Разбитые в прах барельефы |
![]() |
![]() |
![]() |
05.03.2015 00:00 |
«Ростов официальный» № 10 (1057) от 04.03.2015 Здание, в котором располагалась Ростовская студия кинохроники на улице Красноармейской, 94, приказало долго жить. Если в минувший понедельник тут ещё сохранялся первый этаж, сейчас здание превратилось в руины. Вид груды битого кирпича, из которой торчат обломки мебели, вызывает тягостные чувства. Кто-то из прохожих, по-видимому, надеясь что-то спасти от беспощадной кувалды, пытается оттащить в сторону часть уцелевшего барельефа... Кто-то приходит, чтобы просто постоять и проститься... — Я просто потрясена происходящим. Такого здания в Ростове больше не будет, — взволнованно говорила корреспонденту «Ростова официального» Елена ИГНАТОВА, председатель Общества почитателей творчества архитекторов Л.Ф. и Л.Л. Эберг. Елена Петровна напоминает: здание Ростовской студии кинохроники было построено в 1952 году по проекту архитектора Льва Леонидовича Эберга. И продолжает: — Эберг — автор проектов многих знаковых для Ростова домов. Например, таких, как кинотеатр «Россия», «Дом книги», зданий Ростовского телецентра и треста «Ростовэнерго». Обратите внимание на несколько других символов нашего города — гостиницу «Ростов» и дом на углу улицы Большой Садовой, где находится кафе «Золотой колос». Лев Эберг тоже участвовал в проектировании этих зданий. Он многое сделал, чтобы создать неповторимое лицо Ростова. У меня есть мечта написать цикл очерков под названием «Город Эберга». В его творениях имеется особый стиль, шарм, все его дома красивы. Таким было и здание Ростовской кинохроники... Снос здания Ростовской студии кинохроники на улице Красноармейской, 94, вызвал многие споры среди представителей общественности. К сожалению, зданию не был присвоен статус объекта культурного наследия. В 2013 году его продали на аукционе частному лицу. Но никто не ожидал, что дом снесут. Почему это произошло? Докопаться до истины сейчас пытаются самые разные люди.
![]() Наследие Эберга Общество почитателей творчества архитекторов Л.Ф. и Л.Л. Эберг было создано в нашем городе около года назад. Его председатель Елена Игнатова убеждена: — Барельефы, украшавшие здание Ростовской студии кинохроники, были просто уникальны. Скорее всего, это здание было построено на месте другого, дореволюционного, оно очень прочное. В 50-е годы в Ростове строили дома прочные, надёжные и красивые. Прошлое нашего города богато архитекторами, которые умели строить на века, их обучали настоящие мастера. Современные горожане часто говорят: «Что можно показать туристам в Ростове? У нас же все дома серые!» А у нас есть что показать. Но мы настолько привыкли к окружающему миру, что даже не замечаем его красоты. Сколько великолепных балконных решёток искусной работы исчезло! Новые жильцы домов их просто закрыли профильным железом. Старинные резные двери домов снимают и выбрасывают на свалку. Архитектура здания на улице Красноармейской, 94, — лишь одна сторона медали. Другая сторона — вклад в мировую культуру, который был сделан сотрудниками этой студии. Благодаря Ростовской студии кинохроники мир узнал многих талантливых мастеров документального жанра. Леон Мазрухо и Борис Маневич, Клим Лаврентьев и Теодор Бунимович, Григорий Денисенко и Константин Славин, Сергей Стародубцев и Георгий Егоров, Роман Розенблит и Юрий Калугин... Все они обогатили сокровищницу отечественного и мирового кинематографа. Тут бы музей делать — большой успех имел бы, а не громить всё подчистую. Но, увы: что сделано, то сделано. Разрушено реагентами?
По словам директора департамента строительства Андрея Дикуна, перед началом работ на пересечении ул. Красноармейской и пер. Островского была разработана проектная документация по сносу объекта капитального строительства и заключён договор, согласно которому сегодня выполняется демонтаж. Причиной демонтажа якобы стало то, что здание было построено в 1952 году из некачественных вторичных стройматериалов. В последующем оно неоднократно подвергалось перепланировке и достройке, что негативно сказалось на состоянии фундамента и несущих конструкций. Кроме того, в помещениях были обнаружены остатки химических веществ (реагентов для плёнок), в результате воздействия которых были разрушены и деформированы многие конструктивные элементы. По результатам обследования здания, проведённого в 2014 году по инициативе нового собственника, было установлено, что несущие строительные конструкции угрожают жизни и здоровью граждан, перекрытия находятся в аварийном состоянии, а фундамент перегружен. По словам Андрея Дикуна, на этом месте будет построено семиэтажное нежилое здание. И даже будут воссозданы отдельные элементы фасадной части Ростовской киностудии. Яды — это несерьёзно! Один из самых активных участников кампании по сохранению здания студии кинохроники — архитектор Артур ТОКАРЕВ. — Артур Георгиевич, как вы относитесь к факту проведения экспертизы, на которую ссылается департамент координации строительства и перспективного развития? Согласно данным экспертизы, здание было сделано из низкокачественных материалов, будто бы поэтому ремонт сочли нецелесообразным. — Такое заключение лично у меня вызывает недоверие. Дом построен в 1952 году. Какие низкокачественные материалы в период жизни Сталина? Это нереально! В 1953 году в Ростове построено и другое здание (тоже период сталинской эпохи), в котором сейчас находится полномочный представитель президента Российской Федерации: часть дома — жилые квартиры, часть — бывший кинотеатр. Он выстроен из тех же самых материалов, это очень крепкий дом. В 50-е годы прошлого века строили из кирпича и цементно-песочного раствора — самое прочное строительство. Конечно, в здании могли использоваться деревянные перекрытия, нуждавшиеся в ремонте, но их можно было заменить — так это обычно делается. — А что вы можете сказать о реагентах, из-за которых будто бы были повреждены фрагменты здания? — Знаете, если пролили реактивы на пол, его тоже можно заменить, для этого необязательно сносить весь дом. Тем более дом, который был в хорошем состоянии. Я сам наблюдал, как летом 2014 года разобрали его кровлю и оставили здание мокнуть под дождём. Тем не менее на доме не возникло ни одной трещины! Да, это здание не имело статуса памятника архитектуры. Беда в том, что все прекрасно понимали: здание заслуживает того, чтобы получить такой статус, но никому не могло в голову прийти, что его просто снесут. Нужно было подготовить соответствующую историческую справку, но с этим делом затянули. Пока составили письмо от Союза архитекторов, направили министру культуры, там сказали, что будут рассматривать... А тем временем на глазах у всех на центральной улице дом просто пустили под бульдозер. — И какой же выход? — А выхода нет. Если эта тенденция будет продолжаться — мы просто останемся без исторического центра. Строительство в центре города многоэтажек выгодно застройщикам. И вскоре мы придём к тому, что в центре останутся 12-15-этажные здания, рассчитанные на 20-30 лет, не более. Вот так. Но не все представители ростовской общественности считают, что выхода нет. Если здание Ростовской студии кинохроники хотя бы сейчас получит всё же статус объекта культурного наследия с последующим воссозданием его в первоначальном виде, то новые поколения смогут его увидеть. Главное, чтобы сохранились проекты и чертежи знаменитого архитектора Льва Эберга. Если сохранились, то осуществить эту идею вполне реально.
![]() P.S. Утверждают, что когда немцы воссоздавали в Германии здания, разрушенные во время войны, они разобрали, измерили и переписали каждый кирпич. А потом каждый кирпичик положили на своё место. Трудно представить, что к разрушенному дому на ул. Красноармейской, 94, отнесутся с такой же тщательностью. Сберегут кирпичи, а не выбросят их на свалку, найдут средства на воссоздание... А ведь стоило бы. Очень уж богатая история у этого здания! Ростовские документалисты запечатлели многие важные события. Бои за Ростов во время Великой Отечественной, вручение Нобелевской премии Михаилу Шолохову и ещё многое-многое другое. На снимке внизу: бывшее здание бывшей студии кинохроники 3 марта 2015 года Ярослав Баст Фото Василия Редько |