Не знают? Не могут? Не хотят?...

Официально

Голосования

Считаете ли Вы нужным сохранить дом Чернова (г. Ростов-на-Дону, пр. Будёновский, 17) и внести его в список объектов культурного наследия.
 
Баннер

Рассказы о памятниках

Мельница купца Солодова

Мельница купца Солодова в г.Ростове-на-Дону – пер.Газетный, 79, - памятник промышленной архитектуры третьей четверти 19в.

Призвать к ответу

Судьбу ростовского ипподрома решит суд общей юрисдикции

Арбитражный суд Ростовской области не стал рассматривать иск регионального отделения Всероссийского общес...

Заместитель главы Ростова-на-Дону по вопросам ЖКХ уволен по требованию прокуратуры

Прокуратура Ростова-на-Дону провела проверку в администрации Ростова-на-Дону по вопросу соблюдения законод...

Атаманский дворец в Старочеркасской окончательно остаётся музеем.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в Краснодаре вынес решение по делу, которое длится долгие месяцы....
Баннер

Символы Дона

... и антисимволы

  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
Не знают? Не могут? Не хотят?... PDF Печать E-mail
Опубликовал: Владимир Левендорский   
09.03.2011 09:43
Индекс материала
Не знают? Не могут? Не хотят?...
Приложение 1
Приложение 2. Переписка с Администрацией Ростова-на-Дону
Приложение 2. Переписка с Министерством культуры Ростовской области
Приложение 3.
Все страницы

С конца прошлого года мы пристально следим за ситуацией, складывающейся вокруг Соборной площади Ростова-на-Дону. Любому, кто любит, знает Ростов, его историю, думаем, нет особой нужды объяснять, почему мы это делаем. Это самая старая из сохранившихся площадей города – «сердце Ростова», - окружённая несколькими важнейшими памятниками истории и культуры. Главные из них – Рождественский собор с колокольней (сейчас главный храм города), торговые ряды (старый крытый рынок), Дом Максимова (первая «городская ратуша»), здание таможенной академии (бывшее здание ВПШ).

Администрация Ростова решила провести реконструкцию этой площади. Дело хорошее. Эту площадь давно надо приводить в порядок. Однако предложенный проект вызывает большие нарекания. Главным элементом этого проекта является подземная автостоянка под площадью. Мы полагаем, что строительство такой стоянки может крайне отрицательно сказаться на фундаментах этих памятников. Последствия могут самые непредсказуемые вплоть до полного разрушения этих объектов культурного наследия. Это первое – главное, - соображение. Второе. По нашему убеждению, такая реконструкция обязательно должна включать ремонтные и реставрационные работы на самих памятниках, окружающих площадь. Речь в первую очередь идёт об изуродованном и уже почти двадцать лет намеренно разрушаемом одном из главных объектов культурного наследия Ростова – Доме Максимова.

Поэтому когда под самый Новый Год некая анонимная комиссия безоговорочно одобрила этот проект, мы забили тревогу. И для начала поинтересовались, согласован ли данный проект в Министерстве культуры Ростовской области как того требует закон?

У нас завязалась двухмесячная переписка, с которой желающие могут полностью ознакомиться в Приложении 2. Здесь же мы отметим ключевые моменты этой переписки.

Сразу после новогодних праздников Администрация Ростова нам сообщила, что проект направлен на согласование в областное министерство культуры. Мы преждевременно обрадовались, надеясь, что хотя бы в этом случае областное министерство культуры – не будем повторяться об особой историко-культурной значимости этого мета, - изменит свою обычно отстранённо-пощрительную позицию в отношении разрушителей объектов культурного наследия.

Но уже через несколько дней мэр Ростова подписывает Постановление, утверждающее этот проект без каких-либо изменение и упоминаний о том, что он был рассмотрен и согласован в областном министерстве культуры. Как же так? Удивились мы. Обещали ж … Вскоре получили ответ из министерства культуры: проект, мол, находится ещё на согласовании и будет рассмотрен – хотим обратить на это Ваше особое внимание – «в соответствии с требованиями законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)». Мы опять преждевременно обрадовались. Подумали: министерство действительно серьёзно отнеслось к этой проблеме. Но на всякий случай поинтересовались, как быть с уже утверждённым проектом? По закону его реализацию следует приостановить.

И ещё через несколько дней мы почти одновременно получаем письма и из городской администрации, и из областного министерства культуры: всё прекрасно, проект согласован. Мы удивились: о каком проекте идёт речь? Если о том, что утвердил М.Чернышев, то, что там утверждало наше министерство культуры? Там даже слов таких нет как «памятник», «объект культурного наследия», «охранная зона»… Или министерство просто сказало администрации города: Вы не заметили охранных зон объектов культурного наследия? Ну и бог с ними, мы тоже их не заметим. Делайте, что хотите… Может, конечно, речь идёт о совсем другом проекте. Но тогда предыдущий нужно отменить, а новый утвердить и опубликовать. Но ничего такого сделано не было.

И вот совсем недавно мы получили письмо, подписанное заместителем министра культуры Ростовской области В.М.Геласом (см.Приложение 1). В нём, во-первых, сообщается что «проектная документация была рассмотрена министерством культуры области и согласована 16.02.2011, соответствующий ответ заявителю - МУ «Департамент архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону», был направлен письмом от 16.02.2011 № 01-16а/294-Н». Но о какой «проектной документации» идёт речь, в письме так и не разъясняется. Если о уже давно утверждённой мэром Ростова-на-Дону, то помимо уже заданного ранее вопроса – что в этом проекте министерство культуры собственно говоря утверждало? – возникает ещё один: какой юридической силой обладает такое «согласование постфактум»? «согласование» уже вступившего в силу Постановления? Фраза следующего абзаца письма – об отсутствии у министерства полномочий на отмену или приостановку Постановлений администрации Ростова, - косвенно указывает на то, что имеется в виду именно то Постановление, которое было подписано М.Чернышёвым 21 января 2011г.

Но сама эта фраза, так же как и следующая – цитируем: «В соответствии с законодательством, действующим в области охраны объектов культурного наследия, данная проектная документация историко-культурной экспертизе не подлежит», - заслуживают отдельного разговора, потому что никакого соответствия «законодательству, действующем в области охраны объектов культурного наследия» ни в полученном письме, ни в действиях Министерства культуры Ростовской области нет.

Оказывается, в нашем областном министерстве культуры это законодательство просто не знают.

Судите сами. Отталкиваемся от двух фактов, которые ни ростовская администрация, ни областное министерство культуры не отрицают. Факт первый – работы по проекту будут проходить в охранных зонах объектов культурного наследия. Факт второй – главным элементом этих работ является создание подземной автостоянки. Создание такой автостоянки предполагает некие строительные работы, в том числе рытьё котлована немалых размеров, т.е. землеустроительные, земляные, хозяйственные и иные работы.

А теперь просто читаем федеральный закон № 73-ФЗ «ОБ ОБЪЕКТАХ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ) НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». (В полном объёме Вы можете найти его на нашем сайте, а для тех, кому время не позволяет такое полное знакомство, мы в Приложении 3 помещаем выдержки из него, непосредственно относящиеся к нашей проблеме).

Пункт 2 статьи 34 этого закона: «Зоны охраны объектов культурного наследия» совершенно чётко говорит: «Охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия».

И согласно статья 37 того же закона: «Приостановление земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, проведение которых может причинить вред объектам культурного наследия», - «Земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы должны быть немедленно приостановлены исполнителем работ в случае обнаружения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия».

Причём остановлены эти работы должны по «предписанию органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия».

Конечно, в случае особой необходимости проведения строительных и земляных работ в охранных зонах объектов культурного наследия, такие работы допускаются, но они «проводятся при наличии в проектах проведения таких работ разделов об обеспечении сохранности данных объектов культурного наследия или выявленных объектов культурного наследия, получивших положительные заключения государственной экспертизы проектной документации».

Таким образом, если бы Министерство культуры Ростовской области рассматривало проект реконструкции Соборной площади Ростова – как им было продекларировано, - «в соответствии с требованиями законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)», то ситуация должно была развиваться следующим образом.

Министерство культуры получает проект строительных работ в охранной зоне объектов культурного наследия, в котором напрочь отсутствует раздел об обеспечении сохранности данных объектов культурного наследия. – Первым делом министерство культуры должно было запретить реализацию этого проекта (причём, по закону вопреки мнению господина Геласа оно не только имеет на это все «полномочия», но это является его обязанностью, как органа, осуществляющего функции государственной охраны объектов культурного наследия на территории Ростовской области и в г.Ростове-на-Дону, в частности. Эти функции, согласно пункта 1 статьи 33, заключаются в том числе  в «предотвращении … нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий»). – Затем министерство должно было потребовать, чтобы названный проект был дополнен разделом «об обеспечении сохранности данных объектов культурного наследия или выявленных объектов культурного наследия». – А когда новый проект с таким раздел будет представлен, провести его историко-культурную экспертизу (обращаем опять внимание господина Геласа, «данная проектная документация» не «не подлежит» историко-культурной экспертизе, а обязательна по закону «ОБ ОБЪЕКТАХ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ) НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»).

Почему ничего этого Министерство культуры Ростовской области не сделало и, очевидно, не собирается делать? Не знает законов? Не хочет утруждать себя их исполнением?... В любом случае оно не выполняет возложенные на него функции по охране объектов культурного наследия. Думается, правильно будет проинформировать об этом федеральное министерство культуры и прокуратуру.

 


Приложение 1.

            Министерство культуры области рассмотрев Ваше повторное обращение по  «Проекту планировки (корректировка проекта планировки) в границах: ул. Станиславского, пер. Островского, ул. Московская, пр. Буденновский, ул. Серафимовича, пер. Семашко», сообщает.

В связи с тем, что указанная выше проектная документация была рассмотрена министерством культуры области и согласована 16.02.2011, соответствующий ответ заявителю - МУ «Департамент архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону», был направлен письмом от 16.02.2011 № 01-16а/294-Н.

Отмена или приостановление действий нормативно-правовых актов органов местного самоуправления в полномочия министерства культуры области не входит.

В соответствии с законодательством, действующим в области охраны объектов культурного наследия, данная проектная документация историко-культурной экспертизе не подлежит.

Заместитель министра                                                                                   В.М. Гелас


Приложение 2. Переписка с Администрацией Ростова-на-Дону

31.12.2010, № 101770

Вопрос:

Недавно было опубликовано «Заключение о результатах публичных слушаний проекта планировки (корректировка документации по планировке) территории в границах: ул. Станиславского, пер. Островского, ул. Московская, пр. Будённовский, ул. Серафимовича, пер. Семашко».
Соборная площадь и «Западный разворот» окружены многими охраняемыми объектами культурного наследия. Они целиком входят в «общую» охраняемую зону города и практически полностью перекрываются охранными зонами конкретных объектов культурного наследия.
Проекты такого рода в соответствии с законодательством об охране объектов культурного наследия и Решений Ростовской городской думы, утвердивших Генплан Ростова и Правила землепользования и застройки города,  должны проходить историческую и искусствоведческую экспертизу и официально согласовываться в органах, осуществляющих надзор за охраной культурного наследия. В данном случае в областном министерстве культуры. Ни о чём подобном нам ничего не известно.

Ответ:

По поручению Администрации города Департамент архитектуры и градостроительства рассмотрел Ваше обращение и сообщает, что проект планировки территории в границах: ул.Станиславского, пер.Островского, ул.Московская, пр.Буденновский, ул.Серафимовича, пер.Семашко в настоящее время находится на согласовании в областном Министерстве культуры.

С уважением,

главный архитектор города –

директор Департамента                                                                              А.Э. Полянский

 

31.01.2011, № 109934

Вопрос:

21 января 2011 г. мэр г.Ростова-на-Дону Постановлением № 40 утвердил окончательный вариант «документации по планировке (корректировка документации по планировке) территории в границах:  ул. Станиславского, пер. Островского,         ул. Московская, пр. Буденновский,             ул. Серафимовича, пер. Семашко», предусматривающий коренную реконструкцию Соборной площади Ростова-на-Дону и предполагающий проведение масштабных строительных работ в охранных зонах нескольких объектов культурного наследия.
В присланном ранее нам письме главного архитектора Ростова было заявлено, что «проект планировки территории в границах: ул.Станиславского, пер.Островского, ул.Московская, пр.Буденновский, ул.Серафимовича, пер.Семашко в настоящее время находится на согласовании в областном Министерстве культуры». Однако, в указанном выше Постановлении нет никаких упоминаний о таком согласовании. В нём вообще отсутствует какое-либо упоминание об объектах культурного наследия, а их охранные зоны на прилагаемом к Постановлению Чертеже планировки никак не обозначены.

Будем крайне признательны, если Вы найдёте возможным сообщить, результаты согласования проекта в Министерстве культуры Ростовской области.  

Ответ:

По поручению Администрации города Департамент архитектуры и градостроительства рассмотрел Ваше обращение и повторно сообщает, что проект планировки территории в границах: ул.Станиславского, пер.Островского, ул.Московская, пр.Буденновский, ул.Серафимовича, пер.Семашко в настоящее время находится на согласовании в Министерстве культуры Ростовской области.

Результаты согласования Департамент архитектуры и градостроительства сможет сообщить Вам в период с 14 по 18 февраля 2011 года. 

С уважением,

главный архитектор города –

директор Департамента                                                                              П.А. Воронцов

 


Приложение 2. Переписка с Министерством культуры Ростовской области

31.12.2010

Вопрос

Недавно было опубликовано «Заключение о результатах публичных слушаний проекта планировки (корректировка документации по планировке) территории в границах: ул. Станиславского, пер. Островского, ул. Московская, пр. Будённовский, ул. Серафимовича, пер. Семашко».

Соборная площадь и «Западный разворот» окружены многими охраняемыми объектами культурного наследия. Они целиком входят в «общую» охраняемую зону города и практически полностью перекрываются охранными зонами конкретных объектов культурного наследия.

Проекты такого рода в соответствии с законодательством об охране объектов культурного наследия и Решений Ростовской городской думы, утвердивших Генплан Ростова и Правила землепользования и застройки города,  должны проходить историческую и искусствоведческую экспертизу и официально согласовываться в органах, осуществляющих надзор за охраной культурного наследия. В данном случае в областном министерстве культуры. Ни о чём подобном нам ничего не известно.

Ответ

Министерство культуры Ростовской области, рассмотрев Ваше обращение от 11.01.2011, сообщает.

В настоящее время в министерство культуры области Департаментом архитектуры и градостроительства администрации г. Ростова-на-Дону представлен на согласование «Проект планировки (корректировка проекта планировки) в границах: ул. Станиславского, пер. Островского, ул. Московская, пр. Буденновский, ул. Серафимовича, пер. Семашко». который будет рассмотрен в соответствии с требованиями законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).

Заместитель министра культуры области                                                                    Л.Г. Дубинина

31.01.2011

Вопрос.

21 января 2011 г. мэр г.Ростова-на-Дону Постановлением № 40 утвердил окончательный вариант «документации по планировке (корректировка документации по планировке) территории в границах:  ул. Станиславского, пер. Островского,         ул. Московская, пр. Буденновский,             ул. Серафимовича, пер. Семашко», предусматривающий коренную реконструкцию Соборной площади Ростова-на-Дону и предполагающий проведение масштабных строительных работ в охранных зонах нескольких объектов культурного наследия.

В присланном ранее нам письме главного архитектора Ростова было заявлено, что «проект планировки территории в границах: ул.Станиславского, пер.Островского, ул.Московская, пр.Буденновский, ул.Серафимовича, пер.Семашко в настоящее время находится на согласовании в областном Министерстве культуры». Однако, в указанном выше Постановлении нет никаких упоминаний о таком согласовании. В нём вообще отсутствует какое-либо упоминание об объектах культурного наследия, а их охранные зоны на прилагаемом к Постановлению Чертеже планировки никак не обозначены.

Будем крайне признательны, если Вы найдёте возможным сообщить, проходил ли данный проект согласование в Вашем министерстве? 

Ответ.

Министерство культуры области, рассмотрев Ваше обращение по вопросу обсуждения «Проекта планировки территории (корректировка проекта планировки) в границах: ул. Станиславского, пер. Островского, ул. Московская,                                 пр. Буденновский, ул. Серафимовича, пер. Семашко»  г. Ростова-на-Дону, направленное Прокуратурой Ростовской области для подготовки ответа, сообщает.

В конце 2010 года состоялись публичные слушания по указанной выше проектной документации. Однако до настоящего времени данная документация не утверждена в установленном законом порядке.

С целью приведения в соответствие требованиям законодательства в области охраны объектов культурного наследия в настоящее время «Проект планировки территории (корректировка проекта планировки) в границах: ул. Станиславского, пер. Островского, ул. Московская, пр. Буденновский, ул. Серафимовича,                      пер. Семашко» г. Ростова-на-Дону представлен на рассмотрение в министерство культуры области.

Заместитель министра культуры области                                                                    Л.Г. Дубинина

 

Министерством культуры области представленный на согласование Департаментом архитектуры и градостроительства администрации г. Ростова-на-Дону «Проект планировки (корректировка проекта планировки) в границах:               ул. Станиславского, пер. Островского, ул. Московская, пр. Буденновский,                    ул. Серафимовича, пер. Семашко» рассмотрен и согласован.

                Указанная выше проектная документация содержит информацию о границах  охраной зоны кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы, а также полный перечень объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории, подлежащей реконструкции.

Заместитель министра                                                                                                                   В.М. Гелас

 


Приложение 3.

Из ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 73-ФЗ от 25 июня 2002 года

ОБ ОБЪЕКТАХ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ) НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Статья 6. Государственная охрана объектов культурного наследия

 Под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья 9.2. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия

4) государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения;

Статья 30. Объекты историко-культурной экспертизы

документация, обосновывающая проведение работ по сохранению объекта культурного наследия;

 Статья 33. Цели и задачи государственной охраны объектов культурного наследия

 Объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

2. Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя:

3) проведение историко-культурной экспертизы;

6) контроль за разработкой градостроительных регламентов, в которых должны предусматриваться меры, обеспечивающие содержание и использование объектов культурного наследия в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона;

8) выдачу в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, разрешений на проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ;

13) контроль за состоянием объектов культурного наследия;

Статья 34. Зоны охраны объектов культурного наследия

2. Охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

Статья 35. Особенности проектирования и проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории объекта культурного наследия и в зонах охраны объекта культурного наследия

2. Проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения.

Статья 36. Меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия при проектировании и проведении землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ

3. В случае расположения на территории, подлежащей хозяйственному освоению, объектов культурного наследия, включенных в реестр, и выявленных объектов культурного наследия землеустроительные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы на территориях, непосредственно связанных с земельными участками в границах территории указанных объектов, проводятся при наличии в проектах проведения таких работ разделов об обеспечении сохранности данных объектов культурного наследия или выявленных объектов культурного наследия, получивших положительные заключения государственной экспертизы проектной документации.

Статья 37. Приостановление земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, проведение которых может причинить вред объектам культурного наследия

 1. Земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы должны быть немедленно приостановлены исполнителем работ в случае обнаружения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона.

Статья 37. Приостановление земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, проведение которых может причинить вред объектам культурного наследия

1. Земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы должны быть немедленно приостановлены исполнителем работ в случае обнаружения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона.

2. Указанные в пункте 1 настоящей статьи работы, а также работы, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия, нарушить его целостность и сохранность, должны быть немедленно приостановлены заказчиком и исполнителем работ после получения письменного предписания органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, либо федерального органа охраны объектов культурного наследия.

3. В случае принятия мер по ликвидации опасности разрушения обнаруженного объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона, или в случае устранения угрозы нарушения целостности и сохранности объекта культурного наследия приостановленные работы могут быть возобновлены по письменному разрешению соответствующего органа охраны объектов культурного наследия, по предписанию которого работы были приостановлены.

Работы по ликвидации опасности разрушения обнаруженного объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона, изменение проекта проведения работ, представлявших собой угрозу нарушения целостности и сохранности объекта культурного наследия, либо изменение характера указанных работ проводятся за счет средств заказчика работ, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

 

 

Свежий взгляд

Новые памятники

Новые памятники

Знак "Город воинской славы"
(г.Ростов-на-Дону)

В городе Зверево Ростовской области открыли памятник герою Советского Союза, летчику Ивану Докукину.

В г.Белая Калитва в преддверии празднования юбилея 65-летия Великой победы в парке им. Маяковского торжественно открыли памятник героям, на самолете сумевшим вырваться из фашистского ада, - «Побег из ада». 

В Ростове-на-Дону открылась мемориальная доска на доме по Семашко,111, где жил Константин Шапошников - ученый, который организовал первый в Советском Союзе радиотехнический институт.


В Ростове в холе НИИ механики и прикладной математики РГУ (ЮФУ) открыли мемориальную доску основателю института академику Академии Наук СССР и академику РАН Иосифовичу Израилевичу Воровичу.

"Афродита", она же "Венера", подаренная Ростову к Дню города городом-партнёром Анталией

  На ростовской набережной 15 декабря 2010г.  – в день подписания Указа об основании Темерницкой таможни, который считается официальным днём рождения Ростова-на-Дону, - был торжественно открыт памятник в честь этого события.

В Ростове-на-Дону в парке Октябрьской революции установлен памятник И.А.Бондаренко.

 
 Памятник первой учительнице. Установлен в Ростове-на-Дону у школы № 78. Открыт 1 сентября 2012г.

 
 
 

Утраченное

09.jpg