top.mail.ru Николай Никанорович Дубовской

Вернуть памятник

Я поддерживаю требование отобрать памятник культурно-исторического наследия «Дом Максимова» у его недобросовестных владельцев, не выполнивших подписанных охранных обязательств.




Ваш комментарий


Голосования

Как Вы оцениваете работу заботу Ростовских властей по сохранению культурно-исторического наследия Ростова-на-Дону?
 

Официально

Призвать к ответу

Заместитель главы Ростова-на-Дону по вопросам ЖКХ уволен по требованию прокуратуры

Прокуратура Ростова-на-Дону провела проверку в администрации Ростова-на-Дону по вопросу соблюдения законод...

Атаманский дворец в Старочеркасской окончательно остаётся музеем.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в Краснодаре вынес решение по делу, которое длится долгие месяцы....

Глава Елизаветинского сельского поселения незаконно присвоил земли объекта общенационального достояния

По данным областной прокуратуры, превысив свои полномочия, глава Елизаветинского сельского поселения личн...
Баннер
Баннер

Символы Дона

... и антисимволы

  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
Николай Никанорович Дубовской PDF Печать E-mail
Индекс материала
Николай Никанорович Дубовской
с.2
с.3
с.4
с.5
Все страницы
Николай Никанорович Дубовской родился 5(17) декабря 1859 г. в Новочеркасске, в семье потомственного казака из Нижне-Курмоярской станицы. И хотя с ранних лет он проявлял живой интерес к рисованию, ему по традиции была уготована судьба военного. Однако по окончании Киевской Владимирской военной гимназии Николай Дубовской добивается у отца разрешения и поступает в Петербургскую Академию художеств сначала вольнослушателем, а затем переводится учеником в класс пейзажной живописи профессора М.К. Клодта. Успешно пройдя курс обучения и выйдя на конкурс, он, тем не менее, отказывается писать дипломную картину на заданную тему и в 1881 году покидает Академию, повторив своим поступком знаменитый «бунт 14-ти» выпускников 1863 года во главе с И.Н. Крамским. Написанные Н. Дубовским на свободную тему пейзажные картины — «Перед грозой» и «После дождя» академическим Советом приняты не были, зато, показанные в том же году на выставке Общества поощрения художников, обе удостоились премий.
 
Демократичность взглядов и убеждений художника привели его в лагерь передвижников, где он получил поддержку, а его творчество — быстрое признание. Его первым из плеяды молодых художников, таких как А.Е. Архипов, И.И. Левитан, В.А. Серов, А.М. Васнецов, — приняли в члены ТПХВ (1886).
 

Н.Н. Дубовской вместе с И.И. Левитаном, другими молодыми передвижниками был создателем нового направления в русской пейзажной живописи, которое получило впоследствии название «пейзаж настроения». Для них главным в пейзаже становится не столько точность воспроизведения природы, сколько то, из чего слагается красочное впечатление, что составляет «настроение» мотива, его художественный смысл. Программным произведением Дубовского в этом плане стала картина «Притихло».

Показанная в 1890 году на 18-й передвижной выставке, она сразу же получила единодушную оценку и признание. Узнав о том, что еще до открытия выставки в С.-Петербурге картина была приобретена императором Александром III для Зимнего дворца, П.М. Третьяков заказывает художнику ее повторение для своей галереи в Москве. «Притихло» и теперь самое известное произведение Н.Н. Дубовского. Старейший русский и советский пейзажист В.Н. Бакшеев высказался о нем так: «Среди лучших произведений мировой живописи найдется немного полотен, в которых с такой законченностью, с такой поистине классической ясностью выражено то, что принято называть настроением. Это действительно картина в полном смысле этого слова».
На каждой передвижной выставке появляются новые работы Н.Н. Дубовского, выдвигающие его в первый ряд русских пейзажистов, в котором блистают имена И.И. Шишкина, А.И. Куинджи, В.Д. Поленова. Особо отмечались критикой такие произведения как «Вне монастыря» (1893), «Водопад Иматра» (1894), «Пашня» (1894), «Последние льдины» (1897), «Океан» (1899), «Жатва» (1899), «Сумерки» (1901), «Поденщики» («Землекопы», 1906), «У Василия Блаженного» (1916) и другие. Опираясь на опыт и достижения русских пейзажистов старшего поколения — А.К. Саврасова, И.И. Шишкина, А.И. Куинджи, М.К. Клодта, используя открытия французских импрессионистов в области цвета и пленера, Дубовской однако, не увлекался «этюдизмом», а остался, прежде всего, мастером пейзажной картины.

В 1898 году императорская Академия художеств избрала Н.Н. Дубовского академиком пейзажной живописи, в 1900 — действительным членом Академии, в 1908 — членом академического Совета. В 1911 году его пригласили занять место профессора-руководителя пейзажной мастерской. После смерти Н.А. Ярошенко (1898), Н.Н. Дубовской, пользовавшийся особым доверием своих товарищей — художников, фактически возглавил ТПХВ. Во многом благодаря ему, оно не распалось и продолжало активную деятельность не только до революции, но и в первые годы Советской власти, достойно сохранив реалистические традиции.
 

Н.Н.Дубовской — единственный из русских пейзажистов, получивший на Всемирной парижской выставке 1900 года серебряную медаль за картины «Притихло» (1890) и «Штиль» (1899). Он был избран действительным членом Мюнхенского художественного обществ, на выставках которого вне конкурса регулярно демонстрировал свои произведения, что само по себе уже было европейским признанием таланта пейзажиста. Его картина «Перед грозой», показанная на XI Международной выставке 1913 года в Мюнхене, была удостоена второй золотой медали.

Живя в Петербурге, Н.Н. Дубовской не порывал связей с донским краем, Новочеркасском. Здесь он принимает активное участие в создании «Общества донских художников» (1900), сюда присылает свои работы на городские выставки. Собирает коллекцию произведений товарищей — передвижников (Н.А. Ярошенко, И.Е. Репина, И.И. Шишкина, В.Е. Маковского, Н.А. Касаткина, В.Д. Поленова и других), мечтая о создании художественного музея в родном городе.

Зная по академическим делам о сложности организации подобных учреждений в провинции, Дубовской стремился не допустить ошибок и сразу нашёл верный путь к цели. Он разработал устав будущего музея и в течение 1913-1914 годов настойчиво добивался от городских властей выделения отдельного здания, специально приспособленного для этой цели. В конце концов, Новочеркасская дума приняла решение о постройке здания для Донского художественного музея и утвердила необходимую для этого сумму (40 тыс. рублей). Последовавшие вскоре Первая мировая война, затем революция и преждевременная смерть Дубовского помешали осуществлению его заветной мечты. Лишь в 1946 году семья художника, проживавшая в Ленинграде, исполняя последнюю волю Н.Н. Дубовского, передала в Новочеркасск 149 картин из его собрания, хранившегося тогда в Русском музее. Из них 31 — произведения самого пейзажиста. Письменного завещания не оказалось, и предполагаемый список в 250 единиц был составлен со слов Сергея Николаевича, сына художника, и его жены — Тамары Николаевны. Но далеко не все из этих произведений попали в Новочеркасск. Часть из них была передана в другие музеи страны. Вопрос же с открытием отдельного художественного музея или галереи до сих пор так и не решен.

 


Искусство Н.Н. Дубовского до сих пор ещё не получило всесторонней, полной и объективной оценки. Однако он наряду и наравне с И.И. Левитаном, внёс значительный вклад в развитие "пейзажа настроения". И если творчество И.И. Левитана было высшей точкой в развитии русского лирического пейзажа, то Н.Н. Дубовской явился последним крупным представителем пейзажа эпического, "передвижнического" в своей основе.
Художественное наследие Н.Н. Дубовского оказалось разрозненным, и его произведения находятся ныне более чем в 60 музеях и галереях России, бывших республик СССР и за границей. Собрание его произведений, хранящееся в Музее истории донского казачества в Новочеркасске, позволяет составить целостное впечатление о творчестве этого выдающегося мастера русского пейзажа.

В Новочеркасске сохранился дом родителей Н.Н.Дубовского, где провёл своё детсво (ул.Фрунзе, 52). (А также дома его брата и племянника, где он останавливался, приезжая в Новочеркасск, после того, как родительский дом в 1892г.был продан.)Когда-то это был типичныйказачьий курень - низ каменный, верх деревянный. Окна закрывались ставнями. С трех сторон его охватывала галерея (галдарея), а с южной стороны была открытая веранда. Окна и карнизы украшали резные доски. Но после пожара в 1952г. он сильно изменился.

 

 

В 1967г. на нём была установлена мемориальная доска.

 

 

 
 
 
 
 
 
 

 

 

Свежий взгляд

Новые памятники

Новые памятники

Знак "Город воинской славы"
(г.Ростов-на-Дону)

В городе Зверево Ростовской области открыли памятник герою Советского Союза, летчику Ивану Докукину.

В г.Белая Калитва в преддверии празднования юбилея 65-летия Великой победы в парке им. Маяковского торжественно открыли памятник героям, на самолете сумевшим вырваться из фашистского ада, - «Побег из ада». 

В Ростове-на-Дону открылась мемориальная доска на доме по Семашко,111, где жил Константин Шапошников - ученый, который организовал первый в Советском Союзе радиотехнический институт.


В Ростове в холе НИИ механики и прикладной математики РГУ (ЮФУ) открыли мемориальную доску основателю института академику Академии Наук СССР и академику РАН Иосифовичу Израилевичу Воровичу.

"Афродита", она же "Венера", подаренная Ростову к Дню города городом-партнёром Анталией

  На ростовской набережной 15 декабря 2010г.  – в день подписания Указа об основании Темерницкой таможни, который считается официальным днём рождения Ростова-на-Дону, - был торжественно открыт памятник в честь этого события.

В Ростове-на-Дону в парке Октябрьской революции установлен памятник И.А.Бондаренко.

 
 Памятник первой учительнице. Установлен в Ростове-на-Дону у школы № 78. Открыт 1 сентября 2012г.

 
 
 

Утраченное

09.jpg