Историко-культурный образ регионов как источник инновационного развития - с.4 |
![]() |
![]() |
![]() |
Страница 4 из 19
Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 № 73-ФЗ предусмотрено также разграничение форм государственной собственности на объекты культурного наследия являвшихся недвижимыми памятниками истории и культуры государственного (общесоюзного и республиканского) значения до 27 декабря 1991 г. Данный процесс к настоящему время также не завершен. Таблица 3. Утвержденные документы – перечни объектов культурного наследия
Нормы законодательства в сфере культурного наследия включены в Земельный Кодекс Российской Федерации (понятие земель историко-культурного назначения, порядок отнесения земель к данной категории, сервитуты и обременения собственников и пользователей данной категории земель), Лесной и Водный кодексы Российской Федерации (особенности правового статуса лесных и водных объектов, входящих в состав либо расположенных на территории объектов культурного наследия), а также в Градостроительный Кодекс. Последним установлено, что: осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия входит в число основных принципов законодательства о градостроительной деятельности; к градостроительным отношениям применяются нормы законодательства об охране объектов культурного наследия; что при территориальном планировании Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в обязательном порядке должны выделяться границы территорий объектов культурного наследия и их зон охраны; градостроительные регламенты устанавливаются с учетом требований охраны объектов культурного наследия, а на земельные участки в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются вновь выявленными объектами культурного наследия, действие градостроительных регламентов не распространяется и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении данных объектов принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия; предметом государственной экспертизы проектной документации является в том числе и проверка ее соответствия требованиям законодательства об охране объектов культурного наследия. Правовая поддержка Музейного фонда Российской Федерации. Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», регулирующий правоотношения в сфере формирования, сохранения, государственного учета и использования Музейного фонда Российской Федерации, а также в сфере создания и функционирования музеев как некоммерческих учреждений культуры, разработан на основе Конституции Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации о культуре с использованием международноправовых норм и мирового опыта. Международное право в сфере защиты культурного достояния народов утвердило верховенство прав общества и государства на сохранение культурного наследия над всеми прочими правами, в том числе и правом собственности. Данный закон предполагает, в строгом соответствии с буквой и духом международноправовых норм, значительные ограничения прав собственника, как в лице государства, так и частных собственников, в отношении Музейного фонда с целью обеспечить его сохранение и доступ к нему граждан. Двойственная природа самого предмета закона - составляющие музейный фонд культурные ценности выступают и как памятники истории и культуры, и как имущество, имеющее реальную рыночную стоимость, - делает необходимым ограничение гражданского оборота этого вида имущества. Закон исходит из признания единства культурного пространства Российской Федерации. Формирование и использование музейного фонда по определению осуществляется вне зависимости от государственных и административных границ, в связи с чем порядок учета музейного фонда, его хранения, принципы его использования и обеспечения доступа к нему граждан страны не могут зависеть от места нахождения тех или иных предметов Музейного фонда. Законопроект, сохраняя разграничение уровней ведения в отношении государственных музеев, устанавливает единый принципы учета, хранения и использования Музейного фонда. Особое значение единство этих принципов приобретает в связи с институциализацией негосударственной части музейного фонда и негосударственных - частных, корпоративных, муниципальных - музеев. Базовым принципом закона является последовательное утверждение политики государственного протекционизма в отношении Музейного фонда страны (и государственной, и негосударственной его частей), а также в отношении музеев как общественных институтов, обеспечивающих сохранение музейного фонда. В качестве основных проявлений такого протекционизма законопроект фиксирует: создание правового пространства, защищающего Музейный фонд страны в целом, интересы его собственников и хранителей; обязанность государства в полной мере обеспечивать финансовые и материальные условия сохранения Государственной части музейного фонда и деятельности государственных музеев; предоставление льгот музеям и собственникам музейного фонда. Настоящий закон устанавливает конкретные формы реализации конституционного права граждан на доступ к культурному наследию, сочетая это право с задачей сохранения Музейного фонда. В соответствии с Федеральным законом «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» Правительством Российской Федерации утверждены Положение о Музейном фонде Российской Федерации и Положение о Государственном каталоге Музейного фонда российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 12.02.1998 № 179, в редакции от 08.05.2002 № 302). В настоящее время завершается разработка новой Инструкции по учету и хранения музейных предметов, которой устанавливаются единые правила учета и хранения музейных предметов независимо от того, в чьей собственности они находятся. Правовая поддержка Архивного фонда Российской Федерации. Законодательной основой архивного дела в России является Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации» от 22.10.2004 №125-ФЗ (в редакции от 13.05.2008), который регулирует отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства. Данным законом Архивный фонд Российской Федерации определен, как исторически сложившаяся и постоянно пополняющаяся совокупность архивных документов, отражающих материальную и духовную жизнь общества, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое и культурное значение, являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов Российской Федерации, относящихся к информационным ресурсам и подлежащих постоянному хранению. Архивный фонд Российской Федерации составляют находящиеся на территории Российской Федерации архивные документы независимо от источника их происхождения, времени и способа создания, вида носителя, форм собственности и места хранения, в том числе юридические акты, управленческая документация, документы, содержащие результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, градостроительная документация, кино-, фото-, видео- и фонодокументы, электронные и телеметрические документы, рукописи, рисунки, чертежи, дневники, переписка, мемуары, копии архивных документов на правах подлинников, а также архивные документы государственных организаций, находящихся в иностранных государствах. Данным законом установлены ограничения оборотоспособности документов, входящих в состав Архивного фонда Российской Федерации, причем документы государственных (муниципальных) архивов отчуждению из государственной (муниципальной) собственности не подлежат, а гражданский оборот документов частных архивов ограничен в целях обеспечения сохранности и целостности Архивного фонда Российской Федерации. В соответствии с данным законодательным актом утверждены правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук (приказ Минкультуры России от 18.01.2007 № 19, в редакции от 16.02.2009, зарегистрировано в Минюсте России 06.03.2007 № 9059) |