Здание правления Волжско-Камского банка в г.Ростове-на-Дону |
Опубликовал: Черницына В.А. | ||||
20.05.2011 11:10 | ||||
Страница 1 из 2 Здание правления Волжско-Камского банка (ул. Б.Садовая, 55) построено в 1912 г. по проекту академика архитектуры Алексея Николаевича Бекетова. Оно отмечено чертами рационализма, присущими модерну и элементами классицистической архитектуры, которая была близка творческому кредо архитектора Бекетова. Конфигурация углового асимметричного плана отвечает назначению объекта и особенностям участка. Объемно-планировочное решение включает зальные и ячейковые пространства, определенные спецификой банковского учреждения. Главный фасад, выходящий на ул. Большую Садовую, имеет крупные членения в виде окон первого и второго этажей и разделяющих их четырех пилонов. Ритмику завершают спаренные окна третьего этажа. Пилоны второго яруса украшены рельефными масками, "поддерживающими" мощную горизонтальную пластину вывески. Арочное завершение входа, рустованный первый этаж, карниз - элементы классицистической архитектуры. О принадлежности здания модерну свидетельствуют формы декора, лепные криволинейные очертания элементов фасада, конфигурация оконных переплетов и балконного ограждения, аттиковые завершения постройки. В решении интерьера здания использованы классические элементы, отдельные помещения полностью соответствуют эклектической ордерной стилистике. Одно из наиболее ярких образцов модерна в городе Ростове-на-Дону, это здание неоднократно меняло свое назначение и цветовой облик, оставаясь, безусловно, украшением ул. Б. Садовой. В планировке парадной части доминирует парадный лестничный холл, объединяющий вестибюль первого этажа с операционным залом двух верхних и обслуживающими его рабочими помещениями. Планировка пониженного объема коридорная. Декорация фасада содержит ордерные элементы, но они подчинены принципу стилизации. Оформляя главный парадный фасад, зодчий все средства направил на то, чтобы увлечь зрителя величавыми торжественными образами. Крупномасштабные членения фасада задают протяженные плоскости витражей витрин; двухярусные окна операционного зала, подчеркиваемые узкими сдвоенными окнами верхнего этажа. Укрупненную меру продолжают крайние гигантские лопатки на всю высоту здания и чрезмерно вынесенный карниз с сухариками. Размещенный над ним невысокий аттик с повышенными на углах кубовидными тумбами усиливает впечатление монументальности и устойчивости. Выразительность фасада создается контрастом сильно выступающих скульптурных элементов и плоскостно-графического декора. Центральный парадный вход акцентирован нависающим прямым сандриком на декоративных кронштейнах с венками. Над окнами операционного зала расположена фирменная доска банка, которую "несут" горельефные маски атлантов на простеночных лопатках. На ней название "Волжско-Камский банк" было выполнено керамической плиткой. Под карнизом на угловых гигантских лопатках размещены эмблемы с крылатыми посохами Гермеса и массивными лавровыми венками. Фриз между эмблемами дополнен нишами, украшенными лепными вставками с грифонами и вазоном. Мелкий штукатурный и лепной декор подчеркивает основные членения фасада: подоконники, подоконные тяги, пояса орнамента, наличники, обрамляющие разные по конфигурации проемы; малые лопатки аттика, неглубокая рустовка первого яруса фасада и др.
Фриз между эмблемами дополнен нишами, украшенными лепными вставками с грифонами и вазоном. Мелкий штукатурный и лепной декор подчеркивает основные членения фасада: подоконники, подоконные тяги, пояса орнамента, наличники, обрамляющие разные по конфигурации проемы; малые лопатки аттика, неглубокая рустовка первого яруса фасада и др. Символическая система декора формирует образ незыблемого банка: горельефные маски атлантов - нерушимые опоры, эмблемы под карнизом - олицетворение божественного покровительства, грифоны - верные хранители золота и сокровищ, лавровые венки - знак доблести и победы. Переход от парадного корпуса к пониженному крылу решен скошенным углом здания, который акцентируется балконом верхнего этажа и аттиком с овальным окном над ним. Балкон с ажурным решетчатым ограждением на трех декоративных кронштейнах объединяет плоскостно-графическое решение восточного фасада со скульптурно насыщенным - главного. Свод вестибюля украшали филенки и розетки, вход на лестницу фланкировали фигуры атлантов, у основания цокольного марша вестибюля, перед ними, посетителей встречали небольшие фигуры Гермеса в крылатой шляпе и сандалях. Убранство двусветного операционного зала отличалось нарядной торжественностью: потолок украшал лепной плафон, стены - барельефные маски и растительные орнаменты; остекленные в верхней части двери включали пояса пальмет. Кабинеты и гостиные над операционным залом украшали лепные плафоны цветочного орнамента, барочные филенки стен, изразцовые кафельные орнаментированные зеркала печей. |