Старочеркасский Воскресенский Войсковой собор

Официально

Голосования

Считаете ли Вы нужным сохранить дом Чернова (г. Ростов-на-Дону, пр. Будёновский, 17) и внести его в список объектов культурного наследия.
 
Баннер

Рассказы о памятниках

Доходный дом П. Я. Землякова

 

Доходный дом П. Я. Землякова

( г. Ростов-на-Дону, Ул. Московская, 39).

Призвать к ответу

Судьбу ростовского ипподрома решит суд общей юрисдикции

Арбитражный суд Ростовской области не стал рассматривать иск регионального отделения Всероссийского общес...

Заместитель главы Ростова-на-Дону по вопросам ЖКХ уволен по требованию прокуратуры

Прокуратура Ростова-на-Дону провела проверку в администрации Ростова-на-Дону по вопросу соблюдения законод...

Атаманский дворец в Старочеркасской окончательно остаётся музеем.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в Краснодаре вынес решение по делу, которое длится долгие месяцы....
Баннер

Символы Дона

... и антисимволы

  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
Старочеркасский Воскресенский Войсковой собор PDF Печать E-mail
Главным храмом всей области Войска Донского до переноса столицы в Новочеркасск был Войсковой (Воскресенский) собор (1706—1719) — самая старая сохранившаяся церковь на Дону. 

Старочеркасский Войсковой собор Воскресения Христова является старейшим храмом не только в Ростовской области. Это самый древний храм на Юге России.

История его строительства связанная с именем Петра I. До 1652 года на Дону вообще не было церквей: в исторических актах первой половины XVII века упоминаются только часовни в Раздорах, Черкасске и Монастырском городке. И только в 1652 году в Черкасске была построена деревянная соборная церковь во имя Воскресения Христова, имеющая четыре придела: Благовещенский, Предтеченский, Алексеевский и Николая Чудотворца. В 1670 году собор сгорел. Казаки заново отстроили его, но грандиозный пожар 1687 года вновь уничтожил. 

С наступлением петровской эпохи на Дону велась активная политика подчинения казачества правительству. С этой целью Петр I начал масштабное церковное строительство. По его приказу в главном городе донских казаков заложили каменный Воскресенский собор. До сих пор не выяснена точная дата начала его возведения. Известно лишь, что через год
после пожара, в 1688 году но челобитью донских казаков из Москвы в Черкасск для строительства каменного собора были посланы деньги, церковная утварь, книги. 

Можно предположить, что в это время проект каменного собора уже существовал. В 1709 году, как отмечает настоятель Воскресенского собора Григорий Левицкий, Петр I, находясь в Черкасске, "собственными руками положил на алтарной стене несколько камней и залил их известкою". Цель постройки ясна. В планах Петра церковь являлась идеологическим проводником его политики на территории социально бурной - Донской земли.

 

В 1716 году строительные работы были закончены, однако освящен храм был только 2 февраля 1719 года. Отсрочка с освящением была вызвана тем, что в 1716 году при заключительных работах под центральным куполом сорвался вниз и разбился насмерть подмастерье С. Кондратьев, а смерть в неосвященном храме обычно истолковывалась как дурной знак. Пришлось посылать в Москву за повторной благословенной грамотой, а потом освящение оттягивалось из-за отсутствия штата священнослужителей. 

В плане храм представляет собой девятилепестковое здание на мощном подвале-подклете. Пять башен, составленный в виде креста - три по главной оси запад-восток и четырех малых башен, поставленных диагонально к центральному объему, его опоясывает двухъярусное крытое гульбище-галерея, представляет собой сложную вариацию русского деревянного зодчества, получившую распространение на юге России и Украины Простое оформление в виде полуколонн украшает и облегчает суровую мощь стен собора. Купола храма - луковичные. Они характерны для русской культовой архитектуры XVII века. Собор венчают девять покрытых сусальным золотом крестов различной формы и высоты (до 2м 80см). 

 

Судя по многим художественным деталям, храм возводили московские мастера, нередко использовавшие приемы так называемого "украинского барокко". К сожалению, фамилия главного архитектора до сих пор не установлена, но по предположению некоторых специалистов им мог быть Иосиф Дмитриевич Старов. 

Золоченый резной иконостас и хоры Воскресенского собора представляет выпуклые вертикальные колонки, покрытые орнаментной резьбой, созданной причудливым переплетением виноградных лоз, уходят ввысь, разграничивая иконы мастеров XVIII века. 

 

Иконостас собора пятиярусный, трехперьевой являет собой специфически русскую форму синтеза архитектуры и станковой живописи. Его высота равняется 19м, ширина - 23м. 
В нем в строгой иерархической последовательности расположено 149 икон, из них более сорока икон выполнена в мастерской московского иконописца Егоргия Иванова Грека (две работы Егоргия Грека как ценные реликвии хранятся в Русском музее Петербурга). 

Чистые краски живописи, мягкое мерцание позолоты, тихий огонек лампад и горящих свечей обладают необычайной силой эмоционального воздействия. Живопись собора раскрывает систему христианского мировоззрения. Она монументальна и декоративна. Трое царских дверей иконостаса были выполнены из чистого серебра, пожертвованного казаками. 

 

Пол собора был устлан чугунными плитами. Не меньшую ценность представляет живопись под хорами собора. Они выполнены в виде деревянного балкона с балюстрадой, опирающейся на сплошной вогнутый деревянный кронштейн, украшенный карнизами. Живопись хоров состоит из ряда композиций, расположенных на горизонтально стыкованных досках. Она является как бы иллюстрацией к некоторым сюжетам Библии, но выполнена в светской манере. Каждая композиция - а их всего тридцать пять - обрамлена живописным орнаментом красного и охристого цветов. Высота композиции вместе с карнизами - 135 сантиметров, общая протяженность - 55 метров. 

 

Аналогичных хоров с такой живописью в России больше нет. 

 

Как свидетельствуют сохранившиеся надписи, алтарь расписан бывшим послушником Киево-Печерской Лавры, а затем диаконом собора Филиппом Симановичем. Перед иконостасом на мощных цепях висят три бронзовых паникадила XVI11 века, выполненные в стиле барокко и покрытые серебром.

До 1917 года собор был богат драгоценностями. По данным соборного священника.Г. Левицкого, в середине XIX века здесь хранилось около 800 килограммов серебра, 8 килограммов золотых изделий, 226 алмазов, 96 бриллиантов. Часть этого богатства была вывезена за рубеж по приказу атамана А. П. Богаевского, остальное разграблено различными "реквизиционными" командами в 20-годы. Всё то, что увезли за границу эмигранты, сохранилось, а то, что изъяли советские органы - сгинуло безвозвратно. 

На трех плитах, положенных в XIX веке, имеются сведения о посещении собора в разное время Александром I, его братом великим князем Михаилом Павловичем и сыном Александра II великим князем Николаем. 

Перед западным входом в собор (имеются ещё южные и северные двери) накрепко вмурованная в толщину собора железная цепь, которой был прикован Степан Разин.

 

Как она сюда попала? Известный историк XIX века Николай Костомаров отметил, что после взятия Кагальницкого городка "Стенька был связан железным ужем". По прибытию в Черкасск Степана Разина заковали освященной цепью и содержали в церковном притворе, надеясь, что только святыня уничтожит его волшебство". В стену вделана мраморная плита с могилы его крестного отца - войскового атамана Корнилия Яковлева. 

Колокольня стоит в нескольких десятках метров от собора. Это типичная восьмигранная московская шатровая колокольня, поставленная на четверике. Такие колокольни обычно возводились во второй половине XVII века. Колокольня Воскресенского собора лишена той пропорциональности, которая свойственна церквям Москвы. Здесь шатровый верх крайне мал по сравнению с восьмиугольной башней и основанием колокольни. Архивных источников, подтверждающих хронологию строительства колокольни, пока не обнаружено. Но ряд монографий, посвященных истории Черкасска, позволяет определить время строительства колокольни 1725-1730 годами. 

 

Собор посажен на главной площади Черкасска - на майдане (предыдущие деревянные варианты собора возводились намного ближе к Дону). В объемно-пространственном решении майдана была осознан­но применена асимметричность планировки как одно из средств художественной выразительности - традиционный подход к решению главной площади, характерный для русского кремля XVI-XVII веков. Культовые сооружения - собор и колокольня - были расположены под углом к оси проема выездной башни Богоявленских ворот, что наилучшим образом выявляло объемность зданий и пластику фасадов. На майдане пред колокольней выставлены элементы крепостных ворот и пушек Азовской крепости - память о знаменитом "азовском сидении" донских казаков.

 

Старочеркасский Войсковой собор Воскресения Христова - это единственная в нашей области "холодная" церковь. В таких храмах служба проводилась только по великим праздникам, поэтому они не отапливались. Поддержание нужных температур осуществляется в "холодных" храмах сложной системой вентиляционных каналов в толстых стенах: летом они хранят прохладу, а зимой тепло. В настоящее время этот собор является действующим храмом. Его торжественное освящение после реставрации состоялось 16 апреля 1990 года

 

 

 

 

 

Свежий взгляд

Новые памятники

Новые памятники

Знак "Город воинской славы"
(г.Ростов-на-Дону)

В городе Зверево Ростовской области открыли памятник герою Советского Союза, летчику Ивану Докукину.

В г.Белая Калитва в преддверии празднования юбилея 65-летия Великой победы в парке им. Маяковского торжественно открыли памятник героям, на самолете сумевшим вырваться из фашистского ада, - «Побег из ада». 

В Ростове-на-Дону открылась мемориальная доска на доме по Семашко,111, где жил Константин Шапошников - ученый, который организовал первый в Советском Союзе радиотехнический институт.


В Ростове в холе НИИ механики и прикладной математики РГУ (ЮФУ) открыли мемориальную доску основателю института академику Академии Наук СССР и академику РАН Иосифовичу Израилевичу Воровичу.

"Афродита", она же "Венера", подаренная Ростову к Дню города городом-партнёром Анталией

  На ростовской набережной 15 декабря 2010г.  – в день подписания Указа об основании Темерницкой таможни, который считается официальным днём рождения Ростова-на-Дону, - был торжественно открыт памятник в честь этого события.

В Ростове-на-Дону в парке Октябрьской революции установлен памятник И.А.Бондаренко.

 
 Памятник первой учительнице. Установлен в Ростове-на-Дону у школы № 78. Открыт 1 сентября 2012г.

 
 
 

Утраченное

06.jpg