонентов, социальных явлений, формирующих определенное предметно-пространственное окружение во взаи­мосвязи с протекающей жизнедеятельностью людей. Основой ее функционирования выступает человек и его деятельность.

В системном дизайне городская среда рассматривается как постоянно развивающаяся и изменяющаяся. Поэтому формирование ее должно осуществляться комплексно, в три этапа:

-    архитектурно-строительная  организация  среды  при   проектировании   и возведении объектов;

-    архитектурно-художественное формирование среды в процессе освоения объекта;

-    совершенствование среды как результат инициативной деятельности при эксплуатации объекта.

-   Концептуальная модель городской среды формируется на основе следующих основных направлений (аспектов) в их совокупности:

-   архитектурная среда (восстановление фасадов зданий и цветовая среда);

-   комплексное благоустройство территорий;

- создание    произведений    монументально-декоративного    искусства    и городской скульптуры;

- свето-планировочная структура города.

 

Архитектурная среда (восстановление фасадов зданий).

В Ростове-на-Дону постоянно проводится градостроительная политика, в ходе реализации которой меняется качество архитектурной среды. В конечном итоге, город получает больше красивых, выразительных объектов, формируется неповторимое и уникальное лицо города.

В настоящее время, сеть улиц, площадей и пешеходных пространств, следует формировать как единую общегородскую систему, взаимоувязанную с функционально-планировочной организацией города. Общее инженерное и архитектурное решение улиц, дорог и искусственных сооружений, должно быть направлено на достижение органической связи с окружающим ландшафтом и учитывать требования охраны окружающей среды.

Для системного решения градостроительных проблем города и создания многообразия и высоких эстетических качеств застройки, необходимо проведение комплексной реконструкции существующих улиц и кварталов с целью гармонизации городской среды, завершенности застройки центра, архитектурно-пространственной связи старых и новых частей города.

Существующие объекты жилого, социального и производственного назначения должны получить новые потребительские качества, соответствующие возросшим требованиям общества.

В современных условиях с появлением новых отделочных материалов и технологий происходит активное развитие цветовой среды, влияющей на общий облик города.

Основным пунктом разработки цветовой среды города являются не определенные цвета и цветовые сочетания, а степень цветового контраста. Не только сила контраста в целом решении элементов городской среды (большой, средний, малый), но и характер по отношению к архитектурному окружению (контраст по цветовому тону, контраст по светлоте, контраст по насыщенности улицы), создание цветовых и тональных ритмов.

Основными принципами в построении комплексной системы цветовой среды города служат:

1)             выявление функциональных зон;

2)      выделение цветом пространственных ориентиров;

3)      соответствие стилистики архитектурного сооружения;

4)      создание «переменных» (изменяющаяся цветовая гамма рекламы, витрин,
входов и вывесок организаций) и «постоянных» цветов цветовой среды;

5)      повышение информативности среды;

6) влияние географического расположения на колористическое решение различных участков города.

При комплексном использовании вышеперечисленных принципов можно получить:

1)             визуально комфортную среду;

2)   неограниченную цветовую палитру в руках проектировщиков;

3)      гибкую развивающуюся во времени структуру цветовой среды;

4)   своеобразный неповторимый цветовой облик города.

 

Комплексное благоустройство

Палитра комплексного благоустройства города состоит из обработки пешеходных зон современными материалами, озеленения, цветочного оформления, архитектурного освещения, средств визуальной коммуникации, малых архитектурных форм.

Неотъемлемой частью комплексного благоустройства являются малые архитектурные формы. В зависимости от функционального назначения их подразделяют на три группы:

1)   малые  архитектурные  сооружения   (торгово-остановочные  комплексы,
павильоны, киоски, беседки);

2) оборудование территорий:

-  уличная мебель;

-  средства благоустройства (пандусы, лестницы на откосах, покрытие дорожек);

-  ограждения (ворота, заборы, турникеты, шлагбаумы);

-  водные устройства (фонтаны, брызгательные бассейны, поливочный водовод);

-  осветительные устройства (декоративные светильники, газонные светильники,
прожекторные установки), в том числе кабельное хозяйство;

-  оборудование спортивных и детских площадок;

-  носители визуальной информации (стенды, указатели, флагштоки);

-  хозяйственное оборудование (урны, контейнеры для мусора);

3) декоративное убранство территорий:

-  декоративные скульптуры (бюсты, камни, стелы);

-  декоративные водные устройства (фонтаны, каскады, бассейны);

-  емкости для цветов (вазоны, цветочницы).

Все элементы благоустройства должны быть высокохудожественного качества и вместе с другими объектами создавать композиционно-целостное единство и подчиняться общему дизайну концепции.

Одна из основных составляющих, формирующих городскую среду -ландшафтный дизайн. В его состав входит планировочная структура газонов, зеленые насаждения, цветочное оформление. Приемы ландшафтной архитектуры должны быть дифференцированы в зависимости от типологии городских территорий с учетом их функционального назначения.

Цветочное оформление, как правило, используется в наиболее посещаемых местах: общегородских, районных центрах, местах отдыха, парках, садах, скверах, дворах,   на  главных  улицах   и   проспектах  города.   Ассортимент  насаждений

необходимо подбирать с учетом соответствия агробиологических свойств растений. Композиция цветника, форма, соотношение объема и цвета, фактура поверхностей, аромат выбираются с учетом места размещения физиологического и эмоционального восприятия.

Проектирование цветочного оформления дифференцируется в зависимости от значимости территории.

Проектирование и реализация должны вестись по уровням:

1)           территория и объекты общегородского значения;

2)     территория и объекты городского уровня.

Цветочное оформление следует осуществлять в рамках следующих направлений:

1)            исторический центр;

2)     общегородские ансамбли;

3)     «гостевой маршрут»;

4)   транспортные развязки, основные магистрали и въезды в город.

Разрабатываемая концептуальная основа цветочного оформления не должна лишать индивидуальности каждый цветник и задавать жесткие рамки их создателям.

Одним из главных условий для высокохудожественного цветочного оформления является взаимосвязь с элементами благоустройства (бордюры, скамьи, фонтаны, декоративные скульптуры и т.п.)

 

Свето-планировочная структура города

Важной задачей освещения города в целом является гармонизация светотехнических параметров всех систем освещения. Это уличное освещение, архитектурное освещение фасадов, освещение инженерных сооружении, витрин, световой информации и рекламы, праздничная иллюминация.

При подсветке городских объектов решается ряд утилитарно-функциональных, архитектурно-градостроительных и образно-семантических задач (аспектов).

Утилитарно-функциональный аспект.

Освещение объектов и окружающей территории с целью обеспечения оптимальной ориентации человека в пространстве и его комфортное пребывание в темное время суток. Светом акцентируются наиболее важные функциональные объекты - входы в здания, остановки общественного транспорта, градостро­ительные доминанты, силуэты зданий, деревья, и т.д.

Архитектурно-градостроительный аспект.

Выявление светом наиболее характерных для города и художественно значимых с точки зрения архитектуры зданий. Работа со светом проводится в целях создания целостной световой панорамы и силуэта города.

Образно-семантический аспект.

Создание художественной подсветкой яркого запоминающегося образа здания осуществляется с целью выявления и обогащения его архитектурной стилистики.   Последовательность   восприятия   световых   контрастов   с   учетом

особенностей человеческого зрения строится по системе «от более сильного к более слабому».

Уровень восприятия - «город - площадь - здание - деталь». На основе этих принципов можно реально сформировать комфортную, эстетически значимую для человека световую среду вечернего и ночного города.

 

V. Механизм реализации концепции

Механизмом реализации концепции являются:

-  Реализация Генерального плана проектов планировки территории;

-     «Правила  благоустройства  территории   города  Ростова-на-Дону  №282»,
утвержденные решением Ростовской-на-Дону городской Думы от  13.06.2012 (в
редакции решения Ростовской-на-Дону городской Думы от 18.12.2012 №382);

-     Целевые и ведомственные муниципальные программы, создаваемые по
каждому направлению;

-     Иные муниципальные правовые акты.

 

VI. Финансовое обеспечение 

В процессе реализации концепции необходимое финансирование осуществляется в рамках утвержденных программ по каждому направлению.

Для реализации концептуального процесса целесообразно привлекать в установленном законодательством порядке следующие источники финансирования:

1)             целевые средства муниципального, областного и федерального бюджетов;

2)      средства хозяйствующих субъектов;

3)      прочие источники.

 

VII. Организация реализации концепции 

Функции координации и контроля за реализацией концепции возлагаются на Департамент архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону, Управление благоустройства и лесного хозяйства города Ростова-на-Дону, Департамент автомобильных дорог и организации дорожного движения, Управление культуры города Ростова-на-Дону.

Эти структурные подразделения Администрации города и управления определяют последовательность реализации концепции, образуют в пределах своих компетенций рабочие группы по подготовке отдельных проектов и документов, привлекают к работе творческие силы.

 

VIII. Правовое обеспечение реализации концепции 

Правовое обеспечение реализации целей поставленных концепцией, регулируется существующими нормативными документами согласно законодательным актам Российской Федерации, Ростовской области и г.Ростова-на-Дону.

Концепция должна реализовываться в тесной связи с программой перспективного развития города, решениями, принимаемыми органами местного самоуправления, и рассматриваться как документ, являющийся основой для реализации всех направлений дизайна городской среды.

Условием успешной реализации концепции является максимальная публичность процесса выработки и принятия решений но всем поставленным в концепции проблемам при широком обсуждении с общественностью.