с.8 - Page 8

Официально

Голосования

Считаете ли Вы нужным сохранить дом Чернова (г. Ростов-на-Дону, пр. Будёновский, 17) и внести его в список объектов культурного наследия.
 
Баннер

Рассказы о памятниках

"Дом Булавина"

Призвать к ответу

Судьбу ростовского ипподрома решит суд общей юрисдикции

Арбитражный суд Ростовской области не стал рассматривать иск регионального отделения Всероссийского общес...

Заместитель главы Ростова-на-Дону по вопросам ЖКХ уволен по требованию прокуратуры

Прокуратура Ростова-на-Дону провела проверку в администрации Ростова-на-Дону по вопросу соблюдения законод...

Атаманский дворец в Старочеркасской окончательно остаётся музеем.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в Краснодаре вынес решение по делу, которое длится долгие месяцы....
Баннер

Символы Дона

... и антисимволы

  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
Историко-культурный образ регионов как источник инновационного развития
Историко-культурный образ регионов как источник инновационного развития - с.8 PDF Печать E-mail
Индекс материала
Историко-культурный образ регионов как источник инновационного развития
с.2
с.3
с.4
с.5
с.6
с.7
с.8
с.9
с.10
с.11
с.11
с.12
с.13
с.14
с.15
с.16
с.17
с.18
Все страницы

Для многих коренных народов в условиях современности традиционная культура приобретает новые значения и коннотации, становясь источником коллективных прав на самоопределение, а выражение культурных различий используются ими как инструментальное основание для мобилизации группы, а также как легитимный политический ресурс. Для равноправного политического участи в мировом сообществе

коренные народы концептуализируют себя в том числе и как культуры, т.е. как группы, обладающие культурным единством, и определяют признаки – лингвистические, расовые, религиозные, как «аутентичные», так и «изобретенные», - на основании которых они отличают себя от доминирующего большинства. Этнографические коллекции, демонстриуемые в музеях, становятся для представителей этих народов важнейшим средством визуализации данных концепций, средством создания публичного этнокультурного образа своей этнической группы.  Характерная для современного общества интенсификация миграционных потоков, изменяет условия осуществления повседневного взаимодействия людей, элементы межкультурной коммуникации занимают в нем все больший объем. Важной установкой при выстраивании повседневных отношений становится этническая толерантность. Освоение населением норм толерантного поведения становится важнейшим фактором стабильности общества. Наряду с когнитивным аспектом, немаловажным, а возможно и основным условием успешного воспитания толерантности является позитивная этническая самоидентификация, при которой образ своего народа воспринимается как положительный, имеет место благоприятное отношение к его культуре, истории, естественный патриотизм, не переходит в фаворитизм. Соответственно значима роль этнографических музеев, в этнокультурном просвещении, воспитании этнического сознания и самосознания.  Роль государства состоит в том, чтобы обеспечить возможность ознакомления с богатейшим наследием, сохраняемым этнографическими музеями. Главный путь решения данной задачи – строительство современных, в научном и технологическом аспектах фондохранилищ, обеспечивающих доступ к экспонатам в режиме «открытое хранение». В настоящее время подавляющее большинство этнографических музеев не располагают достаточным количеством помещений, даже для обеспечения нормативных условий хранения своих коллекций. Традиционным, сохраняющим свою актуальность способом предъявления информации для этнографических музеев остаются постоянные экспозиции и выставки. Современная тенденция демонстрации этнографических коллекций связана с решением задачи воспитания толерантности, терпимости, понимания людей другой антропологической, этнической, культурной принадлежности, с осознанием важности сохранения традиционных экологических представлений и отражением данных проблем в экспозиции. Однако возможность личного более или менее регулярного посещения этнографических музеев в масштабе страны имеет относительно небольшое количество граждан. Поэтому все большую популярность во всем мире и в России в том числе, получают проекты, реализующие идею коллективного доступа на основе Интернет-технологий к информации о коллекциях этнографических музеев. Речь идет не только и не столько о представлении виртуальных образов этнографических предметов, а об информации поисково-справочного характера, благодаря которой каждый человек в любой точке нашей страны или за ее пределами может получить сведения о том, где, в каких музеях России хранятся предметы, характеризующие культуру интересующего его народа; на какой территории, в какой период времени коллекции были собраны, пути их поступления в музей, имена собирателей. Такого рода информация представляет интерес и пользу также с точки зрения развития музейно-выставочного обмена, которому принадлежит важная роль в обеспечении доступа людей к ознакомлению с этнографическими коллекциям.

Исследования в области научного структурированного описания этнографических музейных памятников и представления этнографической информации в виртуальном пространстве плодотворно проводятся в отечественных музеях, начиная с 1980-х гг. Необходимо, чтобы накопленный опыт был использован при разработке стандартов научного описания музейных памятников в рамках создания Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации. Основным признаком, превращающим совокупность этнографических предметов в этнографическую коллекцию, является их принадлежность к культуре одного народа или этнографической/этнической группе. В

музейной практике возможно и более узкое понимание этнографической коллекции как совокупности предметов по этнографии одного народа или этнографической/этнической группы, собранных одним исследователем в течение определенного полевого сезона. Сохранность этнографических коллекций обеспечивается условиями хранения и применением консервационной и реставрационной методик в соответствии с материалом этнографических предметов, поэтому при хранении коллекции рассредоточиваются, а их цельность «в идеале» фиксируется соответствующей документацией. Каталожная карточка на музейный предмет, включаемый в Государственный музейный каталог, должна предусматривать возможность характеристики, где это необходимо, его этнической принадлежности, что позволит обеспечить целостность восприятия этнографических коллекций на уровне единой базы данных. В настоящее время в нашей стране действуют 30 этнографических музеев, 15 из которых являются самостоятельными  юридическими лицами, а остальные функционируют в качестве филиалов краеведческих музеев или отделов в структуре музеев-заповедников. Музеи этнографического профиля широко, но не равномерно в масштабах Российской Федерации распространены территориально, чрезвычайно различны по составу своих коллекций, способам показа, целям и задачам, которые они решают в области научных этнографических исследований,  социальном взаимодействии. 

При характеристике музеев данной профильной группы важное значение имеет классификация, систематизирующая их по общественному назначению, акцентирующая внимание на факте взаимосвязи принципов формирования, организации фондовых коллекций, соотношении между различными видами деятельности (исследовательской, научно-фондовой, экспозиционной, экскурсионно-лекционной) с целями создания и функционирования музея. На основе данного признака этнографические музеи условно делятся на 1)исследовательские/академические; 2)научно-просветительные и 3)учебные. Хотя преобладающей группой в России являются научно-просветительные этнографические музеи, изначально предназначенные для использования массовым посетителем, характеристику этой профильной группы музеев логично начинать с академических/исследовательских, так как именно таковым является один из самых известных в России и за ее пределами Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера). На протяжении всего периода существования Музей включал в свой штат и объединял вокруг себя петербургских этнографов и антропологов, которым принадлежала ведущая роль в разработке методов проведения этнографических исследований, принципов сбора, научного описания, систематизации этнографических материалов. Как известно, русская этнография зародилась в недрах первого публичного российского музея - Кунсткамеры Петербургской Академии наук. В 1836 г. при разделении Кунсткамеры на ряд специализированных музеев был создан Этнографический музей, который в 1879 году был преобразован в Музей по антропологии и этнографии. Как было написано в уставе Академии наук, «этнографический музей – центральное учреждение в империи для изучения различных человеческих племен и их культурного развития, особенно живущих в Русском государстве». С 1903 года – это Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого, на базе которого в 1930 году был создан Институт антропологии и этнографии Академии наук СССР, ныне Институт этнологии и антропологии РАН (Москва). На специальных совещаниях Российской Академии наук в 1901 – 1903 гг. Музей антропологии и этнографии был определен как музей научный, главной целью которого было проведение исследований в области этнографии. Он должен был собирать материалы, которые давали бы представление о «культуре всего человечества – как в статистическом, так и так и динамическом отношении». На протяжении всего периода существования Музей продолжает оставаться одним из крупнейших исследовательских центров по изучению культурного наследия человека. В настоящее время он также функционирует в системе Российской академии наук. Собрание Музея насчитывает более миллиона единиц хранения и в значительной мере отражает все

многообразие культур народов Старого и Нового Света, при экспонировании музейные этнографические предметы систематизируются по региональному принципу. В Кунсткамере, как и в иных этнографических музеях академического типа, использование музейного фонда осуществляются, главным образом, в исследовательских целях. Доминирующее научное назначение этих музеев определяет как принципы формирования фондовых коллекций, являющихся результатом научной работы сотрудников данного научно-исследовательского учреждения, так и содержание экспозиций. Доступность их восприятию широкой публикой, как правило, не доминирует при создании экспозиций.  В настоящее время основная тенденция развития Кунсткамеры выражается в увеличении объема экспозиционно-выставочной, просветительной работы в общей структуре деятельности музея, реализации проектов, направленных на обеспечение более широкого доступа к информации о своих коллекциях, в том числе посредством Интернет. Одно из актуальных направлений - модернизация постоянных экспозиций. По причине резкого сокращения финансирования Музея антропологии и этнографии, как и Российской Академии наук в целом, в 1990-е гг. процесс перестройки музейных экспозиций, созданных еще в 1950-70-е гг. XX в., активно происходивший в музеях системы Министерства культуры Российской федерации практически не затронул Музей антропологии и этнографии. Наиболее острые проблемы Кунсткамеры, как и у всех музеев, располагающихся в исторических зданиях, связаны с их физическим износом, потребностью в значительных средствах на капитальный ремонт и реставрацию, с недостатком площадей для создания нормативных систем хранения, экспонирования коллекций, обеспечения более комфортных условий для посетителей музея (ежегодная посещаемость Музея составляет около полумиллиона человек). Помимо Кунсткамеры в России действуют еще три этнографических музея академического типа, они были созданы в 1970-80-е гг.: Музей истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока (при Институте истории филологии и философии Сибирского отделения РАН) (Новосибирск); Музей археологии и этнографии Башкирского филиала РАН. (Уфа), Музей археологии и этнографии Института языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения РАН (Сыктывкар).  Основной задачей этнографических музеев научно-просветительного типа является исследование и презентация этнической культуры народов определенного территории, в основу выделения которой могут быть положены самые разные принципы, такие как административно-территориальное деление, историко-культурное районирование и иные. Функции научного этнографического исследования, охраны исторических и культурных памятников сохраняют в данных музеях свое сущностное значение, но при этом они ориентированы на широкое использование музейного собрания в образовательных и воспитательных целях. Постоянные экспозиции и выставки, предназначенные для массового посетителя, составляют главный компонент музеев этого типа, их содержание в значительной степени определяет концепцию комплектования фондов, характер этнографических коллекций, из которых складывается музейное собрание. Одним из ведущих музеев научно-просветительного типа является Российский этнографический музей.

Российский этнографический музей - непосредственный преемник Этнографического отдела Русского музея Императора Александра III, созданного в 1895 г.указом Императора Николая II. Датой основания музея принято считать 10/23 января 1902 г., когда было утверждено штатное расписание Этнографического отдела.  Профиль и статус Этнографического отдела были утверждены на общей конференции Российской Академии наук 4 октября 1903 года. Он определялся как музей этнографии народов Российской империи и народов пограничных с нею стран, преимущественно славянских. Музей должен был стать центром научных этнографических исследований, базирующихся на собрании вещевых памятников культуры, и центром популяризации научных знаний в области этнографии. Согласно учредительным документам, перед Этнографическим отделом как

публичным музеем стояла задача «изобразить  наглядно картину народного быта России». Экспозиция должна была представлять «в ярких, по возможности, образах» особенности культуры отдельных народов и этнографических групп, а также показывать межкультурные связи. При определении методов комплектования исследователи музея исходили из необходимости сформировать заново в кратчайшие сроки возможно больший вещевой фонд, отвечающий всем требованиям науки. В настоящее время собрание музея насчитывает около полумиллиона памятников культуры и быта, отражающих этническую культуру свыше 150 народов Восточной Европы, Сибири, Дальнего Востока, Кавказа, Центральной Азии и других регионов. Предмет показа на постоянных экспозициях - различные аспекты традиционной культуры народов России и сопредельных стран. В системе научно-просветительной работы действует «Детский этнографический центр», «Школа ремесел», а также «Этнографический театр». Сайт музея предоставляет пользователям Интернета широкий спектр материалов о своих коллекциях, экспозициях и выставках, различных направлениях музейной деятельности. Среднее количество посетителей сайта в месяц составляет 18000 человек. Российский этнографический музей, объединяя деятельность, направленную на сохранение и репрезентацию этнической культуры народов России и сопредельных территорий, с научными исследованиями данной проблематики, является информационно-консультативным центром по вопросам исторического развития и сохранения различных этнических традиций. Существенным препятствием дальнейшего развития Российского этнографического музея, включая такие направления деятельности, как: экспозиционно-выставочная, научно-просветительная работа, комплектование и обеспечение сохранности коллекций является отсутствие необходимого количества музейных помещений. Данная проблема, возникнув  еще на этапе практической реализации архитектурного проекта здания музея, сохраняет свою актуальность на протяжении всего периода его существования.  Основное назначение музея учебного типа заключается в существовании его как элемента организации учебного процесса с использованием предметных средств – подлинных источников. Формирование этнографических коллекций и экспозиций подчинено в основном требованиям учебных программ и педагогических методик. К этнографическим музеям учебного типа относятся: Музей антропологии МГУ им. М.В. Ломоносова и один из старейших в России Этнографический музей Казанского государственного университета. На основе принципов презентации коллекций этнографические музеи делятся на павильонные, такие как, Музей Антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН (Кунсткамера), Российский этнографический музей, и архитектурно-этнографические музеи под открытым небом, например, Архангельский государственный музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы», Музей архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья (филиал Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника); Архитектурно-этнографический музей «Тальцы».  Наиболее распространенной группой этнографических музеев являются музеи под открытым небом - скансены. В расширенном значении это понятие включает в себя разнообразные архитектурные комплексы (дворцовые ансамбли, монастырские комплексы, усадьбы, традиционные жилища и т.д.); в более узком смысле оно закрепилось за группой архитектурно-этнографических музеев, осуществляющих показ памятников традиционно-бытовой культуры в условиях естественной среды бытования.. 



 

Свежий взгляд

Новые памятники

Новые памятники

Знак "Город воинской славы"
(г.Ростов-на-Дону)

В городе Зверево Ростовской области открыли памятник герою Советского Союза, летчику Ивану Докукину.

В г.Белая Калитва в преддверии празднования юбилея 65-летия Великой победы в парке им. Маяковского торжественно открыли памятник героям, на самолете сумевшим вырваться из фашистского ада, - «Побег из ада». 

В Ростове-на-Дону открылась мемориальная доска на доме по Семашко,111, где жил Константин Шапошников - ученый, который организовал первый в Советском Союзе радиотехнический институт.


В Ростове в холе НИИ механики и прикладной математики РГУ (ЮФУ) открыли мемориальную доску основателю института академику Академии Наук СССР и академику РАН Иосифовичу Израилевичу Воровичу.

"Афродита", она же "Венера", подаренная Ростову к Дню города городом-партнёром Анталией

  На ростовской набережной 15 декабря 2010г.  – в день подписания Указа об основании Темерницкой таможни, который считается официальным днём рождения Ростова-на-Дону, - был торжественно открыт памятник в честь этого события.

В Ростове-на-Дону в парке Октябрьской революции установлен памятник И.А.Бондаренко.

 
 Памятник первой учительнице. Установлен в Ростове-на-Дону у школы № 78. Открыт 1 сентября 2012г.

 
 
 

Утраченное

09.jpg