с.16 - Page 17

Официально

Голосования

Считаете ли Вы нужным сохранить дом Чернова (г. Ростов-на-Дону, пр. Будёновский, 17) и внести его в список объектов культурного наследия.
 
Баннер

Рассказы о памятниках

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Малом Мишкине.
Родовая усыпальница Платовых.

Призвать к ответу

Судьбу ростовского ипподрома решит суд общей юрисдикции

Арбитражный суд Ростовской области не стал рассматривать иск регионального отделения Всероссийского общес...

Заместитель главы Ростова-на-Дону по вопросам ЖКХ уволен по требованию прокуратуры

Прокуратура Ростова-на-Дону провела проверку в администрации Ростова-на-Дону по вопросу соблюдения законод...

Атаманский дворец в Старочеркасской окончательно остаётся музеем.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в Краснодаре вынес решение по делу, которое длится долгие месяцы....
Баннер

Символы Дона

... и антисимволы

  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
  • Наша боль
Историко-культурный образ регионов как источник инновационного развития
Историко-культурный образ регионов как источник инновационного развития - с.16 PDF Печать E-mail
Индекс материала
Историко-культурный образ регионов как источник инновационного развития
с.2
с.3
с.4
с.5
с.6
с.7
с.8
с.9
с.10
с.11
с.11
с.12
с.13
с.14
с.15
с.16
с.17
с.18
Все страницы

 

Необходимо создать единый центр по хранению копий фольклорно-этнографический полевых материалов различных учреждений и центров, с тем чтобы сделать указатели и вести перенос информации на современные носители. Без этой меры все собранное будет

просто утрачено. Собственно, записи, сделанные 20–30 лет назад, уже находятся в критическом состоянии, так как часто хранятся без соблюдения режима температуры и влажности из-за плохой технической оснащенности этих архивов. Сегодня большое количество учреждений и центров занимается изучением народной культуры. В некоторые селения, которые известны хорошей сохранностью культуры, в год приезжает по нескольку экспедиций. Даже простой опрос – это вторжение в культуру, влияние на изменение мировоззрения носителей традиции. Эти поездки никто не контролирует и не регулирует. Кроме того, огромное количество «черных» этнографов, коллекционеров и просто коммерсантов, скупающих костюмы или даже отдельные его детали, ежегодно посещает села и деревни. Что-то из этого наследия потом появляется на рынке в московском Измайлово и др. местах, вывозится за границу. Практически в каждой сельской школе, часто и в городских школах есть краеведческие уголки, а то и музеи. Если не в школе, то в библиотеке, доме культуры. Дети собирают по всему селению экспонаты, да и люди старшего поколения приносят старинные вещи, утварь, костюмы. Очень часто этим музеям могут позавидовать районные краеведческие музеи. Иногда они получают статус «народного» музея и их включают даже в туристические маршруты, привозят школьников из школ района. Так, при библиотеке возник и действует музей «Русская изба» в с. Кочемирово Кадомского района Рязанской обл. В школьном музее в дер. Перово Гусь-Хрустального р-на Владимирской обл. есть экспонаты, связанные с местным промыслом рисованных ковров. Крупные музеи в свое время не посчитали целесообразным отразить в экспозиции производство нехудожественных, аляповатых изделий, с производством которых была связана жизнь нескольких поколений целого куста деревень и которые несколько десятилетий украшали дома советских людей. Сейчас эти экспонаты уникальны. Само создание сельских и школьных музеев народного быта вовлекает в общее дело жителей разных поколений, объединяет их. Обычно такой музей становится культурным центром и воспринимается местным населением как «свой». Очень интересный музей организован в одной из школ г. Шацк Рязанской обл.: экспонаты размещены в классах и рекреации, где на переменах играют школьники. Краеведческий уголок был создан при церкви в с. Чернава Милославского р-на Рязанской обл. усилиями настоятеля храма.  Приходится констатировать, что после того как организатор такого музея по какой-либо причине перестает им заниматься, музей или краеведческий уголок ликвидируется, и экспонаты бесследно исчезают. Точно также исчезает музей или краеведческий уголок после закрытия школы, дома культуры, библиотеки в малолюдном селении. Бесследно исчезают подлинные костюмы распавшихся сельских фольклорных коллективов. В подобных музеях или библиотеках очень часто хранятся воспоминания жителей о селе, городе, о событиях XX в. и их влияние на жизнь людей этого поселения. Есть совершенно уникальные рукописи, посвященные описанию старого быта, фольклора, преданий и легенд, связанных с той местностью. И опять же, эти бесценные свидетельства прошлого недоступны, и велика степень вероятности их полной утраты.  За каждым пустеющим сельским населенным пунктом стоит своя история, свои традиции, обычаи и обряды, которые выделяли и отличали его жителей. Каждое селение – это свой неповторимый культурный микромир, маленький элемент разноцветной мозаики, из множества которых и складывается народная культура.  Для того чтобы сохранить этническое наследие в культурной памяти необходимо как можно шире рассказывать и писать о нем. Для выполнения этой задачи необходимо не только вести изучение народной культуры по всем регионам, но и делать его результаты широко доступными: издавать исследования и полевые материалы с комментариями, тематические фотоальбомы, делать видеофильмы. Необходимо подключить к этому делу СМИ. 

Нельзя не приветствовать инициативу Министерства культуры по выпуску цветных альбомов музейных коллекций народных костюмов (уже вышли книги, посвященные

народному костюму русских Воронежской, Белгородской, Пензенской областей). Книги о народной культуре должны быть хорошо изданы, написаны хорошим русским языком, но нельзя допускать неоправданной идеализации, лакировки, которые способны, наоборот, вызвать ее отторжение. Приобщать к общенациональной культуре надо, прежде всего, через региональную и даже yже – через местную культуру, потому что ощущение местной самобытности и причастности собственных предков к ее созданию пробуждают желание идентифицировать себя с этим локальным сообществом и принять его культуру, т.е. обеспечивает необходимую преемственность, без которой невозможно усвоение духовного наследия народа.  В 1970–1980-е гг. на сценах домов культуры практически в каждом селе делали инсценировки народной свадьбы, посиделок, колядования и т.д. и часто делали это успешно, используя местный материал. В 1990-е гг. эта работа потихоньку сворачивалась и сейчас зачастую носит формальный характер: организаторы используют сценарии и разработки, публикуемые Министерством культуры, а не местный материал. К сожалению, вместо того чтобы развивать и совершенствовать эту работу, в пустеющих селениях сокращают ставки культработников, разваливающиеся клубы просто закрывают.  Воспитание у молодежи гордости и любви к наследию предков может идти через участие в краеведческой работе. Сейчас в школьной программе есть краеведение, устраиваются школьные и научные краеведческие конференции и т.д., но очень часто эти занятия носят формальный характер. Перспективным для решения поставленной задачи, на наш взгляд, является развитие генеалогического направления. Среди людей старшего поколения в настоящее время много таких, кто для своих детей и внуков пытается составить не только генеалогическое древо, но и написать историю семьи. Опираясь на этот интерес, надо привлекать к работе подростков – и сельских, и городских, – чтобы они сами записывали со слов старших членов семьи историю своего рода, семейные предания, а затем издавать на местах сборники лучших работ. Эта деятельность будет способствовать укреплению коммуникативной семейной памяти.  В рамках краеведения необходимо развивать этнографическое направление: создавать этнографические общества, кружки, устраивать фестивали; создать сеть домов народного творчества для детей и подростков. Историко-культурные регионы: Северный Кавказ (на примере культурной ситуации в Дагестане). Основное содержание современного культурного наследия народов Дагестана связано с советским периодом их истории. В первую очередь следует отметить систему светского образования, включающую в себя разветвленную сеть средних школ, существующих практически во всех крупных населенных пунктах, и ряд высших учебных заведений. Это, в первую очередь, 5 государственных вузов – Дагестанский государственный университет (ДГУ), Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Дагестанский государственный технический университет (ДГТУ), Дагестанская медицинская академия и Дагестанская сельскохозяйственная академия. Наряду с ними в республике действуют несколько десятков филиалов этих и центральных вузов. В Дагестане существует Дагестанский научный центр Российской Академии наук, объединяющий 10 институтов (в 1945 г. – научно-исследовательская база, в 1949 г. – Дагестанский филиал Академии наук СССР, с 1992 г. – Дагестанский научный центр РАН).  В республике функционируют филармония и 9 профессиональных театров, в том числе Русский драматический театр им. Горького, Театр оперы и балета, кукольный театр и 6 национальных театров (аварский, кумыкский, лакский, лезгинский, даргинский, азербайджанский). Специалисты в области музыкальной и художественной культуры готовятся музыкальным училищем им. Гасанова и художественным училищем им. Джемала. Их выпускники не раз занимали призовые места на различных всероссийских международных конкурсах.

Национальное танцевальное искусство представлено Государственным академическим ансамблем народного танца «Лезгинка», Государственным ансамблем песни и танца Дагестана, многочисленными детскими танцевальными коллективами. На русском и 10 дагестанских языках издаются газеты и журналы, ведется теле- и радиовещание. В Дагестане работают 11 музеев, из которых самими крупными являются Дагестанский государственный историко-архитектурный музей с филиалами в ряде городов и селений и музей изобразительного искусства. Существуют профессиональные творческие союзы композиторов, писателей, журналистов.  Основным достижением постсоветского периода является то, что, несмотря на все экономические и политические проблемы, удалось в основном сохранить накопленный ранее культурный потенциал. Но вместе с тем последнее десятилетие ХХ в. привнесло новый элемент в культурный облик республики, связанный с процессом быстрого возрождения ислама и усилением его влияния на разные стороны жизни общества, в том числе и культурную сферу. За короткий срок быстро сформировалась целая сеть исламских учебных заведений разного уровня, от начальных школ до институтов и университетов. Правда, следует отметить, что уровень подготовки студентов исламских вузов очень низкий и в лучшем случае соответствует уровню учеников 10-11 классов средней школы. Действуют исламские благотворительные фонды, выходят исламские газеты («Ассалам», «Нурул ислам»), местные типографии печатают труды ряда религиозных авторитетов прошлого и современности. Процесс реисламизации по своим последствиям неоднозначен. Изначально он проходил под флагом возрождения национальной культуры – популярным лозунгом периода перестройки, но на деле возрождение ислама от нее отдаляло. Современные ревнители ислама в большинстве своем не знают и не признают традиционной культуры, в которой ислам являлся одной из составляющих. Мусульманская идентичность была фоном, на котором существовали многочисленные и разнообразные обычаи, традиции, календарные праздники, возникшие еще в доисламский период. Они были связаны с традиционным общинным укладом жизни в горах, условиями ведения хозяйственной деятельности, поэтому сохранялись и после распространения ислама. Весь этот пласт народной культуры, составлявший ее основу и обусловливающий ее самобытный облик, попросту не учитывается неофитами, для которых все формы и способы регулирования жизни общества ограничиваются нормами шариата.  Реисламизация породила конфликты, из которых важнейшими являются: 1) конфликт между светским характером общества и усиливающимся на него воздействием со стороны клерикальных кругов. Представители местного духовенства не удовлетворяются наличием системы религиозного образования, а пытаются проникнуть и поставить под свой контроль сферы светского образования, медицины, использовать в своих интересах административные  и финансовые ресурсы государства; 2) конфликт между сторонниками так называемого традиционного ислама и ваххабитами или, как они предпочитают себя сами называть, «салафитами». Конечной целью и тех, и других является построение исламского государства, но для ваххабитов это непосредственная задача, для достижения которой их крайнее крыло готово использовать методы вооруженной борьбы, в том числе террористическую деятельность. А сторонники традиционного ислама рассматривают это как перспективную задачу, для достижения которой нужно использовать мирные средства (по крайней мере такова официальная позиция Духовного управления мусульман Дагестана – ДУМД ). Они рассчитывают придти к власти легальным способом путем максимального проникновения во властные структуры и сращивания с ними. Сила государства нужна им в борьбе с их противниками, ваххабитами.

 



 

Свежий взгляд

Новые памятники

Новые памятники

Знак "Город воинской славы"
(г.Ростов-на-Дону)

В городе Зверево Ростовской области открыли памятник герою Советского Союза, летчику Ивану Докукину.

В г.Белая Калитва в преддверии празднования юбилея 65-летия Великой победы в парке им. Маяковского торжественно открыли памятник героям, на самолете сумевшим вырваться из фашистского ада, - «Побег из ада». 

В Ростове-на-Дону открылась мемориальная доска на доме по Семашко,111, где жил Константин Шапошников - ученый, который организовал первый в Советском Союзе радиотехнический институт.


В Ростове в холе НИИ механики и прикладной математики РГУ (ЮФУ) открыли мемориальную доску основателю института академику Академии Наук СССР и академику РАН Иосифовичу Израилевичу Воровичу.

"Афродита", она же "Венера", подаренная Ростову к Дню города городом-партнёром Анталией

  На ростовской набережной 15 декабря 2010г.  – в день подписания Указа об основании Темерницкой таможни, который считается официальным днём рождения Ростова-на-Дону, - был торжественно открыт памятник в честь этого события.

В Ростове-на-Дону в парке Октябрьской революции установлен памятник И.А.Бондаренко.

 
 Памятник первой учительнице. Установлен в Ростове-на-Дону у школы № 78. Открыт 1 сентября 2012г.

 
 
 

Утраченное

04.jpg