Историко-культурный образ регионов как источник инновационного развития - с.16 |
![]() |
![]() |
![]() |
Страница 17 из 19
Необходимо создать единый центр по хранению копий фольклорно-этнографический полевых материалов различных учреждений и центров, с тем чтобы сделать указатели и вести перенос информации на современные носители. Без этой меры все собранное будет просто утрачено. Собственно, записи, сделанные 20–30 лет назад, уже находятся в критическом состоянии, так как часто хранятся без соблюдения режима температуры и влажности из-за плохой технической оснащенности этих архивов. Сегодня большое количество учреждений и центров занимается изучением народной культуры. В некоторые селения, которые известны хорошей сохранностью культуры, в год приезжает по нескольку экспедиций. Даже простой опрос – это вторжение в культуру, влияние на изменение мировоззрения носителей традиции. Эти поездки никто не контролирует и не регулирует. Кроме того, огромное количество «черных» этнографов, коллекционеров и просто коммерсантов, скупающих костюмы или даже отдельные его детали, ежегодно посещает села и деревни. Что-то из этого наследия потом появляется на рынке в московском Измайлово и др. местах, вывозится за границу. Практически в каждой сельской школе, часто и в городских школах есть краеведческие уголки, а то и музеи. Если не в школе, то в библиотеке, доме культуры. Дети собирают по всему селению экспонаты, да и люди старшего поколения приносят старинные вещи, утварь, костюмы. Очень часто этим музеям могут позавидовать районные краеведческие музеи. Иногда они получают статус «народного» музея и их включают даже в туристические маршруты, привозят школьников из школ района. Так, при библиотеке возник и действует музей «Русская изба» в с. Кочемирово Кадомского района Рязанской обл. В школьном музее в дер. Перово Гусь-Хрустального р-на Владимирской обл. есть экспонаты, связанные с местным промыслом рисованных ковров. Крупные музеи в свое время не посчитали целесообразным отразить в экспозиции производство нехудожественных, аляповатых изделий, с производством которых была связана жизнь нескольких поколений целого куста деревень и которые несколько десятилетий украшали дома советских людей. Сейчас эти экспонаты уникальны. Само создание сельских и школьных музеев народного быта вовлекает в общее дело жителей разных поколений, объединяет их. Обычно такой музей становится культурным центром и воспринимается местным населением как «свой». Очень интересный музей организован в одной из школ г. Шацк Рязанской обл.: экспонаты размещены в классах и рекреации, где на переменах играют школьники. Краеведческий уголок был создан при церкви в с. Чернава Милославского р-на Рязанской обл. усилиями настоятеля храма. Приходится констатировать, что после того как организатор такого музея по какой-либо причине перестает им заниматься, музей или краеведческий уголок ликвидируется, и экспонаты бесследно исчезают. Точно также исчезает музей или краеведческий уголок после закрытия школы, дома культуры, библиотеки в малолюдном селении. Бесследно исчезают подлинные костюмы распавшихся сельских фольклорных коллективов. В подобных музеях или библиотеках очень часто хранятся воспоминания жителей о селе, городе, о событиях XX в. и их влияние на жизнь людей этого поселения. Есть совершенно уникальные рукописи, посвященные описанию старого быта, фольклора, преданий и легенд, связанных с той местностью. И опять же, эти бесценные свидетельства прошлого недоступны, и велика степень вероятности их полной утраты. За каждым пустеющим сельским населенным пунктом стоит своя история, свои традиции, обычаи и обряды, которые выделяли и отличали его жителей. Каждое селение – это свой неповторимый культурный микромир, маленький элемент разноцветной мозаики, из множества которых и складывается народная культура. Для того чтобы сохранить этническое наследие в культурной памяти необходимо как можно шире рассказывать и писать о нем. Для выполнения этой задачи необходимо не только вести изучение народной культуры по всем регионам, но и делать его результаты широко доступными: издавать исследования и полевые материалы с комментариями, тематические фотоальбомы, делать видеофильмы. Необходимо подключить к этому делу СМИ. Нельзя не приветствовать инициативу Министерства культуры по выпуску цветных альбомов музейных коллекций народных костюмов (уже вышли книги, посвященные народному костюму русских Воронежской, Белгородской, Пензенской областей). Книги о народной культуре должны быть хорошо изданы, написаны хорошим русским языком, но нельзя допускать неоправданной идеализации, лакировки, которые способны, наоборот, вызвать ее отторжение. Приобщать к общенациональной культуре надо, прежде всего, через региональную и даже yже – через местную культуру, потому что ощущение местной самобытности и причастности собственных предков к ее созданию пробуждают желание идентифицировать себя с этим локальным сообществом и принять его культуру, т.е. обеспечивает необходимую преемственность, без которой невозможно усвоение духовного наследия народа. В 1970–1980-е гг. на сценах домов культуры практически в каждом селе делали инсценировки народной свадьбы, посиделок, колядования и т.д. и часто делали это успешно, используя местный материал. В 1990-е гг. эта работа потихоньку сворачивалась и сейчас зачастую носит формальный характер: организаторы используют сценарии и разработки, публикуемые Министерством культуры, а не местный материал. К сожалению, вместо того чтобы развивать и совершенствовать эту работу, в пустеющих селениях сокращают ставки культработников, разваливающиеся клубы просто закрывают. Воспитание у молодежи гордости и любви к наследию предков может идти через участие в краеведческой работе. Сейчас в школьной программе есть краеведение, устраиваются школьные и научные краеведческие конференции и т.д., но очень часто эти занятия носят формальный характер. Перспективным для решения поставленной задачи, на наш взгляд, является развитие генеалогического направления. Среди людей старшего поколения в настоящее время много таких, кто для своих детей и внуков пытается составить не только генеалогическое древо, но и написать историю семьи. Опираясь на этот интерес, надо привлекать к работе подростков – и сельских, и городских, – чтобы они сами записывали со слов старших членов семьи историю своего рода, семейные предания, а затем издавать на местах сборники лучших работ. Эта деятельность будет способствовать укреплению коммуникативной семейной памяти. В рамках краеведения необходимо развивать этнографическое направление: создавать этнографические общества, кружки, устраивать фестивали; создать сеть домов народного творчества для детей и подростков. Историко-культурные регионы: Северный Кавказ (на примере культурной ситуации в Дагестане). Основное содержание современного культурного наследия народов Дагестана связано с советским периодом их истории. В первую очередь следует отметить систему светского образования, включающую в себя разветвленную сеть средних школ, существующих практически во всех крупных населенных пунктах, и ряд высших учебных заведений. Это, в первую очередь, 5 государственных вузов – Дагестанский государственный университет (ДГУ), Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Дагестанский государственный технический университет (ДГТУ), Дагестанская медицинская академия и Дагестанская сельскохозяйственная академия. Наряду с ними в республике действуют несколько десятков филиалов этих и центральных вузов. В Дагестане существует Дагестанский научный центр Российской Академии наук, объединяющий 10 институтов (в 1945 г. – научно-исследовательская база, в 1949 г. – Дагестанский филиал Академии наук СССР, с 1992 г. – Дагестанский научный центр РАН). В республике функционируют филармония и 9 профессиональных театров, в том числе Русский драматический театр им. Горького, Театр оперы и балета, кукольный театр и 6 национальных театров (аварский, кумыкский, лакский, лезгинский, даргинский, азербайджанский). Специалисты в области музыкальной и художественной культуры готовятся музыкальным училищем им. Гасанова и художественным училищем им. Джемала. Их выпускники не раз занимали призовые места на различных всероссийских международных конкурсах. Национальное танцевальное искусство представлено Государственным академическим ансамблем народного танца «Лезгинка», Государственным ансамблем песни и танца Дагестана, многочисленными детскими танцевальными коллективами. На русском и 10 дагестанских языках издаются газеты и журналы, ведется теле- и радиовещание. В Дагестане работают 11 музеев, из которых самими крупными являются Дагестанский государственный историко-архитектурный музей с филиалами в ряде городов и селений и музей изобразительного искусства. Существуют профессиональные творческие союзы композиторов, писателей, журналистов. Основным достижением постсоветского периода является то, что, несмотря на все экономические и политические проблемы, удалось в основном сохранить накопленный ранее культурный потенциал. Но вместе с тем последнее десятилетие ХХ в. привнесло новый элемент в культурный облик республики, связанный с процессом быстрого возрождения ислама и усилением его влияния на разные стороны жизни общества, в том числе и культурную сферу. За короткий срок быстро сформировалась целая сеть исламских учебных заведений разного уровня, от начальных школ до институтов и университетов. Правда, следует отметить, что уровень подготовки студентов исламских вузов очень низкий и в лучшем случае соответствует уровню учеников 10-11 классов средней школы. Действуют исламские благотворительные фонды, выходят исламские газеты («Ассалам», «Нурул ислам»), местные типографии печатают труды ряда религиозных авторитетов прошлого и современности. Процесс реисламизации по своим последствиям неоднозначен. Изначально он проходил под флагом возрождения национальной культуры – популярным лозунгом периода перестройки, но на деле возрождение ислама от нее отдаляло. Современные ревнители ислама в большинстве своем не знают и не признают традиционной культуры, в которой ислам являлся одной из составляющих. Мусульманская идентичность была фоном, на котором существовали многочисленные и разнообразные обычаи, традиции, календарные праздники, возникшие еще в доисламский период. Они были связаны с традиционным общинным укладом жизни в горах, условиями ведения хозяйственной деятельности, поэтому сохранялись и после распространения ислама. Весь этот пласт народной культуры, составлявший ее основу и обусловливающий ее самобытный облик, попросту не учитывается неофитами, для которых все формы и способы регулирования жизни общества ограничиваются нормами шариата. Реисламизация породила конфликты, из которых важнейшими являются: 1) конфликт между светским характером общества и усиливающимся на него воздействием со стороны клерикальных кругов. Представители местного духовенства не удовлетворяются наличием системы религиозного образования, а пытаются проникнуть и поставить под свой контроль сферы светского образования, медицины, использовать в своих интересах административные и финансовые ресурсы государства; 2) конфликт между сторонниками так называемого традиционного ислама и ваххабитами или, как они предпочитают себя сами называть, «салафитами». Конечной целью и тех, и других является построение исламского государства, но для ваххабитов это непосредственная задача, для достижения которой их крайнее крыло готово использовать методы вооруженной борьбы, в том числе террористическую деятельность. А сторонники традиционного ислама рассматривают это как перспективную задачу, для достижения которой нужно использовать мирные средства (по крайней мере такова официальная позиция Духовного управления мусульман Дагестана – ДУМД ). Они рассчитывают придти к власти легальным способом путем максимального проникновения во властные структуры и сращивания с ними. Сила государства нужна им в борьбе с их противниками, ваххабитами.
|