Особняк Гайрабетовых (Искидарова) |
![]() |
![]() |
![]() |
Опубликовал: Черницына В.А. | ||||
28.11.2011 09:26 | ||||
(г.Ростов-на-Дону, пл. Свободы, 14) Особняк имеет богатую событиями историю. Возведенный в 1880 г. наследниками купца Карпа Гайрабетова, он был продан в начале XX века крупному фабриканту, директору Нахичеванского городского общественного банка Марку Искидарову. Новый владелец в соответствии со своим вкусом, следуя последней моде, перестроил дом. На архитектурное убранство фасадов, вероятно, оказал влияние располагавшийся напротив Нахичеванский театр. ![]() В композиции фасадов применены композиционные приемы и декор, характерные для многих архитектурных направлений. Использование мрамора, железобетонных конструкций, больших оконных проемов (1-й этаж) являются нововведениями модерна. Фасады представляют собой сложную ритмическую структуру, использующую элементы ордерной системы, типичной для классицизма. Пластическую выразительность фасадам придавали ротонда с куполом и барабаном в северной части особняка, дугообразный в плане эркер в центральной части здания, балкон на ажурных литых стойках, ионические пилястры, увенчанные вазонами, а также многочисленный лепной и штукатурный декор: растительный орнамент фриза и вставок между полуциркульными проемами, маскароны, декоративный балясник в подоконных нишах 2-го этажа, гирлянды, украшающие лопатки в угловой части фасадов и др. Но свой первоначальный вид здание сохраняло недолго. В 1920 г. оно было национализировано. В особняке разместились классы школы им. М.Врубеля, первой на Юге России советской государственной художественной школы, основателями которой были писательница Мариэтта Шагинян и ее сестра Магдалина. Организационно школа разделялась на две районные: Ростовскую и Нахичеванскую. В Нахичеванской художественной школе занималось свыше 150 человек (рабочие, красноармейцы, крестьяне, ученики трудовых школ разных возрастов). Учебная программа была разработана Мариэттой Шагинян и включала рисование, живопись, скульптуру, анатомию, историю искусств, эстетику, литературу. Мариэтта Шагинян преподавала в школе историю искусств. Магдалина Шагинян вела класс скульптуры и руководила работой школы. Живопись в школе преподавал Мартирос Сарьян (1880— 1972 гг.), окончивший в 1904 г. Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В работе художественной школы принимали участие С. Агаджанян, А.К. Ованесов, Н.Е. Лансере и др. художники. В конце 1920-х гг. 1-й этаж дома занимала городская библиотека им. Пушкина. На 2-м находился пионерский клуб. В 1947 г. здание было передано городской библиотеке.
К залу примыкает столовая. Ее убранство выделяется насыщенностью лепного и штукатурного декора. Сложную центральную композицию плафона составляют глубокие кессоны, круглые и четырехугольные в плане. Их ребра украшены дубовыми листьями. В круглых кессонах помещены розетки цветочного орнамента, в четырехугольных - цветное стекло. Стены столовой оформлены двойным декоративным фризом и узкими лопатками. Верхний фриз представлен ритмом декоративных кронштейнов и орнамента, включающего изображения птиц и животных, нижний - картушей и ваз с фруктами, соединенных гирляндами.
Северное угловое помещение занимал кабинет. Фриз кабинета орнаментирован сценами на египетские сюжеты: "Жатва", "Сев", "Жертвоприношение" и др. Входы обрамлены узкими лопатками и карнизами с изображениями крылатого божества "Гора", символа света, добра, жизненного начала. В середине 1990-х здание стало стремительно ветшать. ![]() ![]() ![]() Однако в 2007г. После того, как Сурб-Хач был передан церкви, располагавшийся там ранее музей русско-армянской дружбы было решено перенести в это здание. В течение нескольких лет велись ремонтные работы, которые завершились в ноября 2011г. И 25 ноября 2011г. в отремонтированном здании вновь открылся музей русско-армянской дружбы. К сожалению, именно только отремонтированном. Реставрацией это назвать нельзя. Во-первых, не восстановлена крыша угловой башенки. ![]() Во-вторых, как заведено последнее время, установили дешёвые пластиковые окна, совершенно исказившие исторический фасад. Да и на самом фасаде не восстановили «фонарь» по центру. ![]() В-третьих, изменены форма и размер колон балкона. Хотя, то что балкон воссоздали, конечно, хорошо. ![]() И, не успев, открыть после ремонта здание, его уже стали уродовать. Очевидно, ради какой-то рекламы. ![]() О восстановлении интерьеров, видимо, даже не думали. |