с.2 - Page 2

Официально

Голосования

Считаете ли Вы нужным сохранить дом Чернова (г. Ростов-на-Дону, пр. Будёновский, 17) и внести его в список объектов культурного наследия.
 
Баннер

Рассказы о памятниках

Дом Шолоховых в станице Каргинской.
Дом Шолоховых в станице Каргинской.

Призвать к ответу

Судьбу ростовского ипподрома решит суд общей юрисдикции

Арбитражный суд Ростовской области не стал рассматривать иск регионального отделения Всероссийского общес...

Заместитель главы Ростова-на-Дону по вопросам ЖКХ уволен по требованию прокуратуры

Прокуратура Ростова-на-Дону провела проверку в администрации Ростова-на-Дону по вопросу соблюдения законод...

Атаманский дворец в Старочеркасской окончательно остаётся музеем.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в Краснодаре вынес решение по делу, которое длится долгие месяцы....
Баннер

Символы Дона

... и антисимволы

  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
Из выступлений Президента РФ
Из выступлений Президента РФ - с.2 PDF Печать E-mail
Индекс материала
Из выступлений Президента РФ
с.2
Все страницы
Тема сохранения и использования культурно-исторического наследия звучала неоднократно на заседаниях Государственного совета России. За последние шесть лет она обсуждается уже в четвёртый раз. Но я не считаю, что это плохо. Мы, во-первых, вынуждены к этой теме возвращаться, потому что она огромна. Во-вторых, откровенно говоря, потому что мы не так много сделали за последнее время, хотя есть вполне серьёзные положительные примеры того, как сохранялось культурно-историческое наследие в отдельных регионах, как праздновались юбилеи наших великих городов, наших великих территорий. И сегодня мы тоже собрались здесь, в одном из наших таких центров.
Тем не менее о хорошем пока закончу, буду говорить о тяжёлом. По мнению экспертов, за последнее десятилетие в России было утрачено более 2,5 тысячи памятников истории и культуры, находящихся под государственной охраной. Больше половины памятников нуждается либо в срочной консервации, либо в реставрации. И понятно, что в данном случае потерянное время зачастую означает физическую утрату предмета истории и культуры.
В этой связи я обозначу несколько моментов, требующих безотлагательного решения на федеральном и региональном уровнях.
Казалось бы, самый лёгкий вопрос, но ситуация (сегодня, когда ещё раз готовился к нашему мероприятию, с удивлением это обнаружил) очень тяжёлая – это состояние нормативно-правовой базы. Чего уж проще вроде бы законы написать и подзаконные акты принять?
Тем не менее хотел бы прямо сказать, что до сих пор не завершена работа по разграничению государственной собственности на недвижимые объекты культурного наследия. Эта работа ведётся уже десять лет или почти десять лет. Она не завершена. И тому есть, наверное, и объективные, и субъективные причины. А нормативно-правовые акты в развитие федерального закона об объектах культурного наследия – закона под номером 73 от 25 июня 2002 года – вообще отсутствуют.
Из отчёта Счётной палаты от 19 декабря прошлого года. Для реализации положений федерального закона, о котором я только что сказал, Правительство Российской Федерации должно было разработать ряд нормативно-правовых актов. До настоящего времени фактически отсутствует правовая база, необходимая для регулирования отношений, возникающих в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. Это плохой вывод Счётной палаты.
Я обращаю внимание всех здесь присутствующих федеральных руководителей: ситуация нетерпимая. Я понимаю, когда ссылаются на отсутствие денег, ещё что-то такое, связанное с нашими материальными ресурсами. Но подзаконные акты создать – это прямая обязанность Правительства и министерств. Мы сейчас об этом поговорим. В любом случае я даю на эту проблему три месяца, для того чтобы были подготовлены базовые документы, которые в настоящий момент отсутствуют. И если с 2002 года не озаботились этим, нужно это сделать.
Есть вопросы и по нормативно-правовой базе, которые касаются работы музеев-заповедников. Есть вопросы с регулированием застройки исторических городов, исторических поселений. Эти темы обсуждались, кстати сказать, но решений пока нет.
Ещё один важный момент. Я не раз говорил, что наше уникальное культурно-историческое наследие – это блестящий ресурс для развития туризма. В стране – у меня в справке написано – 450 исторических городов и поселений, но это, что называется, смотря как считать. Я думаю, что, если посчитать более тщательно, их будет гораздо больше. С малыми городами, с небольшими поселениями, но имеющими особое историческое значение, их гораздо больше. И практически все они дают огромные возможности для развития внутреннего и международного туризма.
По данным Всемирного экономического форума (я не уверен, что это справедливые данные, потому что это вопрос субъективной оценки, но тем не менее), Россия занимает девятое место из 130 стран мира по числу культурных объектов. Думаю, что мы можем и на первое место себя поставить, потому что и страна огромная, и так далее, но даже девятое место создает фантастические возможности для развития туризма.
В такой промышленно развитой стране, с высокоразвитой, ещё раз подчеркну, экономикой, как Италия, мы знаем, какую часть дохода формирует туризм. Это, я думаю, где-то до четверти, а может быть, даже треть дохода. Это Италия. Это не какая-то маленькая страна, где 30–40 тысяч человек живёт, – Италия.
Думаю, что вы сами понимаете, этот потенциал используется очень слабо, и мы очень значительно отстаём от ведущих стран. Есть объективные причины, они всем понятны: отсутствие необходимой инфраструктуры, отсутствие финансирования, нехватка информации, плачевное состояние самих памятников.
Но есть и другие примеры, и все присутствующие здесь о них знают. Там, где власти совместно с бизнесом, с федеральным центром начинают изменять ситуацию, там туризм становится одним из наиболее действенных механизмов развития региона. Когда это становится одним из ключевых направлений, всё меняется. Памятники сразу становятся отреставрированными, появляются гостиницы, рестораны, даже в довольно скромных условиях. Поэтому главный ресурс в этом направлении – это, конечно, государственно-частное партнёрство, и здесь опять же мы должны всецело использовать те нормативные возможности, которые существуют.
Я напомню, что в законе о концессионных соглашениях концессии могут возникать по 14 категориям объектов, в том числе по объектам культуры. И Правительство в этом случае сработало, утвердило в 2007 году типовое концессионное соглашение в отношении этих объектов. Им надо пользоваться. Это я уже обращаюсь не к Правительству, а обращаюсь к присутствующим здесь губернаторам.
Есть и зарубежный опыт всякого рода доверительного и коллективного управления такими объектами, создания экономических льгот и преференций для инвесторов, вкладывающих деньги в реставрацию. Я сейчас встречался с работниками культуры, работниками музеев. Они, конечно, все в очередной раз ставят вопрос о том, чтобы подумать о такого рода льготах и преференциях. Понятно, здесь нельзя вести тупую политику, потому что примитивные льготы ничего хорошего обычно не дают, кроме различного рода схем и жульнических операций, но, с другой стороны, мы должны думать о будущем. У нас есть закон о эндаументах, но это ещё не все, что нужно делать в этой сфере.
Нужно использовать всецело и национальный информационный ресурс, который представлял бы всё многообразие культурно-исторического наследия России. Сейчас, при наличии интернета, это можно сделать в любой школе. Есть идея создания специального портала, централизованного, который был бы этому посвящён. Я думаю, что это в целом позитивная идея. Нужно только, чтобы он был интересным, мог конкурировать с другими интернет-ресурсами, потому что мы зачастую создаём государственные порталы, государственные сайты, а они безобразного качества, скучные, и никто их не посещает. Это должно делаться всё-таки креативно, должно делаться с выдумкой, на основе современных технологий.
Ну и я закончу своё вступительное слово на том, что в нынешней ситуации в непростые времена мы должны всячески стимулировать поиск новых источников для развития культуры. Это вообще правильная тема – то, что такие источники не должны сводиться к примитивным ассигнованиям из бюджета, хотя это тоже очень важно. Мы должны проявить нестандартный, как я только что сказал, общаясь с коллегами, абсолютно прикладной подход, чтобы было интересно всем: и бюджетникам, и бизнесу. А здесь уже у каждого региона свои возможности.
 


 

Свежий взгляд

Новые памятники

Новые памятники

Знак "Город воинской славы"
(г.Ростов-на-Дону)

В городе Зверево Ростовской области открыли памятник герою Советского Союза, летчику Ивану Докукину.

В г.Белая Калитва в преддверии празднования юбилея 65-летия Великой победы в парке им. Маяковского торжественно открыли памятник героям, на самолете сумевшим вырваться из фашистского ада, - «Побег из ада». 

В Ростове-на-Дону открылась мемориальная доска на доме по Семашко,111, где жил Константин Шапошников - ученый, который организовал первый в Советском Союзе радиотехнический институт.


В Ростове в холе НИИ механики и прикладной математики РГУ (ЮФУ) открыли мемориальную доску основателю института академику Академии Наук СССР и академику РАН Иосифовичу Израилевичу Воровичу.

"Афродита", она же "Венера", подаренная Ростову к Дню города городом-партнёром Анталией

  На ростовской набережной 15 декабря 2010г.  – в день подписания Указа об основании Темерницкой таможни, который считается официальным днём рождения Ростова-на-Дону, - был торжественно открыт памятник в честь этого события.

В Ростове-на-Дону в парке Октябрьской революции установлен памятник И.А.Бондаренко.

 
 Памятник первой учительнице. Установлен в Ростове-на-Дону у школы № 78. Открыт 1 сентября 2012г.

 
 
 

Утраченное

tuc1.jpg