Из выступлений Президента РФ

Официально

Голосования

Считаете ли Вы нужным сохранить дом Чернова (г. Ростов-на-Дону, пр. Будёновский, 17) и внести его в список объектов культурного наследия.
 
Баннер

Рассказы о памятниках

Аннинская крепость.

Самая большая земляная крепость 18в., сохранившаяся на юге России.

Призвать к ответу

Судьбу ростовского ипподрома решит суд общей юрисдикции

Арбитражный суд Ростовской области не стал рассматривать иск регионального отделения Всероссийского общес...

Заместитель главы Ростова-на-Дону по вопросам ЖКХ уволен по требованию прокуратуры

Прокуратура Ростова-на-Дону провела проверку в администрации Ростова-на-Дону по вопросу соблюдения законод...

Атаманский дворец в Старочеркасской окончательно остаётся музеем.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в Краснодаре вынес решение по делу, которое длится долгие месяцы....
Баннер

Символы Дона

... и антисимволы

  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
Из выступлений Президента РФ PDF Печать E-mail
Индекс материала
Из выступлений Президента РФ
с.2
Все страницы
 
Из выступлений Президента Российской Федерации Д.М.Медведева на праздновании 1150-летия Великого Новгорода
 
 
 
 
Мы должны не только заниматься реставрацией, но и думать о том, чтобы действительно создавать полноценные, сетевые маршруты, просто чтобы вокруг этого крутилась жизнь. Если будет жизнь, то тогда это будет содержаться в нормальных условиях. Тогда сюда в разумных пределах, подчёркиваю, будет доступ и бизнеса, для того чтобы он мог какие-то свои задачи решать, государство может через федеральный бюджет, через региональный бюджет дополнительные деньги давать. И как раз на таком пути государственно-частного партнёрства в прикладном варианте, мне кажется, нам и нужно выстроить работу на будущее, потому что страна у нас очень большая, очень сложная и, откровенно говоря, пока не очень богатая, сами знаете, поэтому принять, допустим, по всем объектам федеральные программы, как это у нас иногда предлагают, шансов немного. Это мы делаем, конечно. Если говорить о Новгороде – это бриллиант в короне, тут понятно, что какая бы власть ни была, советская или антисоветская, она все равно деньги на это будет выделять, но опять же это будут только фрагменты.
Даже то, что сейчас с кремлём произошло, я не знаю, как вы это оцениваете, но мне кажется, что кремль смотрится на порядок лучше, чем это было ещё несколько лет назад, когда я был. Почему? Потому что он выглядит и более красивым, более ухоженным и, если хотите, более жилым. То есть здесь люди гуляют, это не просто какая-то резервация. И мне кажется, что это как раз самый правильный путь решения тех проблем, о которых говорили и Сергей Викторов, и Нинель Николаевна. Именно создание маршрутов, создание специального рода программ, в которых участвует и федеральная сторона, и региональная сторона, и муниципалитет – в тех, конечно, пределах, пока у них деньги существуют, и, конечно, бизнес. Тогда это будет работать.
Считаю, что ничего нет зазорного в том, чтобы развивать кооперацию с другими государствами в этой сфере. Здесь нечего стесняться. Если мы способны всё сами решить – пожалуйста. Но мы не можем пока этого сделать. Значит, мы должны кооперироваться. Тем более что даже они не стесняются. Я в Италии был, там у них, вы знаете, разрушительное землетрясение произошло, один из старейших городов – Аквила – по сути, оказался стёртым с лица земли. Но они не стесняются обращаться за помощью, а нам чего стесняться? У нас разрушения были не менее серьёзные, но они были связаны не с землетрясением, а с другими историческими моментами. То, что мне показали здесь, – это, конечно, страшно смотреть, потому что, если эта церковь была в начале XX века и до войны, как я понимаю, в таком виде, то есть она до войны сохранялась, несмотря на тяжёлый период в истории нашего Отечества, что произошло после войны?
И мы-то понимаем, что у нас ещё есть свои исторические особенности, я во вступительном слове сказал о них. Что я имею в виду? У нас всё-таки было огромное количество деревянных памятников, и они, к сожалению, просто не сохранились. В любой европейский город приезжаешь, смотришь – все эти здания XII, XIII, XIV века, всё ими утыкано, и не только потому, что они внимательно к своей истории относятся – это тоже правда, действительно внимательно относятся, – но и потому, что камень-то лучше хранится. Поэтому нам особенно такие объекты, где что-то сохранилось, нужно возрождать.
Нынешний закон – Федеральный закон о благотворительной деятельности, который вышел в 1995 году, не позволяет в полной мере решить те проблемы, которые могли бы быть решены. Это связано с тем, что в этом законе речь идёт только о безвозмездной помощи. Мне кажется, что в нынешней ситуации, если это было бы возможным, в той непростой экономической ситуации, в которой мы сейчас находимся, заинтересовать людей бизнеса, деловых людей, может быть, с помощью нового закона или поправок к этому закону за счёт налоговых льгот, послаблений, для того чтобы заинтересовать их привлечением средств в сферу культуры и искусства. Потому что мы прекрасно понимаем, что ни местный, ни региональный бюджет не могут решить все проблемы, которые сейчас стоят в этой сфере.

Тема сохранения и использования культурно-исторического наследия звучала неоднократно на заседаниях Государственного совета России. За последние шесть лет она обсуждается уже в четвёртый раз. Но я не считаю, что это плохо. Мы, во-первых, вынуждены к этой теме возвращаться, потому что она огромна. Во-вторых, откровенно говоря, потому что мы не так много сделали за последнее время, хотя есть вполне серьёзные положительные примеры того, как сохранялось культурно-историческое наследие в отдельных регионах, как праздновались юбилеи наших великих городов, наших великих территорий. И сегодня мы тоже собрались здесь, в одном из наших таких центров.
Тем не менее о хорошем пока закончу, буду говорить о тяжёлом. По мнению экспертов, за последнее десятилетие в России было утрачено более 2,5 тысячи памятников истории и культуры, находящихся под государственной охраной. Больше половины памятников нуждается либо в срочной консервации, либо в реставрации. И понятно, что в данном случае потерянное время зачастую означает физическую утрату предмета истории и культуры.
В этой связи я обозначу несколько моментов, требующих безотлагательного решения на федеральном и региональном уровнях.
Казалось бы, самый лёгкий вопрос, но ситуация (сегодня, когда ещё раз готовился к нашему мероприятию, с удивлением это обнаружил) очень тяжёлая – это состояние нормативно-правовой базы. Чего уж проще вроде бы законы написать и подзаконные акты принять?
Тем не менее хотел бы прямо сказать, что до сих пор не завершена работа по разграничению государственной собственности на недвижимые объекты культурного наследия. Эта работа ведётся уже десять лет или почти десять лет. Она не завершена. И тому есть, наверное, и объективные, и субъективные причины. А нормативно-правовые акты в развитие федерального закона об объектах культурного наследия – закона под номером 73 от 25 июня 2002 года – вообще отсутствуют.
Из отчёта Счётной палаты от 19 декабря прошлого года. Для реализации положений федерального закона, о котором я только что сказал, Правительство Российской Федерации должно было разработать ряд нормативно-правовых актов. До настоящего времени фактически отсутствует правовая база, необходимая для регулирования отношений, возникающих в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. Это плохой вывод Счётной палаты.
Я обращаю внимание всех здесь присутствующих федеральных руководителей: ситуация нетерпимая. Я понимаю, когда ссылаются на отсутствие денег, ещё что-то такое, связанное с нашими материальными ресурсами. Но подзаконные акты создать – это прямая обязанность Правительства и министерств. Мы сейчас об этом поговорим. В любом случае я даю на эту проблему три месяца, для того чтобы были подготовлены базовые документы, которые в настоящий момент отсутствуют. И если с 2002 года не озаботились этим, нужно это сделать.
Есть вопросы и по нормативно-правовой базе, которые касаются работы музеев-заповедников. Есть вопросы с регулированием застройки исторических городов, исторических поселений. Эти темы обсуждались, кстати сказать, но решений пока нет.
Ещё один важный момент. Я не раз говорил, что наше уникальное культурно-историческое наследие – это блестящий ресурс для развития туризма. В стране – у меня в справке написано – 450 исторических городов и поселений, но это, что называется, смотря как считать. Я думаю, что, если посчитать более тщательно, их будет гораздо больше. С малыми городами, с небольшими поселениями, но имеющими особое историческое значение, их гораздо больше. И практически все они дают огромные возможности для развития внутреннего и международного туризма.
По данным Всемирного экономического форума (я не уверен, что это справедливые данные, потому что это вопрос субъективной оценки, но тем не менее), Россия занимает девятое место из 130 стран мира по числу культурных объектов. Думаю, что мы можем и на первое место себя поставить, потому что и страна огромная, и так далее, но даже девятое место создает фантастические возможности для развития туризма.
В такой промышленно развитой стране, с высокоразвитой, ещё раз подчеркну, экономикой, как Италия, мы знаем, какую часть дохода формирует туризм. Это, я думаю, где-то до четверти, а может быть, даже треть дохода. Это Италия. Это не какая-то маленькая страна, где 30–40 тысяч человек живёт, – Италия.
Думаю, что вы сами понимаете, этот потенциал используется очень слабо, и мы очень значительно отстаём от ведущих стран. Есть объективные причины, они всем понятны: отсутствие необходимой инфраструктуры, отсутствие финансирования, нехватка информации, плачевное состояние самих памятников.
Но есть и другие примеры, и все присутствующие здесь о них знают. Там, где власти совместно с бизнесом, с федеральным центром начинают изменять ситуацию, там туризм становится одним из наиболее действенных механизмов развития региона. Когда это становится одним из ключевых направлений, всё меняется. Памятники сразу становятся отреставрированными, появляются гостиницы, рестораны, даже в довольно скромных условиях. Поэтому главный ресурс в этом направлении – это, конечно, государственно-частное партнёрство, и здесь опять же мы должны всецело использовать те нормативные возможности, которые существуют.
Я напомню, что в законе о концессионных соглашениях концессии могут возникать по 14 категориям объектов, в том числе по объектам культуры. И Правительство в этом случае сработало, утвердило в 2007 году типовое концессионное соглашение в отношении этих объектов. Им надо пользоваться. Это я уже обращаюсь не к Правительству, а обращаюсь к присутствующим здесь губернаторам.
Есть и зарубежный опыт всякого рода доверительного и коллективного управления такими объектами, создания экономических льгот и преференций для инвесторов, вкладывающих деньги в реставрацию. Я сейчас встречался с работниками культуры, работниками музеев. Они, конечно, все в очередной раз ставят вопрос о том, чтобы подумать о такого рода льготах и преференциях. Понятно, здесь нельзя вести тупую политику, потому что примитивные льготы ничего хорошего обычно не дают, кроме различного рода схем и жульнических операций, но, с другой стороны, мы должны думать о будущем. У нас есть закон о эндаументах, но это ещё не все, что нужно делать в этой сфере.
Нужно использовать всецело и национальный информационный ресурс, который представлял бы всё многообразие культурно-исторического наследия России. Сейчас, при наличии интернета, это можно сделать в любой школе. Есть идея создания специального портала, централизованного, который был бы этому посвящён. Я думаю, что это в целом позитивная идея. Нужно только, чтобы он был интересным, мог конкурировать с другими интернет-ресурсами, потому что мы зачастую создаём государственные порталы, государственные сайты, а они безобразного качества, скучные, и никто их не посещает. Это должно делаться всё-таки креативно, должно делаться с выдумкой, на основе современных технологий.
Ну и я закончу своё вступительное слово на том, что в нынешней ситуации в непростые времена мы должны всячески стимулировать поиск новых источников для развития культуры. Это вообще правильная тема – то, что такие источники не должны сводиться к примитивным ассигнованиям из бюджета, хотя это тоже очень важно. Мы должны проявить нестандартный, как я только что сказал, общаясь с коллегами, абсолютно прикладной подход, чтобы было интересно всем: и бюджетникам, и бизнесу. А здесь уже у каждого региона свои возможности.
 
 

Свежий взгляд

Новые памятники

Новые памятники

Знак "Город воинской славы"
(г.Ростов-на-Дону)

В городе Зверево Ростовской области открыли памятник герою Советского Союза, летчику Ивану Докукину.

В г.Белая Калитва в преддверии празднования юбилея 65-летия Великой победы в парке им. Маяковского торжественно открыли памятник героям, на самолете сумевшим вырваться из фашистского ада, - «Побег из ада». 

В Ростове-на-Дону открылась мемориальная доска на доме по Семашко,111, где жил Константин Шапошников - ученый, который организовал первый в Советском Союзе радиотехнический институт.


В Ростове в холе НИИ механики и прикладной математики РГУ (ЮФУ) открыли мемориальную доску основателю института академику Академии Наук СССР и академику РАН Иосифовичу Израилевичу Воровичу.

"Афродита", она же "Венера", подаренная Ростову к Дню города городом-партнёром Анталией

  На ростовской набережной 15 декабря 2010г.  – в день подписания Указа об основании Темерницкой таможни, который считается официальным днём рождения Ростова-на-Дону, - был торжественно открыт памятник в честь этого события.

В Ростове-на-Дону в парке Октябрьской революции установлен памятник И.А.Бондаренко.

 
 Памятник первой учительнице. Установлен в Ростове-на-Дону у школы № 78. Открыт 1 сентября 2012г.

 
 
 

Утраченное

dedih2.jpg