с.17 - Page 18

Официально

Голосования

Считаете ли Вы нужным сохранить дом Чернова (г. Ростов-на-Дону, пр. Будёновский, 17) и внести его в список объектов культурного наследия.
 
Баннер

Рассказы о памятниках

Доходный дом В.С.Кушнарева

 

Доходный дом В.С.Кушнарева (женское ремесленное училище),1910 г. (2 корпуса)- г.Ростов-на-Дону,ул. Социалистическая,114,116/22,ул.Соколова.

Призвать к ответу

Судьбу ростовского ипподрома решит суд общей юрисдикции

Арбитражный суд Ростовской области не стал рассматривать иск регионального отделения Всероссийского общес...

Заместитель главы Ростова-на-Дону по вопросам ЖКХ уволен по требованию прокуратуры

Прокуратура Ростова-на-Дону провела проверку в администрации Ростова-на-Дону по вопросу соблюдения законод...

Атаманский дворец в Старочеркасской окончательно остаётся музеем.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в Краснодаре вынес решение по делу, которое длится долгие месяцы....
Баннер

Символы Дона

... и антисимволы

  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
Историко-культурный образ регионов как источник инновационного развития
Историко-культурный образ регионов как источник инновационного развития - с.17 PDF Печать E-mail
Индекс материала
Историко-культурный образ регионов как источник инновационного развития
с.2
с.3
с.4
с.5
с.6
с.7
с.8
с.9
с.10
с.11
с.11
с.12
с.13
с.14
с.15
с.16
с.17
с.18
Все страницы

Современное состояние культуры в республике можно охарактеризовать следующим образом. Есть несколько культурных слоев, которые параллельно существуют в социальной и духовной сферах. Это, прежде всего элементы традиционной культуры, проявляющиеся, главным образом, в форме адатов – норм обычного права, не связанных с исламом и

регулирующих поведение людей в семье и обществе. Далее, это светская русскоязычная культура, которая включает в себя разные уровни, формы и субкультуры – от творчества писателей, поэтов, композиторов, ученых, воспитательной и учебной деятельности учителей школ и преподавателей вузов до неформальных молодежных объединений типа рокерских клубов. Ее основой является русскоязычная интеллигенция, сосредоточенная, главным образом, в городах, а также оставшиеся с советских времен кадры сельских учителей и работников культуры. В этническом отношении собственно русских среди этой части населения мало. Кто мог, кому было куда уехать, покинули республику в беспокойные 1990-е гг. из-за близкой войны в соседней Чечне, растущей и агрессивной клерикализации общества и криминального разгула. Поэтому русскоязычная интеллигенция в настоящее время состоит, в основном, из представителей местных этносов, получивших высшее светское образование и воспитанных на русской и, через нее, европейской культуре. Следующий, динамично и противоречиво развивающийся культурный пласт представлен исламистами – от ваххабитов до их противников традиционалистов – последователей местных суфийских шейхов. При этом следует отличать исламистов, т.е. мусульман, стремящихся жить в религиозном, исламском государстве по законам шариата, от абсолютного большинства жителей Дагестана, также относящих себя к мусульманам по признаку религиозной принадлежности, но стремящихся жить в светском Российском многонациональном государстве. Но бессилие местных властей и их предельная коррумпированность стимулируют активность исламистов, к какому бы направлению они не принадлежали. В последние несколько лет у поколения молодых мусульман, получивших высшее светское и религиозное образование, проявились новые черты. Они делают упор на противопоставлении, в первую очередь, религиозного, исламского мировоззрения и устройства и светского, отодвигая на второй план проблемы противостояния между течениями внутри ислама. Отсутствие регулирующей деятельности со стороны государства (которая не должна проявляться только в репрессивных мерах) приведет к дальнейшему усилению клерикализации, что вызовет полное размывание слоя русскоязычной интеллигенции. Наиболее образованная часть населения в этом случае просто покинет республику. А ведь именно эта часть общества, а не предельно коррумпированное чиновничество является опорой и проводником российского культурного влияния и российской власти на Кавказе.  Для предотвращения такой ситуации наряду с другими мерами социального и политического характера необходимо сохранение и возможное расширение российского культурного влияния. Для этого нужна целенаправленная и адресная поддержка местной русскоязычной интеллигенции, которой почти ничего не достается из поступающих в республику бюджетных средств. Кроме этого, необходимо изменение религиозной политики. Нужна целенаправленная подготовка служителей культа в соответствующих учебных заведениях, которые были бы реальной опорой государства в регионах распространения ислама и воспитывались бы для работы в условиях светского поликонфессионального государства. 

Проблемы сохранения культурного наследия коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Народы Сибири создали свои неповторимые уникальные культуры, приспособленные к суровым экологическим условиям. Сибирь остается одним из немногих регионов, в котором культурное наследие сохранилось не только в статусе  «памятников» и остатков старины, а представлено действующими объектами и является неотъемлемой частью жизнедеятельности проживающих там народов. Коренные малочисленные народы и их культура стали своеобразным индикатором региональной специфики не только в российских республиках, автономных округах, но и в других субъектах РФ. При этом активно протекают процессы утраты этнической специфики сибирских народов. Результаты переписи населения 2002 г.  показали, что среди них сокращается число лиц, считающих родными языки своих народов. В такой ситуации

утраты языковой самобытности, большое значение приобретает сохранение культурных традиций. У народов Сибири имеются культовые места (святилища) отдельных селений, родов, семей.  У некоторых народов выделяются мужские и женские святилища. Обычно культовые места располагаются в труднодоступных местах, дорогу к которым не знали посторонние. На территории святилища нельзя охотиться, ловить рыбу, собирать ягоды, рубить деревья. Есть также святилища, связанные с почитанием духов-хозяев воды и леса, поклонение которым было важным аспектом в религиозной культуре охотников и рыболовов. С функционирование таких святилищ тесно связан промысловый культ у сибирских народов. На деревьях в тех местах, которые считались местом обитания духа, вырезались личины. Проходя мимо такого места, люди должны были оставить для духа какое-либо угощение или монеты.  Погребальные комплексы – к этой группе памятников относятся кладбища. Обычно они располагаются недалеко от селения и сохраняют особый статус, требующий  соблюдения особых норм при посещении.  Не только действующие, но и заброшенные поселения являются важной частью наследия традиционной культуры народов Сибири. Так, рыболовы обычно строили жилища рядом с рекой или озером, охотники – в лесу. У некоторых народов Сибири (ханты, манси, селькупы) селения были сезонными.  Сохранившиеся в заброшенных селениях жилые и хозяйственные постройки дают материал для реконструкции типов традиционных сооружений. В некоторых дома, где уже не живут люди, сохраняются старинные вещи, посуда, утварь, культовые предметы. Традиционные типы жилых и хозяйственных построек сохранились во многих современных поселках. Они также являются источником для историко-этнологических реконструкций. Такие архаичные способы передвижения как оленья упряжка, деревянная  лодка, лыжи еще сохраняются у народов Сибири. Природные условия и образ жизни определили основное средство передвижения в летнее время – лодка. Народам Сибири известны деревянные составные, долбленые и берестяные лодки. Ими пользуется не только коренное, но и местное население во время рыбной ловли и охоты. К настоящему времени не отпала необходимость иметь традиционные типы лыж, которые используются во время зимней охоты. У оленеводческих групп населения Сибири по-прежнему основным видом транспорта являются олени, широко бытуют разные типы оленьих нарт.  Одним из традиционных видов домашних ремесел народов Сибири является деревообработка. В прошлом из дерева изготавливались средства передвижения (лодки, лыжи, нарты),  блюда, ковши, ложки. Сейчас деревянная утварь практически вышла из употребления, хотя в некоторых семьях сохраняются предметы старинного быта. Более широко бытуют традиционные изделия из бересты – емкости разных размеров и разнообразной формы для хранения съестных припасов, сбора ягод, переноски рыбы, а также детские колыбели. Обычно берестяные вещи украшаются традиционными видами орнаментов и представляют собой произведения декоративно-прикладного искусства. Наряду с берестяными емкостями сибирским народам известны вещи, сплетенные  их кедрового корня – емкости разных размеров и различного предназначения.  Обработка кости также одно из традиционных занятий коренного населения. Распространены такие предметы, как детали оленьей упряжи (блоки, пряжки, нащечники), мелкие охотничьи принадлежности (мерки для пороха, ножны и рукоятки для ножей), накладки на мужские пояса.  О сохранении традиций коренного населения Сибири свидетельствует тот факт, что так называемая «национальная» одежда еще бытует среди представителей пожилого возраста, прежде всего женщин. Особенно высокий уровень сохранности традиционной одежды у ненцев-оленеводов и оленеводческих групп чукчей., коряков, якутов. Нередко представители молодого поколения хранят традиционную одежду, оставшуюся от родственников. 

Самобытность сибирских народов наиболее полно и ярко проявляется в их духовной  культуре.  Это область религиозно-мифологических представлений и различных религиозных культов, менее всего подвергшаяся воздействию извне. Духовные традиции лучше сохраняются у пожилых людей, однако многие обряды, хотя и в трансформированном виде, бытуют более широко.  Наиболее распространенной формой верований у народов Сибири был и во многом остается шаманизм. Отличительной чертой шаманизма является вера в то, что определенные люди – шаманы – обладают способностью вступать в общение с духами, посредством которых шаман заботится об успехе промысла, здоровье и благополучии. Шаманизм имеет особенности у разных народов.  Широко распространен у сибирских аборигенов промысловый культ, выражающийся в жертвоприношениях «хозяевам» природы, духам-покровителям промыслов. К сохранившимся до наших дней формам верований нужно отнести  семейно-родовой культ, связанный с почитанием духов-покровителей семьи и рода, поклонении умершим предкам. У  народов Амура (нивхов, нанайцев, орочей, ороков, ульчей), Оби (хантов, манси), а также у эвенков, кетов  сохраняется связанный  культ  медведя и связанный с ним медвежий праздник. Это комплекс обрядов, сопровождающийся игрой на музыкальных инструментах, ритуальными и развлекательными песнями и плясками.    Наиболее сохранными у народов Сибири следует считать обряды поминально-погребального циклов. В большей степени  изменился свадебный обряд, восприняв многие элементы городской культуры.  Традиционная родильная обрядность практически вышла из бытования.  Богат и разнообразен фольклор народов Сибири, представленный такими жанрами как сказки, песни, героические сказания,  мифы. Известные сказители, певцы пользовались большой популярностью и почитанием, искусство исполнения нередко передавалось от отца к сыну.  Разрушение традиционной культуры народов Сибири происходило на протяжении длительного периода времени и по разным причинам. В настоящее время степень ее сохранности различна не только у разных народов, но и у отдельных локальных этнических групп. Культовые объекты сибирских народов начали разрушаться еще в XVIII в. во время христианизации, когда разрушались языческие святилища и уничтожались изображения духов. В меньшей степени были разрушены погребальные комплексы. Влияние христианизации не коснулось некультовых объектов, они продолжали функционировать, претерпевая  конструктивные и технологические изменения, вызванные процессами этнокультурного взаимодействия.  Социалистические преобразования привели к значительной трансформации как традиционных способов хозяйствования сибирских народов, так и их культуры. Растянувшиеся на десятилетия реорганизация форм хозяйства (организация колхозов, затем их преобразования в совхозы, гос- промхозы, рыбоучастки) нанесли урон традиционным отраслям хозяйства. Традиционное природопользование потеряло свой комплексный характер – оленеводство, охота рыболовство стали развиваться обособленно друг от друга. Рыболовство и отчасти охота приобрели в советское время промышленный характер, подверглись влиянию технического прогресса. Современные виды транспорта – авиация, речной и морской флот, автомобили, снегоходы "Буран" потеснили многие традиционные средства передвижения. Ряд северных хозяйств был  вынужден переориентироваться на нетрадиционные отрасли – звероводство, животноводство, растениеводство, деревообработка и пр. Сселение аборигенов в укрупненные поселки нарушило принцип связи типа расселения с типом хозяйства. 

Но все же, несмотря на все инновации, большая часть представителей коренных народов трудилась в традиционных отраслях хозяйства. При всех плюсах и минусах социалистической системы хозяйствования, традиционные отрасли экономики все же

продолжали функционировать, хотя и преимущественно за счет государственных дотаций. Резкий переход к новым, рыночным, условиям привел к глубокому кризису,  который отрицательно сказался как на жизненном уровне аборигенных народов, так и на их культуре. В современных условиях отчетливо проявляется тенденция отхода значительной части коренного населения от традиционных систем жизнеобеспечения. Только часть населения связывает свое будущее с рыболовством, оленеводством, охотой. Именно такие группы сохраняют самобытные доиндустриальные черты в хозяйственно–бытовом укладе, материальной культуре, мировоззрении и обрядовой практике, родной язык.  Точные сведения о численности таких групп выявить сложно, что объясняется как наследием советской статистики, учитывавшей традиционные отрасли в разделе «сельское хозяйство», так и трудностью учета занятости в традиционных отраслях в связи со спецификой последних  (значительная часть сельских аборигенов в той или иной степени занимается традиционными видами деятельности сезонно).  Традиционная одежда народов Сибири стала вытеснять покупной со второй половины ХХ в. В отдаленных маленьких селениях она бытует до сих пор, а в крупных поселках ее носят только пожилые женщины. До сих пор не утратила своего значения мужская промысловая и дорожная зимняя одежда. Нужно отметить и то, что сегодня традиционный народный костюм воспринимается как праздничный.  В 1990-е годы значительно усилился интерес сибирских народов к собственной самобытной  истории и культуре. Особенно большой интерес отмечается к духовной культуре, что выражается в возрождении многих традиционных праздников, проведении фольклорных фестивалей. Сложнее обстоит дело с возрождением материальной культуры. В тоже время нужно отметить, что заброшенные поселения, недействующие культовые объекты представляют большой интерес для историко-этнологических исследований. В связи с этим желательны меры по их консервации, а еще важнее предоставление возможностей специалистам для проведения тщательного обследования этих памятников культуры.  Региональными властями предусматривается финансирование издательской деятельности, проведения различных выставок, конкурсов, фестивалей, съездов, традиционных обрядов; съемок видеофильмов о коренных народах, участия в этнографических и фольклорных экспедициях, развития национальных видов спорта; выпуска буклетов, рекламной продукции, изделий мастеров художественных промыслов; приобретения сценических костюмов для национальных фольклорных коллективов, произведений декоративно-прикладного искусства, экспонатов для этнографических музеев автономного округа; оборудования, кожи, меха, сукна, бисера для мастеров народных промыслов и т.п.  В  региональной символике распространены сюжеты, связанные  с элементами традиционной культуры коренных народов – орнаменты, изображения оленей, чумов и пр. В настоящее время у народов Сибири действуют различные общественные объединения (Ассоциации, Общественные движения), которые многое делают для сохранения и развития самобытной культуры и языков сибирских народов – проводят фольклорные фестивали,  семинары по родным языкам, школы мастеров декоративно-прикладного искусства, народных ремесел, проводят работу по сбору и фиксации фольклорных материалов, образцов орнаментов. Под эгидой этих общественных структур в некоторых поселках работают Центры национальных культур, которые регулярно проводят профессиональные праздники (День оленевода, День рыбака, День сеока), слеты, выставки-показы национальной одежды, различные конкурсы и спортивные состязания по традиционным видам спорта.



 

Свежий взгляд

Новые памятники

Новые памятники

Знак "Город воинской славы"
(г.Ростов-на-Дону)

В городе Зверево Ростовской области открыли памятник герою Советского Союза, летчику Ивану Докукину.

В г.Белая Калитва в преддверии празднования юбилея 65-летия Великой победы в парке им. Маяковского торжественно открыли памятник героям, на самолете сумевшим вырваться из фашистского ада, - «Побег из ада». 

В Ростове-на-Дону открылась мемориальная доска на доме по Семашко,111, где жил Константин Шапошников - ученый, который организовал первый в Советском Союзе радиотехнический институт.


В Ростове в холе НИИ механики и прикладной математики РГУ (ЮФУ) открыли мемориальную доску основателю института академику Академии Наук СССР и академику РАН Иосифовичу Израилевичу Воровичу.

"Афродита", она же "Венера", подаренная Ростову к Дню города городом-партнёром Анталией

  На ростовской набережной 15 декабря 2010г.  – в день подписания Указа об основании Темерницкой таможни, который считается официальным днём рождения Ростова-на-Дону, - был торжественно открыт памятник в честь этого события.

В Ростове-на-Дону в парке Октябрьской революции установлен памятник И.А.Бондаренко.

 
 Памятник первой учительнице. Установлен в Ростове-на-Дону у школы № 78. Открыт 1 сентября 2012г.

 
 
 

Утраченное

dedih1.jpg