Домовая Церковь во имя Донской иконы Божией Матери в ст.Старочеркасской |
![]() |
![]() |
![]() |
08.02.2011 13:16 |
![]()
В 1756 - 1761 годах Ефремовы построили в своем подворье домовую Донскую церковь во имя Донской божьей матери.
![]() По преданию, за образец ее взята церковь, находящаяся на Ближних пещерах Киево-Печерской лавры, где Данила Ефремов был ктитором (старостой). Действительно, сравнивая ее, например, с трехкупольной Воздвиженской церковью (1700), которая является центром композиции ансамбля Ближних пещер, можно найти отдаленные, но все же важные черты прототипа. Налицо использование приемов украинских мастеров: сочетание вертикальных прямоугольных и граненых форм, гармония прямолинейных и криволинейных очертаний, слияние барочных и классических элементов декора. ![]()
Впоследствии церковь несколько раз перестраивалась. К ней был пристроен придел Николая Чудотворца (1817), колокольня соединена с храмом, и появился еще один придел - Даниила Столпника (1843). Фасад западного портала, ставший главным, был обработан мощным четырех-колонным портиком. С востока к храму вплотную приставлена пятигранная апсида, за которой находилось родовое кладбище Ефремовых. Памятник незаурядной архитектуры, Донская церковь входила в число высотных зданий, определяющих панораму Черкасска. Понятно, что Ефремовым под силу было заказать проект храма известному архитектору и более вероятным может быть участие в его создании учеников «школы Растрелли и Ринальди». Донскую церковь хочется сравнить и с Петропавловской, так как нетрудно обнаружить сходство в плане и группировке архитектурных объемов церквей и колоколен. Оно сказывается в композиционном построении хорошо знакомого уже нам «восьмерика на четверике» и в рисунке восьмигранных башен, переходящих к купольному завершению. Продолжая сравнение, необходимо отметить, что в декоре Донской церкви барочные тенденции выразились гораздо отчетливее, чем в Петропавловской, где они почти незаметны. Хотя по времени строительства все, казалось бы, должно быть Не поскупились Ефремовы и на внутреннее убранство храма: роспись на стенах, четырехярусный иконостас с 40 иконами, четыре из которых, греческой живописи, упоминаются в книге описания Российских замечательных церквей. Привлекали внимание молящихся и другие иконы: Успения Пресвятой Богородицы, Донской Божией Матери (храмового праздника), Одигитрии и другие, а также Плащаница (1865 г.). Имелся также складной образ во имя Одигитрии Божией Матери, который брали с собой в военные походы атаманы Ефремовы. Многие иконы и Плащаница были украшены жемчугом и драгоценными камнями, царские врата и паникадило были из серебра, крест и сосуды были золотыми, украшенными алмазами и яхонтами и т.п. Всего же в церкси было более 24 пудов серебра, более 6 фунтов золота, 533 бриллианта, 409 алмазов и т.д.
Работы по восстановлению храма начались ещё в конце 1970-х годов, однако завершить основные работы удалось только в 2006г.
За алтарем сохранилось родовое кладбище Ефремовых. Здесь похоронена и знаменитая красавица-атаманша Меланья Карповна, чье имя казаки связывают с поговоркой: «Наготовлено, как на Меланьину свадьбу».
|