Памятник или новодел?

Официально

Голосования

Считаете ли Вы нужным сохранить дом Чернова (г. Ростов-на-Дону, пр. Будёновский, 17) и внести его в список объектов культурного наследия.
 
Баннер

Рассказы о памятниках

Церковь Воздвижения Креста Господня (Крестовоздвиженский храм) в хуторе Астахове

Церковь Воздвижения Креста Господня (Крестовоздвиженский храм) в хуторе Астахове Каменской станицы

(Ростовская область Каменский район х. Астахов ул. Советская,36а).

Призвать к ответу

Судьбу ростовского ипподрома решит суд общей юрисдикции

Арбитражный суд Ростовской области не стал рассматривать иск регионального отделения Всероссийского общес...

Заместитель главы Ростова-на-Дону по вопросам ЖКХ уволен по требованию прокуратуры

Прокуратура Ростова-на-Дону провела проверку в администрации Ростова-на-Дону по вопросу соблюдения законод...

Атаманский дворец в Старочеркасской окончательно остаётся музеем.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в Краснодаре вынес решение по делу, которое длится долгие месяцы....
Баннер

Символы Дона

... и антисимволы

  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
Памятник или новодел? PDF Печать E-mail

«Наше время» № 499

Кинотеатр «Россия», который много лет считался архитектурным символом Ростова второй половины ХХ века, пустовал давно. Обнесенный забором, с ободранными стенами, он являл собой печальное зрелище.

Была надежда, что здание все-таки приведут в порядок — из информации, размещенной на баннере, установленном у кинотеатра, было ясно, что речь идет о «воссоздании объекта культурного наследия». Однако с тех пор, как тяжелая техника начала сокрушать стены здания, в редакцию постоянно звонят ростовчане — неужели «Россию» сносят?!

Как ответить на такой вопрос? Отсылаем к баннеру, где сказано: воссоздание памятника. Абсурд получается, возражают наши образованные читатели. Разве можно назвать памятником снесенное и отстроенное из новых материалов здание столичной гостиницы «Москва», например? Ведь по существу это новодел… Или все-таки памятник?

За разъяснениями мы обратились к доценту ИАРХИ ЮФУ Артуру Токареву:

«Понятие «воссоздание памятника» бытует у нас в стране достаточно широко. Однако, как утверждают реставраторы старшего поколения, существует оно только в России. Ведь никому не придет в голову приписывать Рембрандту копию его картины, выполненную другим художником! В живописи копия ценности не имеет. Разве в архитектуре не так? — рассуждает Артур Георгиевич. — Тем более что речь идет о сохранении едва ли десятой части кинотеатра «Россия». Владелец здания, очевидно, решил, что у него площадь должна быть вдвое больше той, что спроектирована Л. Эбергом. Увеличить объем вдвое можно, лишь надстроив здание. Однако старые конструкции рассчитаны на совершенно иную нагрузку. Значит, надо снести их и возвести новые — самое простое решение. И вот результат — памятника уже практически не существует, сохранится только его фасад… Так что от проекта Эберга останется лишь тень…

Странно, что называется это проектом «воссоздания объекта культурного наследия». Как это — воссоздать здание, которое существует?! Воссоздать можно лишь то, что уничтожено войной, землетрясением, пожаром. Здание же кинотеатра «Ростов», без фотографии которого не обходился прежде ни один набор открыток о Ростове, еще до недавнего времени было цело. Однако мы, ростовчане, своими руками сейчас сносим памятник. Для того, чтобы воссоздать его фрагмент? Тогда это надо назвать по-другому: «снос с элементами восстановления». С точки зрения научной реставрации это — акт вандализма. Однако существует решение Научно-методического совета министерства культуры РО (протокол от 07.02.2008 года), разрешающее это.

Непонятно и то, как будет именоваться новый объект. «Объект культурного наследия «Кинотеатр Россия»? Но у того, что будет построено, нет и не может быть авторства

Л. Эберга. Это совершенно новый архитектурный объект, у которого свои, возможно, замечательные авторы. Однако при чем тут памятник? С какой стороны на ситуацию ни посмотри — с правовой, методической, здравого смысла — нонсенс получается, чепуха…»

Ситуация, увы, достаточно распространенная в наши дни. У исторических зданий — новые владельцы, у них — свои вкусы и запросы, которым часто потакают… Быть может, стоит, наконец, в этом признаться и начать называть вещи своими именами? Отчего же мы хотим казаться лучше, чем есть на самом деле, когда втихую сносим памятники и стыдливо называем это их «воссозданием»?

 

СПРАВКА «НВ»:

Строительство ростовского кинотеатра «Россия» в северозападной части парка им. Горького началось в первой половине 30х годов прошлого века по проекту одного из ведущих архитекторов Ростова Л.Ф. Эберга и его сына архитектора Л.Л. Эберга. Предполагалось, что это будет театр ГОМЭЦ — государственное объединение музыки, театра и цирка. Та часть здания, которую успели построить до начала войны, демонстрировала, что в советской архитектуре наметился явный переход от авангарда к освоению классики. Стили формально противоположные, однако Л.Ф. Эберг превратил проект в яркий пример архитектуры постконструктивизма.

В годы Великой Отечественной войны недостроенное здание сгорело. Работы по его восстановлению и реконструкции в неоклассической стилистике начались в начале 1950х годов, а закончились лишь в конце десятилетия. Но уже — без «архитектурных излишеств» классики, от которых к этому времени в стране Советов отказались. Окончательный проект восстановления сгоревшего здания разрабатывал лишь Эбергсын, поскольку Эберготец к этому времени скончался. Как отмечали знатоки, зрительный зал на 960 мест обладал безупречной акустикой, а пространственная планировка здания отличалась четкостью и рационализмом.

Для ростовчан открытие в городе в начале 1960х годов нового панорамного кинотеатра было, несомненно, событием. А авторство одного из ведущих архитекторов Ростова XX века и художественные достоинства здания позволяли причислить его к категории памятников архитектуры донской столицы.

 

Елена Слепцова.

 

Свежий взгляд

Новые памятники

Новые памятники

Знак "Город воинской славы"
(г.Ростов-на-Дону)

В городе Зверево Ростовской области открыли памятник герою Советского Союза, летчику Ивану Докукину.

В г.Белая Калитва в преддверии празднования юбилея 65-летия Великой победы в парке им. Маяковского торжественно открыли памятник героям, на самолете сумевшим вырваться из фашистского ада, - «Побег из ада». 

В Ростове-на-Дону открылась мемориальная доска на доме по Семашко,111, где жил Константин Шапошников - ученый, который организовал первый в Советском Союзе радиотехнический институт.


В Ростове в холе НИИ механики и прикладной математики РГУ (ЮФУ) открыли мемориальную доску основателю института академику Академии Наук СССР и академику РАН Иосифовичу Израилевичу Воровичу.

"Афродита", она же "Венера", подаренная Ростову к Дню города городом-партнёром Анталией

  На ростовской набережной 15 декабря 2010г.  – в день подписания Указа об основании Темерницкой таможни, который считается официальным днём рождения Ростова-на-Дону, - был торжественно открыт памятник в честь этого события.

В Ростове-на-Дону в парке Октябрьской революции установлен памятник И.А.Бондаренко.

 
 Памятник первой учительнице. Установлен в Ростове-на-Дону у школы № 78. Открыт 1 сентября 2012г.

 
 
 

Утраченное

tuc-e.jpg