Из предвыборного интервью А.О.Кожина

Официально

Голосования

Считаете ли Вы нужным сохранить дом Чернова (г. Ростов-на-Дону, пр. Будёновский, 17) и внести его в список объектов культурного наследия.
 
Баннер

Рассказы о памятниках

Доходный дом В.С. Кушнарева

(г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 51)

Призвать к ответу

Судьбу ростовского ипподрома решит суд общей юрисдикции

Арбитражный суд Ростовской области не стал рассматривать иск регионального отделения Всероссийского общес...

Заместитель главы Ростова-на-Дону по вопросам ЖКХ уволен по требованию прокуратуры

Прокуратура Ростова-на-Дону провела проверку в администрации Ростова-на-Дону по вопросу соблюдения законод...

Атаманский дворец в Старочеркасской окончательно остаётся музеем.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в Краснодаре вынес решение по делу, которое длится долгие месяцы....
Баннер

Символы Дона

... и антисимволы

  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
Из предвыборного интервью А.О.Кожина PDF Печать E-mail
30.09.2010 00:00

 Фрагмент интервью кандидата в депутаты Ростовской-на-Дону городской дума

Председателя РРО ВООПИиК Кожина Александра Олеговича

- А не жалко Вам Ростова, кото­рый мы потеряли?

Человек тоже постоянно что-то те­ряет, ведь сегодняшний день уже никогда не повторится. И город те­ряет. Тем более, что Ростов очень молодой город по сравнению с ев­ропейскими городами и старый по сравнению с американскими. Даже из наших не таких уж далеких детс­ких лет многое утрачено, но многое и сохранилось. Весь мир стал по­нимать, как важно беречь старину, хотя случилось это не так и давно, Только в 60-70е годы прошлого сто­летия были составлены списки ис­торических городов (в первый спи­сок попал и Старочеркасск),

Когда сто лет назад открылся Рос­товский краеведческий музей, его создатели стремились сохранить древности с археологических рас­копок и не думали тогда, что само здание музея когда-то тоже станет историей. Как станет историей ули­ца Большая Садовая и весь район вокруг Старого базара.


- Так, значит, власть поддержива­ет ваши начинания? Удается нахо­дить с ней общий язык?

Когда зампред облисполкома Полина Ивановна Маева проводи­ла совещания по защите историчес­ких зданий от сноса, эффект был. А если еще и печать (газета "Правда", например или "Молот") выступит по этому поводу, то это имело серьез­ный результат. Всероссийское об­щество охраны памятников было создано решением Совмина, реги­ональные его отделения возглавля­ли зампреды облисполкомов. Кро­ме того, за охрану памятников отве­чал Департамент культуры, где по­началу этой работой занималось всего два человека. Однако вопро­сов тогда решалось больше чем сейчас значительно большим чис­лом сотрудников.

Сегодня власти больше поддер­живают нас на словах, чем на деле. Три года назад на волне недоволь­ства общественности города строительством башней-близнецов биз­нес-центра на Социалистической и гостиницы "Европа" на углу Вороши­ловского и Шаумяна возникла идея сохранения исторического центра Ростова от Текучева до берега Дона и от Театрального до Сиверса. Специалисты разработали проект та­кой программы, его одобрило руко­водство области. Проект предпола­гает, что внутри этого историческо­го центра будет выделена заповед­ная зона, в которой новое строи­тельство вообще будет запрещено. Однако этот документ до сих пор не подписан мэром, охранная зона продолжает застраиваться.

Получается, что в Таганроге запо­ведная зона есть, а в Ростове ее нет.

Или другая история, почти анекдо­тичная (как говорится, это было бы смешно, кабы не было так грустно). В 2006 году вышло очень нужное по­становление о создании экспертно­го совета по сохранению истори­ческих центров городов Ростовской области. В него вошли все главные архитекторы и мэры Ростова, Азова, Батайска, Новочеркасска, Та­ганрога. А возглавил совет лично гу­бернатор Чуб. Узнав о создании та­кого важного органа, мы предло­жили свой вариант повестки дня пер­вого заседания. Первым вопросом обозначили обсуждение несчаст­ной судьбы многострадального дома Максимова. Это самое ста­рое из сохранившихся в Ростове каменных зданий, здесь располага­лась первая городская Дума (угол Семашко и Станиславского у Цент­рального рынка).

У этого дома поистине драматичная судьба. Его тогдашний владе­лец Олег Бояркин, на тот момент де­путат Законодательного собрания области, заказал проект создания вокруг памятника охранной зоны. На первом этаже он сделал продук­товый рынок, а на втором предпо­лагалось разместить музей города. Кстати, так было и до революции: на первом этаже были торговые ряды, с той только разницей, что доход от торговли шел на содержание город­ской управы и Ростовской городс­кой Думы, которые располагались на втором и третьем этажах. Такой порядок завел купец Максимов, по­строивший этот дом, и после его смерти наследники не нарушали традицию.

Однако у депутата Бояркина, как выяснилось, намерения были не столь благородными. Охранная зона понадобилась ему, чтобы при­брать к рукам торговые ларьки вок­руг здания. Проект же намечавшей­ся первоначально реконструкции памятника архитектуры он даже не заказывал. А потом и вовсе подал иск в Ленинский суд о лишении зда­ния статуса памятника областного значения. Несмотря на протесты об­щественности, Ленинский суд иск Бояркина удовлетворил. К чему это привело, может увидеть каждый, кто зайдет на Центральный рынок: хотя у дома Максимова уже новые вла­дельцы, к нему и по сей день прилеп­лены железобетонные балки, до не­узнаваемости исказившие облик старинного здания.

Общество охраны памятников предложило свой план спасения дома Максимова. Нужно было хода­тайствовать перед соответствующи­ми инстанциями о придании ему статуса памятника уже не местного, а федерального значения. Таким образом, удалось бы "нейтрализо­вать" решение Ленинского суда, ко­торое в принципе нельзя выполнить, но оно, тем не менее, существует.

Вторым вопросом повестки дня первого заседания экспертного совета мы предложили сделать об­суждение плана спасения другого памятника - Парамоновских скла­дов на Богатяновском спуске. Это здание, наоборот, было включено в список памятников федерального значения, и поэтому его никто не мог ни купить, ни взять в аренду. Ос­тавшись без хозяина, Парамоновекие склады стали разрушаться, кры­ша рухнула... Мы предложили пони­зить статус этого памятника до об­ластного уровня, чтобы он мог об­рести хозяина - собственника или арендатора,

Вызывает большую тревогу и судь­ба музея Александра Первого в Та­ганроге, первого частного музея в России. Царь Александр останав­ливался в этом доме, здесь он и умер, музей в память о муже созда­ла его вдова. Нынешние собствен­ники здания, памятника истории ме­стного значения, обращаются с ним совсем не подобающим образом: во время очередного ремонта они решили даже заменить старинные окна на металлопластиковые. Что в принципе недопустимо. Наше Об­щество предложило обсудить на эк­спертном совете ходатайство в со­ответствующие инстанции о прида­нии бывшему музею Александра Первого статуса памятника Феде­рального значения,

В общем, ВООПИК сформировал самую, что ни на есть актуальную повестку дня для обсуждения на эк­спертном совете. И потекли годы ... Прошел год, и два, и три, а об этом совете все ни слуху, ни духу. В од­ном из интервью ростовской газете я о нем в очередной раз вспомнил. В тот же вечер у меня раздался звонок.

- Что Вы просили у губернатора в 2005 году? - строго спросила меня начальственная дама.

Я с трудом понял, о чем вообще идет речь, Хорошо, что в нашем ар­хиве сохранилось это постановле­ние. Как потом выяснилось, газета с интервью попалась на глаза губер­натору, и он потребовал разъясне­ний у своих подчиненных. Когда дама из администрации области обнаружила все-таки в своей базе данных этот документ по номеру и дате, которые я ей продиктовал, то тут же извинилась и пожелала об­ществу охраны памятников дальней­ших успехов в нашем "нелегком, но благородном труде".

- Ну а как же экспертный совет?

Как не было совета, так и нет. Та­кое вот взаимодействие защитников памятников с властью - пока что оно явно не на пользу этим самым памят­никам.

 

 

 

Свежий взгляд

Новые памятники

Новые памятники

Знак "Город воинской славы"
(г.Ростов-на-Дону)

В городе Зверево Ростовской области открыли памятник герою Советского Союза, летчику Ивану Докукину.

В г.Белая Калитва в преддверии празднования юбилея 65-летия Великой победы в парке им. Маяковского торжественно открыли памятник героям, на самолете сумевшим вырваться из фашистского ада, - «Побег из ада». 

В Ростове-на-Дону открылась мемориальная доска на доме по Семашко,111, где жил Константин Шапошников - ученый, который организовал первый в Советском Союзе радиотехнический институт.


В Ростове в холе НИИ механики и прикладной математики РГУ (ЮФУ) открыли мемориальную доску основателю института академику Академии Наук СССР и академику РАН Иосифовичу Израилевичу Воровичу.

"Афродита", она же "Венера", подаренная Ростову к Дню города городом-партнёром Анталией

  На ростовской набережной 15 декабря 2010г.  – в день подписания Указа об основании Темерницкой таможни, который считается официальным днём рождения Ростова-на-Дону, - был торжественно открыт памятник в честь этого события.

В Ростове-на-Дону в парке Октябрьской революции установлен памятник И.А.Бондаренко.

 
 Памятник первой учительнице. Установлен в Ростове-на-Дону у школы № 78. Открыт 1 сентября 2012г.

 
 
 

Утраченное

tgm2.jpg