ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ПОХОРОН И СОДЕРЖАНИИ КЛАДБИЩ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - с.5 |
![]() |
![]() |
![]() |
Страница 5 из 17
5. Организация похоронного обслуживания Общие положения 5.1. Организация похоронного обслуживания должна основываться на следующих принципах: обеспечение оперативного приема заказов на похороны; внедрение кремации и рациональных способов погребения останков после кремации; создание материально-технической базы похорон на современном уровне; подготовка умерших к похоронам и их предпохоронное сохранение преимущественно в специальных стационарных условиях вне жилых зданий и медицинских учреждений; рациональное размещение объектов похоронного обслуживания в градостроительной структуре города; сохранение здоровья людей, участвующих в похоронах, навещающих места захоронения, работающих на объектах похоронного назначения, проживающих и работающих за территорией зоны санитарной защиты между кладбищем (крематорием) и объектами городской застройки; гуманность обслуживания, функциональной организации в создаваемых и восстанавливаемых объектах обслуживания. 5.2. Похоронное обслуживание и содержание кладбищ в городах и регионах возложены на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в системе которых создаются специализированные службы по вопросам похоронного дела, в составе которых могут функционировать объединения, комбинаты, тресты, конторы, бюро похоронного обслуживания различных форм собственности. 5.3. Похоронное обслуживание и содержание кладбищ в сельских населенных пунктах возложены на органы местного самоуправления. 5.4. Порядок проведения похорон и захоронений с учетом местных традиций, национальных обычаев и особенностей вероисповедания может быть дополнен и изменен по согласованию с субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления. 5.5. Систему похоронного обслуживания следует ориентировать преимущественно на внедрение кремации, строительство крематориев и экономичные способы захоронения после кремации. Органы похоронного обслуживания - специализированные службы по вопросам похоронного дела должны разъяснять населению санитарно-гигиенические, экономические и другие преимущества кремации по сравнению с захоронением гроба в землю, а также проводить работу с представителями религиозных организаций с целью привлечения к этому православной церкви и других религиозных конфессий. 5.6. Похоронное обслуживание должно обеспечивать выполнение следующих процессов: прием заказов на похороны и оформление соответствующих документов; предоставление и доставку похоронных принадлежностей по месту нахождения умерших, перевозку умерших из жилых зданий, больниц и военных госпиталей (из последних после патолого-анатомических исследований) в учреждения похоронного обслуживания и на кладбища; выполнение санитарно-гигиенических, парикмахерских и косметических услуг при подготовке умерших к похоронам; предпохоронное сохранение умерших; проведение траурных обрядов прощания и поминальных обедов; погребение и перезахоронение умерших (традиционное захоронение гроба в землю или захоронение останков после кремации); создание архитектурно-ландшафтной среды мест захоронения; производство и доставку похоронных принадлежностей, памятников, предметов похоронного ритуала. Непосредственное предоставление гражданам услуг и продажу похоронных принадлежностей производят салоны-магазины (магазины) специализированных служб по вопросам похоронного дела. На территории Российской Федерации в законодательном порядке гарантирован перечень услуг на безвозмездной основе, включающий оформление и выдачу в установленном порядке документов, необходимых для погребения; предоставление и доставку гроба и других предметов ритуального обряда; перевозку тела (останков) умерших на кладбище или в крематорий; погребение или кремацию с последующей выдачей урны с прахом. На территории субъектов Российской Федерации по решению их административных органов приведенный обязательный перечень гарантированных услуг по погребению может быть дополнен. Так, например, в Москве дополнительно гарантированы: санитарная подготовка к захоронению и его облачение; обратная доставка участников похорон по указанному адресу; установка регистрационного знака с подписью (фамилия, имя, отчество погребенного, даты рождения и смерти). Ряд работ или услуг по организации или осуществлению похорон может выполняться юридическими и физическими лицами только при наличии у них соответствующих лицензий. Лицензированию подлежит деятельность по оказанию следующих видов ритуальных услуг: прием заказов и заключение договоров на организацию похорон; захоронение и перезахоронение; услуги крематориев; транспортировка тел умерших; бальзамирование, санитарная и косметическая обработка трупов; уход за могилой; изготовление гробов (в том числе цинковых); заключение прижизненного договора на оказание ритуальных услуг.Лицензии на оказание первых четырех видов услуг, а также на изготовление и опайку цинковых гробов выдаются только специализированным службам по вопросам похоронного дела. В Российской Федерации лицензирование деятельности по оказанию ритуальных услуг осуществляется в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 1272 от 26 декабря 1995 г. Специализированные службы по вопросам похоронного дела 5.7. Специализированные службы по вопросам похоронного дела действуют на основе Федерального закона "О погребении и похоронном деле" (от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ), Положения о порядке лицензирования деятельности по оказанию ритуальных услуг (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 1995 г. N 1272) и Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 г. N 1025). 5.8. Специализированные службы по вопросам похоронного дела создаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. 5.9. Специализированные службы по вопросам похоронного дела осуществляют погребение умерших и оказывают услуги по погребению. Порядок их деятельности определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. 5.10. Специализированные службы по вопросам похоронного дела несут юридическую ответственность за устройство и содержание мест погребений, осуществление гарантий погребений, исполнение волеизъявления умершего о погребении, предоставление гарантированных Федеральным законом "О погребении и похоронном деле" и аналогичными законами субъектов Российской Федерации перечня услуг по погребению, а также погребение умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников или законного представителя умершего. 5.11. Специализированные службы по вопросам похоронного дела обеспечивают в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации формирование и сохранность архивного фонда документов по приему и исполнению заказов на услуги по погребению. 5.12. Специализированные службы по вопросам похоронного дела могут наделяться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления возвратными оборотными средствами в размере, необходимом для оказания услуг на безвозмездной основе, в течение месяца за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов. Компенсация затрат специализированных служб на выполнение на безвозмездной для потребителей основе работ осуществляется Пенсионным фондом, Фондом социального страхования и Фондом занятости, с которыми специализированные службы должны иметь соответствующие договоры. Выплаты социального пособия осуществляются, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня смерти, и производится в день обращения органом, в котором умерший получал пенсию, организацией, в которой работал умерший (или работает один из родителей либо друзей, член семьи умершего несовершеннолетнего), органом социальной защиты населения по месту жительства в случаях, если умерший не работал и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дн. беременности. 5.13. Специализированные службы по вопросам похоронного дела создаются в предусмотренных российским гражданским законодательством организационно-правовых формах и в зависимости от этого действуют на основании уставов или положений, которые не противоречат законодательным актам Российской Федерации и ее субъектов, а также зарегистрированы в установленном порядке. 5.14. Специализированные службы по вопросам похоронного дела могут заключать договоры с юридическими и физическими лицами на проведение отдельных работ как по погребению умерших, так и по устройству и содержанию мест погребений. 5.15. Специализированные службы по вопросам похоронного дела обязаны отслеживать случаи недобросовестного исполнения ритуальных услуг юридическими и физическими лицами, имеющими лицензии, и информировать об этом лицензионные центры для принятия ими действий, в том числе при выдаче новых или пролонгировании срока действия ранее выданных лицензий. 5.16. Отказ специализированных служб по вопросам похоронного дела в оказании ритуальных услуг в связи с отсутствием у них необходимых средств или по другим основаниям недопустим (Указ Президента Российской Федерации от 29.06.96 N 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших", пункт 1). Салон-магазин (магазин) специализированной службы по вопросам похоронного дела 5.17. Салон-магазин (магазин) специализированной службы по вопросам похоронного дела - учреждение, в котором централизованно решаются вопросы, связанные с организацией похорон, оформляются документы на похороны, заказываются и оплачиваются услуги и похоронные принадлежности, доставляемые по адресу, указанному заказчиком. Салон-магазин производит продажу похоронных принадлежностей по каталогам и образцам, магазин - непосредственно со склада при магазине. 5.18. Салон-магазин специализированной службы по вопросам похоронного дела в обязательном порядке: предоставляет услуги агента похоронной службы или церемониймейстера - организатора похорон, обязанности которых по решению органов местного самоуправления может выполнять одно лицо; оформляет государственное свидетельство о смерти на основании врачебного свидетельства о смерти или фельдшерской справки о смерти, полученных близкими умершего или агентом похоронной службы в медицинском учреждении (по согласованию с органом ЗАГС); оформляет документы на отвод участка для захоронения гроба с телом, урны с прахом или на нишу для установки урны с прахом в колумбарии; оформляет документы на повторное захоронение на основании письменного согласия лица, на имя которого зарегистрирована могила или ниша в колумбарии (при предъявлении заявителем паспорта и удостоверения о захоронении), и письменного разрешения администрации кладбища или крематория. Повторное захоронение - захоронение гроба с телом в могилу, в которой в данный момент уже находится захоронение, разрешается только при истечении полного периода минерализации, устанавливаемого местными организациями санитарно-эпидемиологического надзора, но не ранее чем через 13-15 лет; продает похоронные принадлежности по каталогам и образцам (деревянные и металлические гробы, урны для праха, венки, ленты с надписями и т.п.); доставляет похоронные принадлежности по адресу, указанному заказчиком; предоставляет зал для торжественно-траурной церемонии прощания в здании траурных гражданских обрядов или в крематории; перевозит умершего (в гробе) из дома или больницы в здание траурных гражданских обрядов, в крематорий или на кладбище; предоставляет автокатафалк для перевозки гроба с телом и пассажирский транспорт для следования процессии на кладбище, к зданию траурных гражданских обрядов или в крематорий и возвращения участников похорон по указанному адресу; предоставляет автокатафалк для перевозки гроба с телом в культовое здание, а затем на кладбище или крематорий; проводит траурную церемонию прощания в здании траурных гражданских обрядов, на площадке кладбища, в ритуальных залах крематория, в том числе обеспечивает музыкальное сопровождение похорон; оформляет заказ на изготовление и установку памятника на могиле или плиты, закрывающей нишу колумбария; предоставляет автокатафалк для перевозки гроба с телом на железнодорожную станцию, в аэропорт, в речной или морской порт данного города для последующей перевозки его в другой населенный пункт железнодорожным, воздушным или водным транспортом, а также предоставляет автокатафалк для перевозки гроба с телом из аэропорта, с железнодорожной станции, из речного или морского порта данного города в морг, в здание траурных гражданских обрядов, на кладбище или в крематорий; предоставляет автокатафалк для междугородной перевозки гроба с телом на предельное расстояние, устанавливаемое решением органа исполнительной власти субъекта Федерации или местного самоуправления по письменному разрешению органа государственного санитарно-эпидемиологического надзора; консультирует предприятия, организации, учреждения по вопросам организации и проведения похорон, а также снабжает их памятками для комиссий по организации и проведению похорон (см. приложение 17); разъясняет гражданам преимущества кремации; оформляет счет-заказ на похороны и получает плату за услуги и товары по наличному или безналичному расчету (приложение 3). 5.19. Должностное лицо, ответственное за прием заказов на похороны по телефону, должно записать фамилию, имя и отчество заказчика (или наименование организации-заказчика), его адрес и номер телефона, проверить правильность заказа по телефону, снабдить соответствующими бланками агента похоронной службы или церемониймейстера и направить одного из них к заказчику, куда он должен прибыть не позже точно назначенного времени. Оборудование салона-магазина (магазина) специализированной службы по вопросам похоронного дела 5.20. Салоны-магазины (магазины) специализированной службы по вопросам похоронного дела (типовая планировка которых представлена на рисунке 1а, б) должны иметь рабочие места для работы с документами, с принадлежностями для обряда, места для обслуживания посетителей, для их ожидания и отдыха, демонстрационные помещения или функциональные зоны. Они должны быть оборудованы: письменными столами, стульями (креслами), шкафами, кассовыми сейфами, сейфами для хранения документов, кассовыми аппаратами, столами для разглаживания траурных лент и выполнения надписей на этих лентах, телефонной связью; стендами с необходимым перечнем предоставляемых похоронных принадлежностей и услуг (в том числе на безвозмездной основе), а также утвержденным в установленном порядке прейскурантом цен на эти принадлежности и услуги, предусмотренным законодательством Российской Федерации по вопросам ценообразования; стендами, содержащими лицензию на право оказания данных услуг, правила предоставления ритуальных услуг и пользования кладбищами и крематориями, правила работы муниципальных кладбищ и крематориев и порядок их содержания и т.п.; вывеской с указанием фирменного наименования (если оно имеется), вида деятельности, юридического адреса и режима работы; стендами и витринами (в салоне-магазине) для размещения образцов похоронных принадлежностей (гирлянд, лент, урн для праха, шрифтов для надписей, надписей на лентах и т.д.) и памятников или их цветных фотографий с указанием наименования и стоимости изделия; настенными часами и календарем. 5.21. В салонах-магазинах (магазинах) специализированных служб по вопросам похоронного дела должны находиться: цветные фотографии транспортных средств (в том числе катафалков), образцов оформления мест захоронения в гробах и после кремаций; цветные фотографии зданий траурных гражданских обрядов, крематориев, ритуальных залов крематориев и ритуальных залов прощания (в городах); памятки с рекомендациями по организации и проведению похорон, разъяснениями преимуществ кремации, номерами телефонов салонов-магазинов и магазинов; аптечки первой доврачебной помощи; книги отзывов и предложений по работе салонов-магазинов и магазинов; справочная литература для заказчиков. |