с.2 - Page 2

Официально

Голосования

Считаете ли Вы нужным сохранить дом Чернова (г. Ростов-на-Дону, пр. Будёновский, 17) и внести его в список объектов культурного наследия.
 
Баннер

Призвать к ответу

Судьбу ростовского ипподрома решит суд общей юрисдикции

Арбитражный суд Ростовской области не стал рассматривать иск регионального отделения Всероссийского общес...

Заместитель главы Ростова-на-Дону по вопросам ЖКХ уволен по требованию прокуратуры

Прокуратура Ростова-на-Дону провела проверку в администрации Ростова-на-Дону по вопросу соблюдения законод...

Атаманский дворец в Старочеркасской окончательно остаётся музеем.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в Краснодаре вынес решение по делу, которое длится долгие месяцы....
Баннер

Символы Дона

... и антисимволы

  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
Главное – ответственность ответственных.
Главное – ответственность ответственных. - с.2 PDF Печать E-mail
Опубликовал: Владимир Левендорский   
Индекс материала
Главное – ответственность ответственных.
с.2
Все страницы

Особенно наглядно видно полное отсутствие правоприменительной практики даже существующих норм, защищающих памятники, когда владельцы объектов культурного наследия выбирают стратегию намеренного, часто вызывающе открытого разрушения этих объектов, путем целенаправленного их доведения до «руинированного состояния». Способы давно известны. И примеров множество. Главное в этих примерах не просто полное отсутствие какого-либо наказания за фактическое целенаправленное уничтожение памятников, а очевидное покровительство органов власти такой разрушительной деятельности. Потому что все эти случаи заканчиваются не рассмотрением вопросов, кто, как и почему довел памятники да такого «руинированного состояния», а подписанием «не глядя» актов о технически аварийном состоянии этих памятников и разрешений на их снос.

Такая же стратегия поведения с такими же результатами наблюдается в подавляющем большинстве случаев, когда бизнесмены решают приобрести объект культурного наследия. Конечно, можно привести примеры, когда такие объекты после их приобретения реставрируются и, даже, воссоздаются. Но таких случаев – единицы. В подавляющем же большинстве случаев у бизнесменов отношение к приобретаемым памятникам исключительно как к потенциальному «пятну», т.е. к объекту, который в ближайшее время можно просто снести и возвести на его месте, что душа пожелает, или «реконструировать» его опять же как душа пожелает. И таких примеров в одном Ростове десятки.

Почему так происходит?

Первая причина всё та же реальная полная безответственность. Если бы все эти «инвесторы» знали, что ничего иного, кроме как капитально отремонтировать, отреставрировать и воссоздать приобретённый памятник им никто не разрешит, то, думается, и их поведение было бы совсем другим.  А когда они уверенны, что соответствующие чиновники всё что им нужно «подмахнут» – акты об аварийном состоянии, разрешения на снос и т.п., - то мы и имеем то, что имеем: целенаправленное и никак не наказуемое массовое уничтожении  культурного наследия.

Поэтому и здесь, в первую очередь, важны не просто «жесткие законы», а реальное их правоприменение и неотвратимость наказания за уничтожение культурного наследия.

Но в случае приобретения объектов культурного наследия уже не менее важную роль играют и реальные экономические стимулы для соответствующего отношения к приобретаемым памятникам. Но таких реально действующих стимулов фактически нет. В законе о культурном наследии есть положения о льготах для тех, кто «вкладывается» в сохранении и восстановление объектов культурного наследия. Но все это на уровне общих фраз и благих пожеланий. Реально действующего механизма нет. И даже отдельные предлагаемые время от времени реальные предложения, которые могут заинтересовать бизнес заняться восстановлением объектов культурного наследия, как-то быстро и незаметно сходят на нет. Приблизительно год назад в Москве родилась, на наш взгляд, очень перспективная идея – отдавать «руинированные памятники» за символическую плату под строго прописанные обязательства их реставрации и воссоздания. Но все, даже в Москве (где родилась эта инициатива), остановилось на двух-трех показательных примерах. На другие города России эта инициатива даже не стала распространяться. В Ростове так без обиняков вполне ясно заявили, что данная инициатива для Ростова не подходит.

Между тем существует достаточно широкий набор мер, которые реально могут заинтересовать бизнес «вкладываться» в сохранения и восстановление культурного наследия: беспроцентные под госгарантии кредиты на реставрационные и восстановительные работы, отмена налогов на недвижимость на реставрируемые здания, возврат НДС на реставрационные материалы и работы….

Чтобы выработать такие реальные меры надо собрать за одним столом органы охраны культурного наследия и общественные организации и объединения предпринимателей: Опору России, Союз промышленников и пр. И там совместными усилиями выработать систему мер, которые, с одной стороны, буту предусматривать четкие и понятные для бизнеса условия и требования по сохранению объектов культурного наследия, которые бизнес безусловно должен соблюдать, а, с другой стороны, такие же понятные и приемлемые для бизнеса условия, которые реально могут его заинтересовать соблюдать требования сохранения культурного наследия без дополнительного административного и иного нажима.

Есть ещё одна сторона вопроса роли бизнеса в сохранении культурного наследия, связанная с тем, что сами работы по сохранению культурного наследия стали бизнесом и бизнесом самым диким, превращающим реставрационные и восстановительные работы в нечто диаметрально противоположное, откровенное уродование, часто, фактическое уничтожение памятников. Главные причины такой ситуации две. Первое - мягко говоря, крайне неэффективный контроль за предоставлением лицензий на проектирование и производство реставрационных работ. В результате мы имеем множество конторок, типа незабвенных «Рога и копыта», которые просто не в состоянии проводить сколько-нибудь качественные реставрационные работы. Второе – практически полное отсутствие механизмов контроля и реальной ответственности за проведенные псевдо реставрационные работы. Сформировавшийся – как водится у нас, дикий, - «рынок реставрационных услуг» контролируются структурами, которые не имеют никакого реального отношения к подлинной реставрации и преследуют совсем иные цели, чем сохранении культурного наследия. В результате в реставрационной сфере сложилась катастрофическая ситуация. Подлинная, качественная реставрация поставлена на грань полного исчезновения. Для исправления этой ситуации нужно срочное принятие целого комплекса мер. Но главной, думается, должна стать обязательной экспертиза не только проектов реставрационных и восстановительных работ на объектах культурного наследия (которая, кстати, при все своей уже несколько лет формальной обязательности, сплошь и рядом не проводится, по крайней мере, в Ростовской области), но и независимая экспертиза конечного результата проведенных реставрационных, восстановительных работ. И в случае негативных заключений таких экспертиз, не только организации, причастные к этим работам, тут же должны лишаться соответствующих лицензий, но и их владельцы должны получать пожизненный «волчий билет», чтобы они больше никогда не могли бы заниматься «реставрационным бизнесом». А владельцы объекта культурного наследия, на котором были проведены такие псевдо реставрационные, восстановительные работы, не только должны платить солидные штрафы, но и должны проводить повторные реставрационные, восстановительные работы. Потому что, хорошо известно, что такая псевдо реставрация, как правило, заказывается самим собственником памятника, для которого важно не сохранение объекта культурного наследия, а чтобы все было «дешево и сердито», да побыстрее.

В целом же, все вышесказанное подводит нас к двум главным выводам.

Первый – отнюдь, не новый: власть для начала должна сформулировать внятные и прозрачные условия, на которых она собирается привлекать бизнес к делу сохранения культурного наследия

Второй – меры ответственности бизнеса за сохранение культурного наследия в срочном порядке должны быть дополнены мерами ответственности  тех, кто за этой ответственностью должен следить. Должна быть реальная «ответственность ответственных за ответственность» в сфере сохранения культурного наследия. И речь идёт не только о непосредственных органах власти, в обязанность, которых входит контроль за соблюдением законодательства о защите культурного наследия, но и региональных, и муниципальных органов власти, в ведении которых находятся вопросы строительства, градостроительной деятельности, архитектуры и пр. К сожалению, эти учреждения, как правило, вызывающе игнорируют законодательство о культурном наследии, фактически содействуют тем недобросовестным бизнесменам, которые наживаются на уничтожении культурного наследия. А часто и сами подают пример грубейшего нарушения законодательства о культурном наследии, незаконно сносят принадлежащие им здания-памятники. Ярчайший пример такой деятельности муниципальной власти – градостроительная политика Ростова-на-Дону.

 А чтобы эти меры были реально действенным нужна максимальная полнота и открытость информации, относящейся к вопросам сохранения культурного наследия. И реальный общественный контроль за деятельность в этой сфере. Этим вопросам мы уже посвятили одну из наших предыдущих статей. Здесь мы бы хотели уже высказанные предложения пополнить ещё одним.

Как известно, формально любой гражданин России имеет права на получение практически всей информации о любом объекте культурного наследия (другой вопрос, насколько реально удается реализовать это право в каждом конкретном случае). Но информацию о владельце, арендаторе объекта культурного наследия получить не возможно. Думается, это принципиально не верно. Здесь не может идти речь о простой защите персональной и деловой информации. Эти люди являются владельцами, арендаторами общенародного достояние. И должны ясно отдавать себе в этом отчет. И открытость информации о владельцах, арендаторах объектов культурного наследия будет, думается, достаточно эффективное мерой, повышающих реальную ответственность бизнеса за сохранении культурного наследия. Если в списках объектов культурного наследия будет указано, кто ими владеет (их арендует) в настоящее время, если на качественно отреставрированном или воссозданном объекте культурного наследия помимо информации о самом памятнике будет указано, на чьи средства он был отреставрирован или воссоздан, а на разрушающемся, а то и намеренно уничтожаемом, объекте культурного наследия будет указано, кто лично доводит памятник до такого состояния, - думается, это будет поощрять ответственных бизнесменов, и заставит хоть немного задуматься безответственных дельцов.

 



 

Свежий взгляд

Новые памятники

Новые памятники

Знак "Город воинской славы"
(г.Ростов-на-Дону)

В городе Зверево Ростовской области открыли памятник герою Советского Союза, летчику Ивану Докукину.

В г.Белая Калитва в преддверии празднования юбилея 65-летия Великой победы в парке им. Маяковского торжественно открыли памятник героям, на самолете сумевшим вырваться из фашистского ада, - «Побег из ада». 

В Ростове-на-Дону открылась мемориальная доска на доме по Семашко,111, где жил Константин Шапошников - ученый, который организовал первый в Советском Союзе радиотехнический институт.


В Ростове в холе НИИ механики и прикладной математики РГУ (ЮФУ) открыли мемориальную доску основателю института академику Академии Наук СССР и академику РАН Иосифовичу Израилевичу Воровичу.

"Афродита", она же "Венера", подаренная Ростову к Дню города городом-партнёром Анталией

  На ростовской набережной 15 декабря 2010г.  – в день подписания Указа об основании Темерницкой таможни, который считается официальным днём рождения Ростова-на-Дону, - был торжественно открыт памятник в честь этого события.

В Ростове-на-Дону в парке Октябрьской революции установлен памятник И.А.Бондаренко.

 
 Памятник первой учительнице. Установлен в Ростове-на-Дону у школы № 78. Открыт 1 сентября 2012г.

 
 
 

Утраченное

dedih2.jpg