с.9 - Page 9

Официально

Голосования

Считаете ли Вы нужным сохранить дом Чернова (г. Ростов-на-Дону, пр. Будёновский, 17) и внести его в список объектов культурного наследия.
 
Баннер

Рассказы о памятниках

Дом Максимова.

 

"Дом купца Максимова" - Первый двухэтажный каменный дом в Ростове.

Призвать к ответу

Судьбу ростовского ипподрома решит суд общей юрисдикции

Арбитражный суд Ростовской области не стал рассматривать иск регионального отделения Всероссийского общес...

Заместитель главы Ростова-на-Дону по вопросам ЖКХ уволен по требованию прокуратуры

Прокуратура Ростова-на-Дону провела проверку в администрации Ростова-на-Дону по вопросу соблюдения законод...

Атаманский дворец в Старочеркасской окончательно остаётся музеем.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в Краснодаре вынес решение по делу, которое длится долгие месяцы....
Баннер

Символы Дона

... и антисимволы

  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
Историко-культурный образ регионов как источник инновационного развития
Историко-культурный образ регионов как источник инновационного развития - с.9 PDF Печать E-mail
Индекс материала
Историко-культурный образ регионов как источник инновационного развития
с.2
с.3
с.4
с.5
с.6
с.7
с.8
с.9
с.10
с.11
с.11
с.12
с.13
с.14
с.15
с.16
с.17
с.18
Все страницы

 

  К первой попытке  создания скансенов на территории нашей страны можно отнести экспонирование в Москве в 1923 г. крестьянских построек девяти губерний европейской части РСФСР с сохранением внешнего вида, интерьеров и предметов хозяйственного и бытового обихода. Все сооружения выставки были построены мастерами, которые должны были воспроизвести на экспозиции характерные для их этнорегиональной культуры архитектурные комплексы. Это позволило показать типичные черты народной архитектуры представленных регионов. В интерьерах построек экспонировались подлинные предметы

крестьянского хозяйства и быта. Этот опыт получил продолжение в 1927 году при создании музея под открытым небом в Коломенском под Москвой. Коломенский музей, по замыслу авторов его проекта, должен был показать выдающиеся произведения национального зодчества всех народов СССР, особенности развития национальных культур и их взаимовлияния. Главная цель этой демонстрации виделась в сохранении и популяризации памятников народного зодчества. За несколько лет на территорию музея были перевезены различные  архитектурные памятники. Формирование сети музеев под открытым небом на территории России началось в 50-е годы XX в. (первым был музей-заповедник «Кижи»), большинство из них были созданы в 60-70-е гг. (в Архангельске, Вологде, Иркутск, Костроме, Нижнем Новгороде, Новгороде, Суздале). Процесс строительства музеев этого типа на территории Российской Федерации продолжался до 90-х гг. XX вв. (Лянторский хантыйский этнографический музей организован в 1989 г.). В настоящее время в России действует около 20 музеев подобного типа. Вопрос классификации музеев под открытым небом не имеет однозначного решения. Наибольшее распространение получила систематизация на основе такого признака, как способ создания. Выделяются музеи, созданные на базе архитектурных памятников, оставленных  in situ и воссозданных из свезенных памятников. Наибольшее число музеев под открытым небом на территории Российской Федерации представляют музеи «свозимого» типа. Структура большинства современных отечественных «скансенов» организована по принципу моделирования этнокультурного, архитектурно-строительного, историко-экономического районирования экспонируемых регионов. При такой структуре музей представляет собой воспроизведение фрагментов исторических планировок в отдельных секторах, в целом демонстрирующем модели поселений в различных национальных вариантах. Важным элементом экспозиции являются интерьеры, насыщенные типичными предметами традиционного быта. Главная тенденция развития музеев подобного типа заключается в стремлении к сочетанию задач по сохранению памятников народного зодчества и демонстрации традиционно-бытовой культуры. Это выражается в активном поиске новых форм как консервации и музеефикации архитектурных памятников, так и организации этнографической экспозиции. Совершенствование демонстрации народной культуры в музеях под открытым небом проявляется в тематике экспозиций. Существенные элементы этого процесса: формирование аграрного ландшафта (создание приусадебных садов, огородов и т.п.); демонстрация сельскохозяйственной и промышленной деятельности; показ традиционных промыслов на основе производственных построек; диахронное и синхронное расширение тематики. Появляются в экспозициях музеев под открытым небом структуры, отражающие городскую культуру. В связи с этим перспективным представляется создание городских музеев под открытым небом. При всех успехах, достигнутых в строительстве музеев, созданных на основе свозимых памятников, в последнее время значительное признание получила идея о сохранении памятников народной архитектуры на местах бытования и их традиционном использовании в «живых» поселениях.  Это направление работы отечественных музеев под открытым небом приближает их к модели зарубежных скансенов, которые, пройдя долгий путь развития, накопили значительный опыт не только в создании архитектурно-этнографических экспозиций, но и в решении проблемы вовлечения и участия местного населения в музейную деятельность. 

Перспективным с этой точки зрения является зарубежный опыт по созданию «экомузеев», где удалось наладить систему хранения и развития традиционного уклада в современной хозяйственной и культурной жизни отдельных групп населения на постоянной основе. Это направление в музейном строительстве получает развитие и в нашей стране.

Удачным в данном аспекте специалисты признают опыт создания таких музеев в Ханты-Мансийском автономном округе.  Скансены по своему характеру ближе всего стоят к модели музея, который способствует возрождению этнокультурных традиций, что выражается также в организации фольклорных праздников, театрализованных представлений, праздников ремесел и т.п. Таким образом, музеи под открытым небом представляют одну из наиболее действенных форм освоения национального культурного наследия. Повышение эффективности их деятельности связано прежде всего с решением целого комплекса проблем, характерных именно для данных музеев. Это проблемы комплектования архитектурных объектов, реставрации и консервации, вопросы их экспозиционной эксплуатации. Культивирование музеями различных массовых мероприятий, провоцируемое в том числе и стремлением получить дополнительные средства с целью улучшения материального положения, ставит новые проблемы выработки норм оптимальных антропогенных нагрузок на экспонируемые памятники, сохранности самих архитектурных памятников и этнографических предметов, которыми насыщены их интерьеры. Такой комплекс специфических для скансенов проблем, усугубляемых проблемами финансового порядка, практически заслоняет в этих музеях решение вопросов научной работы, связанной с изучением этнографии своего региона, научной обработкой собранного этнографического материала. Это в свою очередь снижает, а в перспективе грозит вообще свести к нулю, эффективность музеев как механизма освоения национального этнокультурного наследия, центров этнографических изысканий, превращением их в коммерческие предприятия этнографической тематики на пути туристических маршрутов. Как показывает практика, развлекательно-досуговую функцию могут выполнять этнографические аттракционы, использующие в своей работе новоделы, реплики, реконструкции, выполненные иногда на высоком профессиональном уровне, а не скансены, основанные на подлинных этнографических памятниках. В качестве положительного примера коммерческих предприятий этнографической тематики можно привести туристический комплекс «Русская деревня «Шуваловка»» под Санкт-Петербургом, комплекс «Казачья станица «Атамань» в Темрюкском районе Краснодарского края. Задача музея беречь наследство, разъяснять, консультировать, препятствовать распространению профанирующих технологий презентации сохраненного наследия, предъявляя обществу эталонные образцы традиции – этнографические артефакты. Этнографические материалы в значительном количестве хранятся в фондах и используются в экспозициях музеев различного профиля: комплексных, созданных на базе крупных (республиканских, областных) краеведческих музеев, таких, например, как Национальный музей Удмуртской республики, Национальный музей республики Коми; историко-краеведческих, например, в Республиканском краеведческий музее им. А.В. Анохина, Красноярском краевом этнографическом музее, Белгородском областном краеведческом музее; исторических, например, в Государственном историческом музее; историко-архитектурных и историко-художественных: Старочеркасском историко-архитектурном музее-заповеднике, Семеновском государственном историко-художественном музее, Каргопольском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике.; в музеях, посвященных истории народных ремесел, промыслов, народного искусства: например, Музее истории художественных промыслов Нижегородской области. Характер деятельности музеев определяется их профилем, поэтому, комплектуя этнографические коллекции, музеи ставят перед собой разные задачи, что накладывает отпечаток на содержание коллекций и их использование в экспозиции и просветительной деятельности. 

Художественные музеи, включая музеи народного искусства, преимущественно пополняют свои фонды предметами народного декоративно-прикладного искусства. Историко-мемориальные и литературно-мемориальные музеи формируют этнографические

коллекции, в основном, исходя из задач воссоздания обстановки определенного исторического периода или исторического персонажа с целью усиления познавательного и эмоционального воздействия экспозиции. Историко-краеведческие  и этнографические музеи комплектуют этнографические собрания, отражающие этнографическую специфику своего региона. Несмотря на различие в качественном составе, этнографические коллекции музеев различного профиля объединяет характер предметов, несущих в себе информацию об этнических культурах. В суммарном выражении этнографические коллекции, сосредоточенные в музеях Российской Федерации, насчитывают миллионы единиц хранения, отражают культуру большинства народов и этнических групп. Однако информация об этих коллекциях недоступна многим потенциальным пользователям. Музейные предметы в значительной мере не изучаются и не вводятся в научный оборот. Научные публикации во многих музеях отсутствуют или, издаваемые мизерными тиражами, остаются доступными ограниченному кругу исследователей, сведения о них, практически отсутствуют. В абсолютном большинстве музеев каталогизация этнографических коллекций не проводится, каталоги не публикуются. Практически недоступна информация о форме работы музеев с этнографическими коллекциями, о тематике экспозиций и выставок, в которых они используются. Таким образом, значительная в количественном отношении и ценная в содержательном плане часть этнографических коллекций находит применение только в небольшой своей части в музейных экспозициях. Это усугубляется и тем, что при систематизации этнографических коллекций в фондах, которые в объединенных музеях, музеях-заповедниках являются общими для центральных музеев и их архитектурно-этнографических филиалов, все этнографические предметы хранятся по виду материала, из которого они изготовлены, сведения об их этнической принадлежности не фиксируются, т.е. этнографические предметы растворяются в общей массе историко-бытовых и иных коллекций, целостность этнографических коллекций разрушается. В результате ценность предметов как носителей этнокультурной информации резко снижается. Все это препятствует использованию научного, образовательно-воспитательного потенциала значительной части этнографических коллекций как важнейшей части этнокультурного наследия народов Российской Федерации. Роль музеев как центров развития этнографических исследований, этнокультурного просвещения неуклонно снижается. Исключение, с точки зрения научной обработки и изученности этнографических коллекций, использования их потенциала составляют лишь ведущие этнографические и центральные музеи, содержащие этнографические коллекции: Российский этнографический музей, Музей Антропологии и этнографии народов мира РАН, Этнографический музей Казанского государственного университета, Государственный Русский Музей, Государственный исторический музей; ряд крупных историко-краеведческих музеев, в которых традиционно, начиная с момента их создания, активно проводились этнографические краеведческие исследования (Сахалинский государственный областной краеведческий музей, Ставропольский государственный краеведческий музей им. Г.Н. Прозрителева и Г.К Праве, Тюменский областной краеведческий музей имени ИЯ. Словцова и др.). Решение проблем этнографической музейной деятельности и в свою очередь повышение эффективности использования этнокультурного наследия народов Российской Федерации, сохраняемого в музеях Российской Федерации, возможно лишь при условии изменения стратегии развития музейной сферы в масштабах страны.  

 



 

Свежий взгляд

Новые памятники

Новые памятники

Знак "Город воинской славы"
(г.Ростов-на-Дону)

В городе Зверево Ростовской области открыли памятник герою Советского Союза, летчику Ивану Докукину.

В г.Белая Калитва в преддверии празднования юбилея 65-летия Великой победы в парке им. Маяковского торжественно открыли памятник героям, на самолете сумевшим вырваться из фашистского ада, - «Побег из ада». 

В Ростове-на-Дону открылась мемориальная доска на доме по Семашко,111, где жил Константин Шапошников - ученый, который организовал первый в Советском Союзе радиотехнический институт.


В Ростове в холе НИИ механики и прикладной математики РГУ (ЮФУ) открыли мемориальную доску основателю института академику Академии Наук СССР и академику РАН Иосифовичу Израилевичу Воровичу.

"Афродита", она же "Венера", подаренная Ростову к Дню города городом-партнёром Анталией

  На ростовской набережной 15 декабря 2010г.  – в день подписания Указа об основании Темерницкой таможни, который считается официальным днём рождения Ростова-на-Дону, - был торжественно открыт памятник в честь этого события.

В Ростове-на-Дону в парке Октябрьской революции установлен памятник И.А.Бондаренко.

 
 Памятник первой учительнице. Установлен в Ростове-на-Дону у школы № 78. Открыт 1 сентября 2012г.

 
 
 

Утраченное

03.jpg