Особняк Гайрабетовых (Искидарова) |
Опубликовал: Черницына В.А. | ||||
28.11.2011 09:26 | ||||
Страница 1 из 2
(г.Ростов-на-Дону, пл. Свободы, 14) Особняк имеет богатую событиями историю. Возведенный в 1880 г. наследниками купца Карпа Гайрабетова, он был продан в начале XX века крупному фабриканту, директору Нахичеванского городского общественного банка Марку Искидарову. Новый владелец в соответствии со своим вкусом, следуя последней моде, перестроил дом. На архитектурное убранство фасадов, вероятно, оказал влияние располагавшийся напротив Нахичеванский театр. В композиции фасадов применены композиционные приемы и декор, характерные для многих архитектурных направлений. Использование мрамора, железобетонных конструкций, больших оконных проемов (1-й этаж) являются нововведениями модерна. Фасады представляют собой сложную ритмическую структуру, использующую элементы ордерной системы, типичной для классицизма. Пластическую выразительность фасадам придавали ротонда с куполом и барабаном в северной части особняка, дугообразный в плане эркер в центральной части здания, балкон на ажурных литых стойках, ионические пилястры, увенчанные вазонами, а также многочисленный лепной и штукатурный декор: растительный орнамент фриза и вставок между полуциркульными проемами, маскароны, декоративный балясник в подоконных нишах 2-го этажа, гирлянды, украшающие лопатки в угловой части фасадов и др. Но свой первоначальный вид здание сохраняло недолго. В 1920 г. оно было национализировано. В особняке разместились классы школы им. М.Врубеля, первой на Юге России советской государственной художественной школы, основателями которой были писательница Мариэтта Шагинян и ее сестра Магдалина. Организационно школа разделялась на две районные: Ростовскую и Нахичеванскую. В Нахичеванской художественной школе занималось свыше 150 человек (рабочие, красноармейцы, крестьяне, ученики трудовых школ разных возрастов). Учебная программа была разработана Мариэттой Шагинян и включала рисование, живопись, скульптуру, анатомию, историю искусств, эстетику, литературу. Мариэтта Шагинян преподавала в школе историю искусств. Магдалина Шагинян вела класс скульптуры и руководила работой школы. Живопись в школе преподавал Мартирос Сарьян (1880— 1972 гг.), окончивший в 1904 г. Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В работе художественной школы принимали участие С. Агаджанян, А.К. Ованесов, Н.Е. Лансере и др. художники. В конце 1920-х гг. 1-й этаж дома занимала городская библиотека им. Пушкина. На 2-м находился пионерский клуб. В 1947 г. здание было передано городской библиотеке. Это один из немногих особняков, где долго сохранялся его первоначальный интерьер. Парадный зал имеет трехчастное деление пилонами и поперечными балконами, выступающими из плоскости потолка. Композицию плафона центральной части зала составляют три штукатурных профилированных филенки с цветочной розеткой в центре, обрамленной филенкой сложной конфигурации с цветочным орнаментом. Декоративные кронштейны, опирающиеся на профилированный карниз, дополняют облик помещения. К залу примыкает столовая. Ее убранство выделяется насыщенностью лепного и штукатурного декора. Сложную центральную композицию плафона составляют глубокие кессоны, круглые и четырехугольные в плане. Их ребра украшены дубовыми листьями. В круглых кессонах помещены розетки цветочного орнамента, в четырехугольных - цветное стекло. Стены столовой оформлены двойным декоративным фризом и узкими лопатками. Верхний фриз представлен ритмом декоративных кронштейнов и орнамента, включающего изображения птиц и животных, нижний - картушей и ваз с фруктами, соединенных гирляндами. По словам сотрудников библиотеки, работавших в 1950-е гг., это был "салатный" зал, в котором наряду с лепниной, окрашенной в белый цвет на салатном фоне, фриз с изображением птиц, животных, ваз с фруктами, имел полихромное решение. Северное угловое помещение занимал кабинет. Фриз кабинета орнаментирован сценами на египетские сюжеты: "Жатва", "Сев", "Жертвоприношение" и др. Входы обрамлены узкими лопатками и карнизами с изображениями крылатого божества "Гора", символа света, добра, жизненного начала. В середине 1990-х здание стало стремительно ветшать. |