Особняк А.П. Петрова |
12.07.2011 08:52 | ||||
Страница 1 из 2 Здание Ростовского областного музея изобразительных искусств. (г.Ростов-на-Дону, ул.Пушкинская, 115) Это здание известно также как «особняк А.Домбровского». За этим «двойным» названием памятника, скрывается его необычная история. Проект дома заказал известный ростовский купец и адвокат Аполлон Домбровский. Заказал уже известному в то время архитектору Н.А.Дорошенко, занимавшему с 1885г. место второго архитектора Ростова, а с 1887г. – первого. (Этому архитектору наш город обязан многими прекрасными зданиями, значительная часть которых дошла до нашего времени). Дорошенко сделал проект яркого «представительского» немного даже помпезного особняка в стиле эклектики с преобладанием барочных мотивов. Строительство особняка было завершено в 1898г. Но к этому времени дела у Домбровского пошли совсем плохо. Сразу после завершения строительства здания, он его продал для покрытия долгов и исчез из города. Дом приобрела «Ростово-Владикавказская железная дорога», которая – как и многие крупные фирмы и сегодня, - не чуралась приобретением «непрофильных», но прибыльных активов. В том числе покупала достаточно много, как сейчас бы сказали, «элитной» недвижимости в центре Ростова. В то время – на рубеже 19-20 веков, - «Ростово-Владикавказская железная дорога» погрязла в многочисленных судебных процессах, связанных с приобретением участков земли под новые железнодорожные линии на Северном Кавказе. Особо плохо шли дела с землями под очень важную для развития дороги линию Тихорецкая-Царицин. В отчаянии начальник дороги И.Иноземцев поклялся, что подарит «особняк Домбровского» юристу, который отсудит необходимые дороге земли. Известные адвокаты никак не отреагировали на заманчивое предложение. Тогда свои слуги предложил до того времени никому не известный ростовский стряпчий Аполлон Петров. Он действительно выиграл в пользу дороги нужные процессы, благодаря которым железная дорога получила необходимые земли, сэкономив при этом несколько миллионов, и получил обещанный особняк. В дальнейшем А.Петров ничем особенным не проявил себя и о дальнейшей его судьбе ничего не известно. Но его супруга благополучно прожила в особняке до самой революции. Полутораэтажный с высоким цокольным этажом и мансардой особняк, в архитектурном решении которого нашли отражение композиционные приемы и декор, характерные для барокко, классицизма и ренессанса, В первоначальном варианте к северному фасаду примыкала терраса, украшенная деревянным карнизом с пропильной резьбой геометрического и цветочного орнамента. С террасы по мраморной лестнице, полуциркульной в плане), можно было спуститься в сад с мраморным фонтаном. За садом находились конюшни с каретником. На первом этаже особняка расположены основные залы, группирующиеся вокруг парадного вестибюля в двух уровнях с мраморной лестницей. Стены были оклеены набивным натуральным шелком. Огромные хрустальные люстры и декоративные бра освещали залы. В цокольном этаже были расположены помещения прислуги, кухня, котельная. К кухням примыкала небольшая комната, откуда наверх по эскалатору подавалась пища. Другая связь между этажами отсутствовала. |