с.7 - Page 7

Официально

Голосования

Считаете ли Вы нужным сохранить дом Чернова (г. Ростов-на-Дону, пр. Будёновский, 17) и внести его в список объектов культурного наследия.
 
Баннер

Рассказы о памятниках

Мельница в станице Каргинской

Мельница в станице Каргинской

Призвать к ответу

Судьбу ростовского ипподрома решит суд общей юрисдикции

Арбитражный суд Ростовской области не стал рассматривать иск регионального отделения Всероссийского общес...

Заместитель главы Ростова-на-Дону по вопросам ЖКХ уволен по требованию прокуратуры

Прокуратура Ростова-на-Дону провела проверку в администрации Ростова-на-Дону по вопросу соблюдения законод...

Атаманский дворец в Старочеркасской окончательно остаётся музеем.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в Краснодаре вынес решение по делу, которое длится долгие месяцы....
Баннер

Символы Дона

... и антисимволы

  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
Историко-культурный образ регионов как источник инновационного развития
Историко-культурный образ регионов как источник инновационного развития - с.7 PDF Печать E-mail
Индекс материала
Историко-культурный образ регионов как источник инновационного развития
с.2
с.3
с.4
с.5
с.6
с.7
с.8
с.9
с.10
с.11
с.11
с.12
с.13
с.14
с.15
с.16
с.17
с.18
Все страницы

 

  Фондохранилища и экспозиционные залы нуждаются в оснащении новым специализированным оборудованием, приборами контроля температуры и влажности. В хранилище оружия необходимо установить автономную сигнализацию с выводом на пульт вневедомственной охраны. Аварийное состояние окон в экспозиции и фондохранилищах не позволяет обеспечить даже минимальный уровень безопасности музейных предметов. Оконные рамы нуждаются в замене и установлении сигнализации и решеток. При проведении проверки в Каргопольском музее-заповеднике в помещении объекта музея-заповедника Христорождественском соборе зафиксирована следующая ситуация: Всего в соборе находится 884 предмета, из них: - 150 предметов основного фонда, из которых 81 предмет – иконостас (учетные обозначения не проставлены – оборотная сторона иконостаса зашита досками (в КП внесены), на иконах имеются  выходы грибка), - 193 предмета с учетными обозначения ВХ, - 59 предметов без учетных обозначений, левкас и живопись утрачены полностью. Кроме того комиссия сочла необходимым составить охранную опись на 482 предмета без учетных обозначений, из них 441 предмет древнерусского искусства, 41 предмет детали деревянного дома. В аварийном состоянии – покрыты слоем плесени и заражены грибком - находятся 843 предмета – памятники древнерусской живописи и деревянные позолоченные резные детали  иконостаса (хранение в горизонтальном положении). Из общего числа предметов левкас и живопись утрачены  на 62 памятниках с учетными обозначениями (из них ОФ – 3, ВХ- 59). В ходе проверки Государственного музея истории Санкт-Петербурга было проведено обследование состояния фондохранилищ музея. На момент проверки общая площадь фондохранилищ в Петропавловской крепости составляет 5 275 м2. Практически все фондохранилища перегружены и нуждаются в увеличении площадей. Самыми катастрофичными для дальнейшей сохранности предметов Государственного музейного фонда РФ являются фондохранилища современной живописи в Кронверкской куртине и мебели в Государевом бастионе. Из-за перегруженности фондохранилища мебели и опасности травматизма сотрудников невозможно было провести проверку коллекций современной живописи и мебели. Небольшие площади хранилища Фонда архитектурных деталей в Екатерининской куртине не позволяют произвести распаковку предметов после переезда из Никольской куртины, и размещения согласно установленным нормам хранения. Повсеместно наблюдается нестабильное состояние ТВР, связанное с бесконечными ремонтными работами, особенностями зданий фортификационного назначения, отсутствием возможности регулирования отопительной системы. Повсеместное критическое состояние стен: осыпи, высолы, грибок, подсос воды, плесень; потолка – осыпи, следы протечек.  В Петровской куртине (левая часть), вдоль валганговой стены из-за восстановления части канала XVIII века во время таяния снега или дождя под полом образуется водохранилище, создающее угрозу сохранности предметов из ткани и бумаги. Окна эскарповой стены Петровской куртины заложены кирпичом на ., что не позволяет проветривать помещения, принудительная вентиляция не работает. Отсутствие вентиляции особенно губительно сказывается на хранении предметов из фотоматериалов, которым свойственно накопление концентраций газов и испарений, могущих привести к необратимым химическим реакциям.

Количество спор и микромицетов в воздухе хранилищ (особенно Петровской куртины) превышает допустимую норму в 6-10 раз, что создает угрозу не только для хранения музейных предметов, но и для здоровья людей. Далеко не все хранители имеют отдельные

от хранилища рабочие помещения; многие фондохранилища не имеют помещений для приема посетителей. Охранная сигнализация фондохранилищ, как правило, старого образца, не отвечает задачам стабильного охранного режима. Въезд на территорию Петропавловской крепости свободный, контроль за ввозом или вывозом с территории музея службой охраны не ведется; видеонаблюдение отсутствует. Проверка в Художественно-педагогическом музее игрушки Российской академии образования установила, что существующие в музее условия хранения (тесные помещения, отсутствие специального оборудования, резкие колебания температурно-влажностного режима), а также частые перемещения музейных коллекций привели к частичной или полной утрате предметов, а также к утрате маркировки на предметах, что затрудняет их идентификацию.  Многие предметы, в том числе мебель, практически недоступны из-за недостатка площадей (общая площадь фондохранилищ в основном здании музея составляет 114,5 кв. м. при общей площади 1053,6 кв.м), хранение осуществляется в несколько ярусов.   К тому же в хранилищах отсутствуют топографические описи, что затрудняет поиск предметов. Вместе с тем, нельзя не отметить, что в 2007 году возросла инвестиционная активность властей различных уровней в отношении объектов музейной инфраструктуры. Отчасти это было связано с подготовкой к юбилейным датам различных регионов, но в целом данная тенденция может рассмтриваться как позитивный сдвиг в общественном позиционировании сферы музейного дела. В 2007 году были построены, отреставрированы либо реконструированы новые здания для Краеведческого музея имени Алдан-Маадыр в Тыве, для Плесского музея-заповедника в Ивановской области, для музейного краеведческого комплекса в Елабуге, для Государственного Белгородского художественного музея. Начаты либо продолжались работы на объектах Тюменского музейного комплекса, Пермского государственного краеведческого музея, Национального музея Республики Калмыкия, Вологодского государственного музея-заповедника, Ростовского краеведческого музея и Новочеркасского музея истории донского казачества, Архангельского государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера», Нижегородских художественного  и краеведческого музеев, Ульяновского краеведческого музея. Разумеется, не останавливались работы и на федеральных объектах : продолжалось строительство второй очереди депозитария Государственного Эрмитажа, второй и третьей очередей Музея Мирового океана, были введены в строй новое здание Музея личных коллекций и Детского музейного центра Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, продолжались работы по второй очереди Музея Г.Р.Державина, велось проектирования реставрации и реконструкции Михайловского и Летнего садов Государственного Русского музея. Активно развивалась в 2007 году и экспозиционная деятельность музеев России. Особо хочется отметить работы в Елабужском государственном музее-заповеднике. Завершено создание экспозиции Краеведческого комплекса Елабужского государственного музея-заповедника. Краеведческий комплекс совместил в рамках одного музейного подразделения несколько различных по содержанию и тематике проектов, была создана экспозиция, рассказывающая о природе, истории и археологии Елабужского края. Экспозиция включает следующие комплексы: зал природы и археологии, зал истории города, живой уголок, интерактивные мастерские, музей-театр «Трактир», представляющий обстановку трактирного заведения 19 века. Открытие Краеведческого комплекса вызвало большой резонанс в средствах массовой информации Республики Татарстан и интерес как жителей республики, так и туристов. Со времени открытия и до конца 2007 г. это музейное подразделение Елабужского государственного музея-заповедника посетило более 30 тыс. человек.

В рамках подготовки празднования 1000-летия основания г. Елабуга и при поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии была создана новая экспозиция Музея уездной медицины им. В.М. Бехтерева , где на примере провинциального городка отражены этапы становления и развития земской медицины. Для размещения Музея было предоставлено одно из зданий бывшего больничного комплекса земской больницы постройки последней трети XIX века, являющееся памятником культуры местного значения. В экспозиции представлено более 1500 предметов музейного значения - предметы быта, медицинская аппаратура и медицинский инструментарий, фото и архивные материалы, книги, произведения искусства, в том числе, личные вещи В.М. Бехтерева. Экспозиция размещается в 5-ти залах общей площадью 371 кв.м.  Этнографические коллекции как составляющая историко-культурного наследия России. Содержание деятельности этнографических музеев составляет сохранение, изучение и представление памятников традиционной культуры, в которых наиболее ярко проявляются характерные черты и особенности народов, их этноспецифический облик. В России как в многонациональной стране сохранение этнокультурного наследия имеет огромное значение. Этому способствует поддержка и развитие сети этнографических музеев. В настоящее время в Российской Федерации насчитывается свыше 500 музейных фондов, имеющих этнографические коллекции (см. приложение 2). Существование человечества в его этнокультурном многообразии современным обществом осознается как факт объективной реальности. Учреждение этнографических музеев в середине XIX в. способствовало фиксации данного факта в общественном сознании, свидетельствовало о понимании угрозы исчезновения традиционных форм культуры под влиянием урбанизации, признании ценности и уникальности данного опыта, необходимости сохранения его для будущих поколений. Благодаря деятельности музеев и других научных центров, действовавших в России в середине XIX - начале XX вв, по целенаправленному изучению этнокультурной реальности, сбору этнографических коллекций, рассматриваемых как полноценные источники ее изучения,  традиционно-бытовая культура оказалась относительно полно описана, зафиксирована.  К началу 1914 года российскими музеями были скомплектованы крупнейшие фонды этнографических памятников. Например, коллекционное собрание Музея антропологии и этнографии Имени Императора Петра Великого насчитывало 61990 предметов, принадлежащих культуре различных народов. В Этнографическом отделении Московского публичного и Румянцевского музея значилось около 21000 вещей и 359 манекенов в костюмах. К началу Первой мировой войны собрание вещевых памятников Этнографического отдела Русского музея Императора Александра III составляло 122460 экспонатов. Собирание коллекций помимо столичных музеев, деятельность которых проходила под контролем и при непосредственном участии ведущих ученых–этнографов, осуществлялось и местными музеями краеведческого типа, обладавшими значительными вещевыми. Это, например, Минусинский (основан в 1877 г.), Казанский (с 1878 г.), Иркутский (1782 г.), Владивостокский (с 1884 г.), Нерчинский (с 1877 г.), Тобольский (с 1889 г.), Красноярский (с 1889 г.), Якутский (с 1891 г.), Кяхтинский (с 1894 г.), Владикавказский (с 1897 г.). Эти музеи создавались местными отделами Российского географического общества или другими научными обществами, местами по инициативе частных лиц.

Фонды этнографических памятников, скомплектованные российскими музеями в начальный период их деятельности, составили основное ядро существующих ныне собраний. В силу различных факторов в последующие периоды пополнение коллекций происходило значительно более медленными темпами. Параллельно с развитием этнографических музеев шел процесс постепенной утраты и трансформации сферы традиционной культуры. Коллекции по этнографии малочисленных народов Северо-Западного региона, Сибири и Дальнего Востока, сохраняемые музеями имеют

исключительное значение, так как сегодня лишь музейные вещи и фотографии хранят память об ушедших сферах культуры.  На протяжении всего периода существования этнографических музеев сущность их деятельности остается неизменной и заключается в аккумуляции, сохранении и трансляции этнокультурного опыта. Она включает несколько основных компонентов, представляющих этапы превращения вещи, используемой в повседневном быту конкретным индивидуумом, или иной формы объективации человеческой деятельности в памятник этнической традиции – элемент социального запаса знания, имеющий значение для целого общества в настоящем и будущем; этапы организации, хранения и передачи этого знания. Этнокультурный опыт человеческого бытия в контексте этнографической музейной деятельности документируется в наглядных, аттрактивных формах. Возникновение и развитие специализированных этнографических музеев было естественно тесно связано с этнологией, базовые категории которой были и продолжают оставаться основой концептуализации этнографической реальности. С течением времени система этнографического научного знания претерпела существенные изменения. Спустя сто лет уровень эмпирических описаний и сравнительно-исторических интерпретаций этнографических фактов, характерных для конца прошлого столетия, когда происходил наиболее интенсивный сбор коллекций, стал малопродуктивным, современное осмысление этнокультурных традиций предполагает иные методы и подходы. Этнографические работы XIX – начала XX в. переосмысливаются, приобретают источниковедческий аспект, с точки зрения анализа фактов переходят в область истории науки. Информационная ценность музейных коллекций, не столько остается незыблемой, константной, сколько возрастает. Артефакты отнюдь не единственный источник уникальной этнографической информации в музее. Специфика музейных способов сохранения и трансляции этнокультурного опыта предполагает фиксацию сведений, отражающих все контекстные связи вещей в сфере их бытования, т.е. процесс комплектования этнографических коллекций сопровождается сбором информации обо всем культурном комплексе, в котором функционировала вещь. Он происходит в результате полевых исследований, учетно-хранительской работы, научной атрибуции, формой фиксации данных являются полевые дневники, экспедиционные отчеты, блок документации, формирующийся в процессе научно-фондовой работы. Таким образом, в этнографических музеях постоянно происходит накопление комплексной информации о различных аспектах традиционной культуры народов, носителями которой наряду с артефактами, являются письменные источники. Без наличия последних представление или иное использование вещевых этнографических коллекций является невозможным.  Уникальные материалы и знания, которыми располагают этнографические музеи, представляют, как это было всегда, непреходящую ценность для специалистов гуманитарного профиля, так или иначе использующих в своей работе этнокультурную тематику. Актуальность этнографических материалов для иных пользователей определяется целым рядом факторов, характеризующих основные тенденции развития современного общества.  Процессы индустриализации, глобализации, приводящие к снижению зримого выражения этнических традиций, стиранию внешних культурных различий, только усиливают интерес человечества к своему этнокультурному прошлому. В условиях активного развития информационных технологий, когда объем образов виртуальной реальности и их роль в презентации наследия постоянно растет, этнографические музеи остаются центрами сосредоточения подлинных этнокультурных артефактов.

 



 

Свежий взгляд

Новые памятники

Новые памятники

Знак "Город воинской славы"
(г.Ростов-на-Дону)

В городе Зверево Ростовской области открыли памятник герою Советского Союза, летчику Ивану Докукину.

В г.Белая Калитва в преддверии празднования юбилея 65-летия Великой победы в парке им. Маяковского торжественно открыли памятник героям, на самолете сумевшим вырваться из фашистского ада, - «Побег из ада». 

В Ростове-на-Дону открылась мемориальная доска на доме по Семашко,111, где жил Константин Шапошников - ученый, который организовал первый в Советском Союзе радиотехнический институт.


В Ростове в холе НИИ механики и прикладной математики РГУ (ЮФУ) открыли мемориальную доску основателю института академику Академии Наук СССР и академику РАН Иосифовичу Израилевичу Воровичу.

"Афродита", она же "Венера", подаренная Ростову к Дню города городом-партнёром Анталией

  На ростовской набережной 15 декабря 2010г.  – в день подписания Указа об основании Темерницкой таможни, который считается официальным днём рождения Ростова-на-Дону, - был торжественно открыт памятник в честь этого события.

В Ростове-на-Дону в парке Октябрьской революции установлен памятник И.А.Бондаренко.

 
 Памятник первой учительнице. Установлен в Ростове-на-Дону у школы № 78. Открыт 1 сентября 2012г.

 
 
 

Утраченное

dedih2.jpg