Историко-культурный образ регионов как источник инновационного развития - с.10 |
![]() |
![]() |
![]() |
Страница 10 из 19 Структура Архивного фонда Российской Федерации. Архивный фонд Российской Федерации - это исторически сложившаяся и постоянно пополняющаяся совокупность архивных документов, отражающих материальную и духовную жизнь общества, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое и культурное значение, являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов Российской Федерации, относящихся к информационным ресурсам и подлежащих постоянному хранению. Документы Архивного фонда Российской Федерации являются одним из символов российской государственности, отражают правовые и организационные основы ее становления и развития, содержат сведения по политической истории страны, истории ее экономики, науки, культуры, социального развития населяющих Россию народов и народностей. В состав Архивного фонда Российской Федерации входят находящиеся на территории Российской Федерации архивные документы независимо от источника их происхождения, времени и способа создания, вида носителя, форм собственности и места хранения, в том числе юридические акты, управленческая документация, документы, содржащие результаты опытно-конструкторских и технологических работ, градостроительная документаци, кино-, фото-, видео- и фонодокументы, электронные и телеметрические документы, переписи, рисунки, чертежи, дневники, переписка, мемуары, копии архивных документов на правах подлинников, а также архивне документы государственных организаций, находящихся в иностранных государствах. В государственных и муниципальных архивах нашей страны сегодня хранится около 233 млн. дел., в том числе в федеральных архивах - около 42 млн. дел. Это наиболее ценная и информативная часть Архивного фонда России. Их них примерно 4,3% - это материалы, имеющие ограничительный или запретительный режим доступа (в целом по России такие ограничения имеют 2% дел). В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2001№504 «Об общероссийском мониторинге состояния и использования памятников истории и культуры, предметов Музейного фонда Российской Федерации, документов библиотечных фондов, Архивного фонда Российской Федерации, а также кинофонда » с 2002 года проводится мониторинг состояния сохранности Архивного фонда Российской Федерации на основе утвержденной Росархивом Анкеты мониторинга. Структурная схема организации Архивного фонда Российской Федерации определяется существующей сетью федеральных, государственных и муниципальных архивов, других учреждений, в законодательно определенном порядке хранящих документы Архивного фонда Российской Федерации, а также сетью архивов министерств, ведомств, организаций, в том числе негосударственных, документы которых в установленном порядке отнесены к составу Архивного фонда Российской Федерации. Наиболее ценная часть Архивного фонда Российской Федерации объемом около 41,0 млн. единиц хранения сконцентрирована в 14 федеральных архивах. Свыше 129 млн. единиц хранения Архивного фонда Российской Федерации хранится в 201 государственном архиве субъектов Российской Федерации и более 43,0 млн. единиц хранения - в 2,5 тыс. муниципальных архивах. Около 2,3 млн. единиц хранения сосредоточено в Архиве Российской Академии Наук, ее научных и научно-отраслевых архивах и свыше 7 млн. единиц хранения - в музеях и библиотеках. Ежегодно объем документов Архивного фонда Российской Федерации, хранящихся в архивных учреждениях системы Росархива, увеличивается в среднем на 1,6 млн. единиц хранения за счет приема из ведомств документов, отнесенных в установленном порядке к составу Архивного фонда Российской Федерации. Кризисные явления архивная отрасль ощущает, прежде всего, в сокращении финансирования. И самая большая опасность этого сокращения таится в бюджетах регионального и местного уровней. Экономический кризис особенно болезненно приходится по тем субъектам Федерации, которые ранее были донорами, где есть развитая промышленность, а ведущей является одна, как правило, экспортно ориентированная отрасль. Бюджетные доходы снизились в угледобывающих и металлургических регионах (Кемеровская, Челябинская области), "нефтяных" - Тюменской области, Республике Коми, Ханты - Мансийском автономном округе-Югре. По имеющейся информации объемы сокращения бюджетных ассигнований на архивное дело в субъектах Российской Федерации в 2009 г., по отношению к утвержденному бюджету текущего года, составили от 0,001% до 54%. Как правило, большинство расходных статей, кроме зарплаты и коммунальных услуг, финансируются не в полном объеме. Наибольшему сокращению (более 30%) финансирование архивной отрасли подверглось в Ставропольском крае, Архангельской, Вологодской, Ивановской (54%), Иркутской, Челябинской (52%) областях. В то же время в ряде регионов сокращение пока еще незначительно (в Магаданской, Пензенской, Псковской, Самарской, Томской, Тюменской областях не достигает 5%). По областным целевым программам в ряде субъектов Федерации объемы выделения финансовых средств также снижены (Краснодарский край, Курская, Пензенская (на 61%), Смоленская, Тюменская области). Приостановлено финансирование ведомственной целевой программы "Документальное наследие Югры" в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре. Что касается выплат субвенций муниципальным образованиям на исполнение государственных полномочий в области архивного дела, то картина также неоднозначная: в одних регионах финансирование полномочий производятся ежемесячно в полном объеме (Удмуртская Республика, Самарская область) в других - сокращения незначительны (Республика Мордовия - 2,23%), в третьих - значительны (30% Вологодская область). К сожалению, в некоторых регионах уменьшается и финансирование зарплат: в последнее время появилась информация о сокращении фонда оплаты труда (Республики Адыгея, Башкортостан). Поступила и нерадостная информация о сокращении численности работников госархивов в Омской области на 10%. В условиях сокращения финансовых средств обозначился определенный круг вынужденных потерь - урезанных в условиях кризиса работ и услуг, оказываемых архивными учреждениями. Прежде всего, это публикационная деятельность (Республика Татарстан, Алтайский, Ставропольский края, Калининградская, Костромская, Ростовская, Томская области, и др.), реставрационные работы, ремонт документов (Республика Башкортостан, Ставропольский край, Ивановская, Курганская, Томская области, Еврейская автономная область и др.), создание страхового фонда (Республика Башкортостан), развитие научно-справочного аппарата, в том числе описание документов личного происхождения, создание путеводителей (Вологодская область); оказание научно-методической помощи организациям (Вологодская область) и т.д. Серьезно пострадали такие направления, как модернизация материально-технической базы (Карачаево-Черкесская Республика, Иркутская, Ростовская области, Еврейская автономная область), приобретение компьютерной техники (Республика Бурятия, Алтайский край, Курганская, Саратовская области), перевод документов в электронный формат (Воронежская, Тюменская, Челябинская области). Отложено проектирование и строительство нового здания Центрального государственного архива Самарской области. Приостановлено финансирование работ по реконструкции и оснащению здания ЦГА Удмуртской Республики. На завершающем этапе остановилось строительство здания национального архива Республики Ингушетия в г. Магасе. Приостановлено проведение реконструкции выделенного областному архиву дополнительного здания в Ивановской области. Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства, реконструкцию здания Государственного архива Курганской области со строительством здания архивохранилища сократились на 88 %. В связи с нехваткой средств на капитальный ремонт вновь выделенного помещения для Государственного архива документов по личному составу Иркутской области ограничен прием документов от ликвидированных организаций. О сокращении строительства приходится говорить с особенным сожалением, поскольку, темпы строительства государственных и муниципальных архивов и раньше не отвечали растущим потребностям архивных учреждений. В целом по стране дефицит площадей архивохранилищ составляет около 120 тыс. кв. м. Из-за отсутствия необходимых площадей до настоящего времени не решен вопрос о создании Российского государственного архива по личному составу для обеспечения сохранности и использования документов по личному составу, созданных в деятельности ликвидированных министерств и ведомств СССР, РСФСР, Российской Федерации, и находящихся на хранении в ряде федеральных органов исполнительной власти. В настоящее время потребность в площадях федеральных архивов составляет не менее 50 тыс. кв. м. Во всем мире традиционный способ работы наиболее квалифицированных пользователей с архивными документами - через читальные залы архивов. Можно с уверенностью прогнозировать, что для серьезных ученых этот способ работы останется главным и на ближайшие десятилетия. Учитывая это, Росархив поставил под особый контроль работу читальных залов федеральных архивов. За последние пять лет количество читальных залов достигло 37, а число посадочных мест в них увеличилось до 841 (т.е. примерно на 25%, в среднем 56 посадочных мест на один архив). Это произошло в результате укрепления материально-технической базы федеральных архивов. После переезда в новые здания Российский государственный исторический архив и Российский государственный архив Военно-Морского Флота в г. Санкт-Петербурге получили современные читальные залы, в которых созданы комфортные условия для работы, в том числе с использованием электронных поисковых систем. Полностью были модернизированы два читальных зала Российского государственного архива литературы и искусства (ранее архив имел один зал, куда пользователи вынуждены были заблаговременно записываться), а также общий читальный зал Государственного архива Российской Федерации и Российского государственного архива экономики (г. Москва). Этот самый большой зал стал лицом архивной отрасли, поскольку в нем установлено все необходимое техническое оборудование, на 2-х серверах загружена современная БД со структурированными описаниями более 2,5 млн. заголовков дел, доступная через установленные на рабочих столах в зале 40 терминалов. Недавно проведенное ГАРФ анонимное анкетирование пользователей показало, что большинство не просто удовлетворено, но и считает предложенные в зале современные электронные средства поиска заметным шагом вперед. Читальные залы других архивов отремонтированы, все залы в обязательном порядке оснащены системами видеонаблюдения. Состав Национального библиотечного фонда и проектно-программные средства его поддержки и развития. Библиотечная система Российской Федерации насчитывает, по экспертным оценкам, 130 тыс. библиотек, располагающихся по всей территории страны и относящихся к ведению различных министерств, ведомств, органов государственной и муниципальной власти различных уровней, предприятий, организаций, учреждений. Самая многочисленная библиотечная сеть входит в ведение Министерства образования и науки Российской Федерации: приблизительно 66 000 школьных и более 3000 библиотек средних специальных и высших учебных заведений. Российской Академией наук создано 379 библиотек. В сфере промышленности, транспорта и связи работают 3500 научно-технических библиотек, в области сельского хозяйства - 720 специальных библиотек, в медицине и здравоохранении - 1500 библиотек. Разветвленной сетью библиотек располагают также Минобороны России и другие силовые ведомства. Количество публичных (общедоступных) библиотек составляет около 49,5 тысячи, из которых к ведению Минкультуры России относятся 47 тысяч библиотек. В том числе региональных библиотек - 264 (85 универсальных научных библиотек, 35 юношеских, 74 детских и детско-юношеских, 70специальные библиотеки для слепых) и муниципальных 46,8 тысячи (из них 36,1 тыс. сельских). Кроме того, к ведению Минкультуры России относится сеть музейных, театральных библиотек, библиотек ведомственных учебных заведений, а также сеть книжных палат во главе с Российской книжной палатой, осуществляющей архивное хранение печатных изданий России и администрирующей поступление национального бесплатного обязательного экземпляра в государственные библиотеки. Общие данные обо всей библиотечной сети страны носят приблизительный характер, так как последняя всероссийская перепись библиотек была проведена более 20 лет назад, а именно в эти годы количество библиотек существенно сократилось, в то же время появлялись новые, имело место слияние некоторых библиотек. Особое внимание требуют к себе именно публичные (общедоступные) библиотеки, так как именно они в первую очередь должны решать задачу предоставления свободного доступа к информации по месту жительства каждому человеку. Сформированная на протяжении многих десятилетий система российских библиотек, несмотря на существенное недофинансирование, в последние пятнадцать лет все же достигла определенных положительных результатов. Создано консолидированное библиотечное профессиональное сообщество, способное решить задачу возрождения на новом уровне библиотечного дела в стране в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2007 года. Все большую роль начинают играть профессиональные организации и некоммерческие партнерства, действующие на общероссийском (в первую очередь Российская библиотечная ассоциация), региональном и отраслевом уровнях, общественные комитеты и советы (Общественный комитет содействия развитию библиотек, Информационно-библиотечный совет РАН). Действия библиотек по различным направлениям профессиональной деятельности регулярно открыто обсуждаются на самых различных уровнях.. Библиотеки активно ведут работу по своему позиционированию в обществе в условиях кардинальных технологических перемен, процессов глобализации, беспрецедентного роста объемов информации. Уровень внедрения автоматизированных систем и технологий в библиотеках России, начавшись фактически с нуля, стремительно развивался. В результате федеральные и крупнейшие региональные библиотеки имеют достаточно высокий уровень технической оснащенности, что сделало их заметными участниками процесса формирования информационной инфраструктуры страны, созданы и активно используются специальные автоматизированные библиотечные системы практически во всех библиотеках этого уровня, на основе европейского разработан российский формат обмена библиографическими данными. В течение ряда лет реализуются долгосрочные проекты и программы:
|