с.14 - Page 15

Официально

Голосования

Считаете ли Вы нужным сохранить дом Чернова (г. Ростов-на-Дону, пр. Будёновский, 17) и внести его в список объектов культурного наследия.
 
Баннер

Рассказы о памятниках

Здание ростовского цирка
Здание Государственного цирка (г.Ростов-на-Дону, пр. Буденновский, 45/72, Горького) 

Призвать к ответу

Судьбу ростовского ипподрома решит суд общей юрисдикции

Арбитражный суд Ростовской области не стал рассматривать иск регионального отделения Всероссийского общес...

Заместитель главы Ростова-на-Дону по вопросам ЖКХ уволен по требованию прокуратуры

Прокуратура Ростова-на-Дону провела проверку в администрации Ростова-на-Дону по вопросу соблюдения законод...

Атаманский дворец в Старочеркасской окончательно остаётся музеем.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в Краснодаре вынес решение по делу, которое длится долгие месяцы....
Баннер

Символы Дона

... и антисимволы

  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
Историко-культурный образ регионов как источник инновационного развития
Историко-культурный образ регионов как источник инновационного развития - с.14 PDF Печать E-mail
Индекс материала
Историко-культурный образ регионов как источник инновационного развития
с.2
с.3
с.4
с.5
с.6
с.7
с.8
с.9
с.10
с.11
с.11
с.12
с.13
с.14
с.15
с.16
с.17
с.18
Все страницы

Язык, фольклор. Давно идет процесс исчезновения диалектной лексики и замены ее литературным языком, что в целом закономерно в условиях всеобщего образования. Диалектно окрашенная речь исчезает даже в сельской местности. В городах ее сохраняют некоторые представители старшего поколения, недавно переселившиеся из села к детям. Идет обеднение русского языка за счет того, что часть слов переходит в пассивное словоупотребление представителями старшего поколения и совершенно исчезает из лексики остальных возрастных групп. Эти процессы сопровождаются засорением русского языка иностранными и жаргонными словами. Образность, красота речи зависит от восприятия картины мира и своего места в нем в сознании носителя культуры, поэтому

обеднение языка является индикатором тех изменений, которые происходят в сознании людей.  Устная традиция передачи духовной культуры заменена письменной. Она фактически исчезла даже у такой этноконфессиональной группы русских, как духоборцы, которые признавали только устное слово. В настоящее время даже заговоры передаются преемникам в письменной форме, что вообще не характерно для заговорной традиции.  Хотя основные фольклорные жанры еще сохраняются в памяти отдельных носителей, но фиксация «старших» духовных стихов, а тем более былин и баллад происходит крайне редко. В основном бытуют поздние духовные стихи, связанные с похоронно-поминальной обрядностью, лечебные заговоры. Свадебный фольклор очень редко где еще исполняется на свадьбах. В силу нескончаемого потока сельского населения в города, в городском фольклоре присутствуют большинство тех же жанров, что и в сельском, хотя их наполнение претерпело существенные изменения. На традиционные фольклорные образы, особенно народной демонологии, в городской среде сильный отпечаток накладывает западный кинематограф. Городской фольклор значительно «осовременен» и в отличие от сельского, он бытует значительно шире. В городах, в том числе в Москве, продолжает жить общерусская фольклорная православная традиция, продолжающая дореволюционную. По старым моделям создаются новые тексты, часто осваиваются предания, возникшие в других городах и принесенные в Москву. В 1970–80-е гг. было создано большое число музыкальных аутентичных фольклорных ансамблей, которые исполняли песни без профессиональной обработки, в народной манере. Большую роль в этом движении сыграли преподаватели Московской и Петербургской консерваторий. Такие ансамбли отдавали предпочтение местному фольклору, и выступали в традиционных костюмах данной местности. Это не только способствовало сохранению фольклорного наследия, но эти ансамбли становились культурными центрами в своих селениях. В настоящее время бывшие участники этих ансамблей по возрасту уже не могут выступать, многих нет в живых, а на смену им никто не приходит. Число аутентичных ансамблей катастрофически быстро сокращается. Московская и Петербургская консерватории проводят фестивали аутентичных коллективов, на которые собираются профессионалы и просто любители русской песни, но для широкой публики они мало привлекательны. Современные массовые фольклорные праздники – это яркие шоу, досуговые мероприятия, привлекающие зрелищностью, но весьма далекие от подлинной традиционной культуры. Однако до некоторой степени они все-таки восполняют пробел. На общем, не очень благополучном фоне существования музыкального фольклора, надо отметить интересное явление, характерное для Москвы и встречающееся в других крупных городах. В столице существуют места, где на протяжении многих лет собираются любители народной пляски и частушек. Это неформальные общества, состоящие в основном из пожилых людей, как правило, они выходцы из сельской местности. Такие места есть в Останкинском и Кузьминском парках, но самый известный «пятачок» находится в Измайловском парке.  Традиционные образцы семейной обрядности. Родильная обрядность среди русского населения, особенно горожан, повсеместно утрачена еще в 1950-е гг. в связи с развитием медицинского обслуживания населения и законодательно закрепленной охраной материнства и детства. В начале 1990-х гг. в связи со снятием запретов на отправление религиозных культов, возросшим интересом к православию, крестильная обрядность, продолжавшая в советское время существовать нелегально, перестала быть тайной и получила широкое распространение.

Свадебная обрядность давно утратила многие традиционные элементы и духовное наполнение обрядов. Лучше она продолжает сохраняться в сельской местности, преимущественно те ее элементы, которые интерпретируются как игровые. До сих пор популярны выкуп невесты, встреча молодых с хлебом-солью, обсыпание конфетами и

деньгами, ряженье на второй день свадьбы. Вместе с тем продолжается нивелировка сельской и городской свадьбы. В соответствии с новым Семейным Кодексом 1995 г. с редакциями от 15.11.1997, 27.06.1998 и 02.01.2000 гг. регистрация брака по месту жительства была упразднена, и хотя сельсоветам многолюдных селений разрешили вести брачную запись, сельская молодежь предпочитает регистрировать свой брак в районном ЗАГСе и соответственно обставлять само бракосочетание и последующие ритуалы по примеру горожан. Появилось много новых игровых моментов: пронести невесту на руках через мост или семь мостов (или проехать через семь мостов), выпустить из клетки голубей, привязать на счастье ленту на дерево у святого источника, на дерево у дороги, на перилах моста и там же разбить бутылку от шампанского (г. Тула), прикрепить амбарный замок к решетке и тем самым закрепить (замкнуть) союз (г. Рязань, Москва) и т.д. Из западноевропейской свадебной обрядности заимствовано бросание невестой букета в толпу подружек: та, которая поймает его, скоро выйдет замуж. Знамением времени можно считать возвращение в жизнь обряда венчания, хотя большинство венчающихся руководствуются не религиозными, а эстетическими целями.  Наиболее устойчивым остается похоронный обряд и поминальная обрядность. Широко практикуется отпевание покойного (очное и заочное). В сельской местности, особенно среди старшего поколения сохраняются неканонические представления о загробном существовании души и связанная с ними обрядность, особенно на 40-й день после смерти. Эта обрядность выполняется не только членами семьи, но и группами верующих женщин – певчих, читалок, которые обычно входят в церковную 20-ку. Эти представления и обряды вызывают крайнее раздражение представителей церкви. Известно немало случаев, когда священники запрещали певчим участвовать в обрядах, особенно в «проводах души».  Поминальная обрядность – это одна из самых сильных сторон духовной культуры. Родительские субботы, особенно Троицкую, массово соблюдают преимущественно в сельской местности и малых городах. В календарные поминальные дни на кладбище собираются не только местные, но и те, кто давно уехал из родного села. Это позволяет не только почувствовать единение со своими предками, вернуться к своим корням, но и на время воссоединиться со своими односельчанами. Эта обрядность способствует поддержанию групповой идентичности. В сельской местности и малых городах в основном сохраняется обычай посещения кладбищ на Пасху и христосования с покойными (катание пасхального яйца по могиле). Благодаря этому поддерживается свойственное русским представление о связи этого и «того» мира. Священники борются с этим старинным обычаем на местном уровне и через центральные СМИ, и в некоторых местах им почти удалось искоренить его. В городах под влиянием этой пропаганды люди все чаще приурочивают посещение кладбищ к Радунице, а не Пасхе.

Проблемы поддержки и сохранения народных праздников. Русская и общероссийская народная культура по своей сути относится к коллективистскому типу, для которого всегда были характерны яркие, многолюдные праздники. В настоящее время в связи с резким сокращением численности сельского населения, сократилось число участников праздничных действ, а во многих селениях просто некому праздновать. Кроме того, технический прогресс способствовал индивидуализации досуга и изменению стереотипов поведения. Ушли в прошлое праздничные карагоды, пение на улице песен и частушек. Праздники обычно организуют работники домов культуры, а остальное население присутствует в качестве зрителей. Это коснулось даже таких популярных традиционных праздников, как Масленица и Новый год. Хотя еще можно зафиксировать кликанье Авсеня, рождественские обходы христославов, сбор яиц на Пасху, но эти элементы давно уже перешли в разряд детской игры с целью получения лакомств и выполняются по усеченной схеме. В северной части Рязанской обл. и прилегающей к ней Владимирской еще в конце 1980-х гг. на Духов день все население ходило по селениям с наряженной березкой, которую в конце дня топили в реке и устраивали застолье. В пгт.

Лашма Касимовского р-на Рязанской обл. сотрудники дома культуры и члены самодеятельности ежегодно воспроизводят этот обряд. Они ходят по пустым улицам с наряженной березкой, поют русские народные песни, и никто из местных жителей не присоединяется к ним. Общее состояние традиционной праздничной культуры можно охарактеризовать как затухающее, хотя этот процесс идет неравномерно, и у некоторых групп русских, хотя и не в полном объеме, но праздничная культура еще более-менее сохраняется. На тот же Духов день в Читинской обл. в Красночикойском р-не у семейских старообрядцев с. Укыр до сих пор на Троицу наряжают березку, а на Духов день топят ее в реке. В дер. Читаево Касимовского р-на Рязанской обл. вплоть до 2007 г. на Петровское заговенье праздновали «Проводы русалки», делали чучело, ходили с ним по деревне, хотя число участников было минимальным, а гости из других селений перестали приходить.  Система престольных и своих деревенских праздников с обычаем гостевания друг у друга жителей разных деревень прихода способствовала объединению людей. В настоящее время даже престольные и обетные праздники коллективно практически не празднуют, за исключением некоторых этнографических и субэтнических групп населения, например, казаков-некрасовцев пос. Кумская Долина и Новокумский Ставропольского края. На Русском Севере во многих деревнях до сих пор сохраняется обычай варить пиво на престольные праздники и на Николу зимнего (19 декабря), но гуляний и гостеваний нет.  Работники культуры часто пытаются проводить у себя традиционные праздники, черпая материал из этнографической литературы, причем зачастую те, которых раньше в их местности и не было. Под видом народных, нередко они пытаются вживить в народную среду нечто такое, что трудно охарактеризовать как праздник, тем более традиционный. В качестве примера: в с. Кермись Шацкого р-на Рязанской обл. в 2001 г. для детей провели праздник в день Архистратига Михаила и назвали его «Михайловские забавы». Одной из забав была игра, смысл которой заключался в том, что участники должны были, двигая задом, сбить картофелиной, привязанной за веревочку к поясу сзади, лежащий на полу спичечный коробок. Газета «На Шацкой земле» писала об этом событии: «Дух раскрепощения общества сказывается и на подрастающем поколении. Это подтвердила игра под названием ―Эротический танец». Из большого числа появившихся в конце 1980-х – в 1990-е гг. праздников самым удачным оказался День города (поселка, села, деревни). И хотя его тоже организуют и он проходит в зрелищно-досуговой форме, участие в нем способствует формированию у жителей местной идентичности. В сельской местности и малых городах празднование Дня селения обычно стараются приурочить к осеннему престольному празднику, с целью создать ощущение преемственности традиции. Так сделали в дер. Арзубиха Харовского р-на Вологодской обл. или в г. Касимов Рязанской обл. и др. Наряду с Днем города статус традиционного принимает «Валентинов день» – праздник западный, привитый на российскую почву. Безусловно, это удалось сделать в рекордно короткие сроки, во-первых, потому что у молодежи была жгучая потребность в «лирическом» празднике, во-вторых, потому что очень постарались СМИ и работники культуры из ДК и библиотек, а также учителя. Трудно найти школу или среднее специальное заведение, где бы сейчас его хотя бы в какой-то форме не отмечали. Опять же пример из Рязанской обл.: «Прекрасно, что в нашей жизни появляются новые, светлые дни календаря, постепенно становящиеся традиционными и долгожданными», – писала по поводу празднования Дня Валентина газ. «Новая искра» Чучковского р-на. И это при том, что в Рязано-Муромской земле символами преданной любви и семейного счастья были канонизированные церковью Петр и Февронья (уроженка дер. Ласково ныне Рязанского р-на). В настоящее время вряд ли представляется возможным что-то быстро изменить в сложившейся ситуации. 

Параллельно некоторые праздники, вернее, их дохристианскую часть, пытаются реконструировать и возродить неоязычники. Неоязычество – явление городское. Оно стало идеологией русского национализма, поэтому было негативно встречено не только

церковью, но и властями и их деятельность сегодня не приветствуется. Если бы не последнее обстоятельство, их деятельность в этом направлении могла бы принять значительно большие масштабы. Ежегодно около Малого Ярославца Калужской обл. толпы язычников отмечают день Ивана Купалы, совершают обряд моления потом празднование. Все участники приходят в древне-русских, реконструированных костюмах. Этот праздник собирает много зрителей. 

 

Свежий взгляд

Новые памятники

Новые памятники

Знак "Город воинской славы"
(г.Ростов-на-Дону)

В городе Зверево Ростовской области открыли памятник герою Советского Союза, летчику Ивану Докукину.

В г.Белая Калитва в преддверии празднования юбилея 65-летия Великой победы в парке им. Маяковского торжественно открыли памятник героям, на самолете сумевшим вырваться из фашистского ада, - «Побег из ада». 

В Ростове-на-Дону открылась мемориальная доска на доме по Семашко,111, где жил Константин Шапошников - ученый, который организовал первый в Советском Союзе радиотехнический институт.


В Ростове в холе НИИ механики и прикладной математики РГУ (ЮФУ) открыли мемориальную доску основателю института академику Академии Наук СССР и академику РАН Иосифовичу Израилевичу Воровичу.

"Афродита", она же "Венера", подаренная Ростову к Дню города городом-партнёром Анталией

  На ростовской набережной 15 декабря 2010г.  – в день подписания Указа об основании Темерницкой таможни, который считается официальным днём рождения Ростова-на-Дону, - был торжественно открыт памятник в честь этого события.

В Ростове-на-Дону в парке Октябрьской революции установлен памятник И.А.Бондаренко.

 
 Памятник первой учительнице. Установлен в Ростове-на-Дону у школы № 78. Открыт 1 сентября 2012г.

 
 
 

Утраченное

tuc1.jpg